Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

В России наряду с ФПГ, создаваемыми на принципах свободной (не регламентированной государственными правовыми актами) договоренности, существуют также ФПГ, созданные в соответствии с правовыми нормами. Они могут действовать как головные и дочерние компании, как компании, объединившие частично или полностью свои ресурсы на основе договора о создании группы. Такого рода ФПГ могут быть зарегистрированы в государственном реестре и получать установленные законом меры государственной поддержки.

Транснациональная корпорация (ТНК) (лат. trans - сквозь, через + лат. natio — народ + корпорация) — международная корпорация    двух видов: а) по составу капитала и  характеру действия; б) по характеру действия, но с национальным капиталом одной страны. ТНК занимают ведущие позиции на национальном и мировых рынках в производстве и реализации товаров. Деятельность ТНК диверсифицирована. Структурно-функциональный разрез ТНК представляет аналогию структуры государства. Здесь в миниатюре представлены все исполнительные органы государства.

Современные ТНК — крупнейшие объединения  предприятий, действующие в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового промышленного производства и торговли. В число ТНК в первую очередь входят 600 акционерных обществ (АО) с оборотом капитала свыше 1 млрд долл. Под их контролем в середине 1980-х гг. находилось более 1/3 промышленного производства, более 1/2 внешней торговли, около 80% патентов на новую технику и технологию западного мира.

Подавляющее большинство ТНК являются однонациональными по   составу капитала — ядру акционерного капитала головной (материнской) компании (объединения предприятий). От 1/3 до 1/2 активов имущества ТНК расположены за пределами стран базирования головных предприятий (штаб-квартир ТНК) Примерно таков же удельный вес зарубежных продаж и прибылей в общей сумме продаж и прибыли ТНК. Основой расширения сфер влияния ТНК остается вывоз капитала из стран базирования. Вместе с тем средства, приобретенные на международных рынках капитала, а также финансовые ресурсы зарубежных филиалов во всевозрастающих масштабах используются для финансирования деятельности головных компаний в странах базирования ТНК. В последние годы активно развиваются формы сотрудничества ТНК различных стран (совместные компании, совместные научно-исследовательские программы и др.).

Роль и значение ТНК в мировом развитии носят двойственный характер. С  одной стороны, направленная на максимизацию прибыли хозяйственная деятельность ТНК в зарубежных странах нередко противоречит социально-экономической политике правительства данной страны и может вызвать смену правительства. . . С другой стороны, ТНК способствуют научно-техническому и социально-экономическому прогрессу, внедрению новейшей организации управления, обмену опытом в странах, в которых разворачивается их деятельность [12].

Что касается России, то развитие и  совершенствование организационных форм объединений предприятий, с учетом мирового опыта и отечественной специфики, имеет принципиально важное значение по следующим обстоятельствам:

- во всех развитых странах  мира интегрированные структуры  играют существенную роль в  развитии их экономики и по  сути служат стимуляторами в  ускорении НТП, не избежать  этого и России;

- в РФ отсутствует достаточный  практический опыт в их создании и функционировании. Еще предстоит разработать и принять надлежащую в этом плане нормативную базу;

- в связи с переходом на  рыночную экономику Россия все  в большей мере интегрируется  в мировую экономику, а без  создания и функционирования соответствующих структур вряд ли это возможно в полной мере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии  

 

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

- увеличения выпуска однородной  продукции (специализированные предприятия);

- увеличения выпуска разнородной  продукции (универсальные предприятия);

- развития концентрации на основе  комбинирования производства (предприятия-комбинаты);

- развития концентрации на базе  диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия. 

 

Концентрация производства на предприятии  может быть достигнута путем:

- увеличения количества машин,  оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

- применения машин и оборудования  с большей единичной мощностью;

- одновременного увеличения машин,  оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;

- развития комбинирования на основе взаимосвязанных производств;

- диверсификации производства.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются  как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективным показателем уровня концентрации является объем выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля одного, двух, трех, четырех и т.д. предприятий в выпуске какой-либо продукции, в объеме ее выпуска в целом по отрасли; доля одного, двух и т.д. предприятий на рынке продаж. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

4.3. Экономические аспекты концентрации производства

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.

Известно, что объем выпускаемой  продукции зависит от величины задействованных  производственных ресурсов, т.е. от величины переменного и постоянного капитала. Но поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

На предприятии объем выпуска  продукции может быть увеличен за счет наиболее полного использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала. Если на | предприятии отсутствует резерв производственных мощностей, то увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. Экономический эффект достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.

Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:

• являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность  осуществления всего цикла «наука—производство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;

• легче внедряют и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;

• создают лучшие предпосылки для  применения более совершенной организации производства;

• с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции  снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

• имеют больше возможностей для  углубления, разделения и кооперирования труда;

• достигают большего эффекта от применения ЭВМ.

Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и  недостатки, которые следует учитывать  при проектировании и создании предприятий  такого масштаба.

К недостаткам крупных предприятий  следует, прежде всего, отнести:

• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

• необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

• усложнение процесса управления с  возрастанием масштабов предприятия;

• повышение нагрузки на природную  среду со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями;

• нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

• возможность монополизации производства и др.

Концентрация на любом предприятии  должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.

В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зпрi) на выпуск продукции, т.е.

Зпрi = Сi + EKi + Зtpi → min ,

где Сi — себестоимость продукции по i-му варианту; Е — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Ki— капитальные вложения по i-му варианту; Зtpi — транспортные расходы по i-му варианту.

Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.

В отечественной литературе известен и графический метод определения  оптимального размера предприятия, суть которого показана на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции  от объема производства

Здесь зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П = А + В) от объема выпускаемой продукции Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.

А — внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции,

В — внепроизводствснные затраты;

П — полные затраты на производство и реализацию продукции

В западной литературе оптимальный  размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия. Он представляет собой такой объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.

Для использования этого методического  подхода для нахождения оптимального размера предприятия в отечественной практике необходимо на каждом из них определять кривую зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства.

4.4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь  

 

Давно известно, что централизация, концентрация и монополизация как явления в экономике тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.

В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная  система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы централизации и концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 1960-х гг. на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Например, согласно германскому антимонопольному законодательству, монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на три предприятия и менее – ½ общего оборота, либо на пять предприятий и менее — свыше 2/з оборота. Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель «доля четырех крупнейших предприятий». Доля фиксированного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель — дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель — индекс Герфиндаля—Гиршмана (HHI):

где Н — число хозяйствующих  субъектов, действующих на рынке (в  отрасли); Xi — доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %.

Величина HHI варьируется в пределах от нуля (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия). Нормальная концентрация CR 3 < 45%; HHI < 1000. Вывод. Неконцентрированный рынок.

Информация о работе Предпринимательский потенциал