Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

Подводя итог вышеизложенному, следует  сказать, что малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у малых  предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса  низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.

6.2. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу  

 

Разработка и применение критериев  для отнесения предприятий к  малому бизнесу имеют большое  научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В экономической литературе отсутствуют  научные принципы разработки критериев  для отнесения предприятий к  малому бизнесу. На наш взгляд, при их разработке необходимо придерживаться таких принципов, как:

  • объективность;
  • дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
  • простота в понимании и использовании;
  • минимизация количества критериев (их не должно быть больше трех);
  • стабильность критериев.

На первоначальном этапе становления  малого бизнеса в России основным ^критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» от 11.05.93 № 446 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200; в науке и научном обслуживании — до 100; в других отраслях производственной сферы — до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек.

В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • промышленность, строительство и на транспорт — 100 человек;
  • научно-техническая сфера — 60 человек;
  • оптовая торговля — 50 человек;
  • розничная торговля и бытовое обслуживание населения - 30 человек;
  • другие отрасли и осуществление других видов деятельности — 50 человек.

Таким образом, в настоящее время  в Российской Федерации для отнесения  предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

В мировой практике для отнесения  предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие:

  • средняя численность занятых на предприятии работников;
  • ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
  • величина активов.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.

6.3. Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ

Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал  свою значимость и эффективность  как в экономическом, так и социальном плане. Для этих стран это уже давно устоявшееся, понятое и давно изученное явление. Малое предпринимательство в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует немногим более 10 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу более глубокого и качественного развития.

Если анализировать темп развития малых предприятий по отдельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на первоначальном этапе, т.е. в 1991 — 1995 гг.

В 1995-2004 гг. увеличение количества малых  предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06. 95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Максимальная численность малого предприятия снизилось с 200 до 100 человек (различна по отраслям).

Известно, что эффективность функционирования малого бизнеса зависит от многих причин, в том числе от отраслевой принадлежности.

Из общего числа малых предприятий  наибольшую долю (46,3%) составили предприятия торговли и общественного питания, значительно меньше их доля в строительстве (12,7%) и промышленности (13,4%), что признается отрицательным фактором.

Для повышения эффективности общественного  производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создавать соответствующие условия. Малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность. По мере заполнения этих сфер малый бизнес устремляется в другие, более привлекательные сферы. Это закономерный процесс.

Картина распределения малых предприятий  по отдельным федеральным округам  довольно пестрая.

Согласно данным Госкомстата России (ныне Росстат) доля малых предприятий  в их общей численности по отдельным федеральным округам за 2004 г. составила: Центральный федеральный округ — 36,2%; Северо-западный — 15,3; Южный — 1.0,6; Приволжский — 16,6; Уральский — 6,5; Сибирский — 10,1; Дальневосточный - 3,4%.

Аналогичная картина и по отдельным городам. Так, в Москве в 2004 г. функционировало 190,9 тыс. малых предприятий, или 21,4%, а в г. Санкт-Петербурге — 89,9 тыс. малых предприятий, или 10,1%, т. е. в этих городах сосредоточено 31,5% всех малых предприятий.

Исследованиями установлено, что такая неравномерность в распределении малых предприятий по отдельным округам страны объясняется многими причинами, но основными из них являются:

  • уровень индустриального развития региона;
  • отношение региональных органов власти к развитию малого предпринимательства;
  • сложившиеся условия для развития малого предпринимательства;
  • численность населения в том или ином экономическом районе страны;
  • уровень развития инфраструктуры для нормального функционирования малого бизнеса и др.

Развитие малого предпринимательства в России проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством.

Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого предпринимательства.

На деятельность малого бизнеса  оказывают воздействие ряд факторов. Одни из них влияют в позитивном, другие — в негативном плане; одни имеют значительное воздействие, другие - незначительное.

Все эти факторы также можно  разделить еще на две группы: внешние  и внутренние.

К внешним факторам относятся: законодательная  база; налоговая система; система кредитования; система поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятельность субъектов малого бизнеса.

К внутренним факторам относятся: организационно-правовая форма предприятия; менеджмент предприятия с его организационной структурой; экономический потенциал; мотивация труда работников и др.

Однако одним из главных внутренних факторов, влияющих на эффективность  деятельности малых предприятий, является менеджмент, включающий в себя организационное  построение малого предприятия и управление всеми подразделениями.

Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое существование  только из-за плохого менеджмента  на предприятии.

На основе вышеупомянутого можно  сделать вывод, что если бы в нашей  стране за период 1990—2004 гг. были созданы нормальные условия для развития малого бизнеса и была обеспечена соответствующая поддержка со стороны государства, то уровень его развития был бы намного выше. По уровню развития малого бизнеса мы далеко отстаем от развитых стран мира.

Малый бизнес в России еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, доля занятых на малых предприятиях – в 5-7 раз, число малых предприятий на 1000 жителей в – 6-12 раз.

Это говорит о большом неиспользованном потенциале, который имеется в Российской Федерации для развития малого бизнеса и повышения его роли в экономике.

За десятилетний период малый бизнес в нашей стране развивался, в основном, стихийно, без должной поддержки и управления со стороны государства и региональных властей. Поэтому в его развитии имеют место как явно позитивные, так и негативные явления.

К позитивным явлениям можно отнести:

  • несмотря ни на что, малое предпринимательство в нашей стране развивается, и с каждым годом роль и значение малого бизнеса становится все более весомым;
  • расширение границ проникновения малого бизнеса во все сферы общественного производства;
  • наблюдается тенденция развития малого бизнеса не только в количественном, но и в качественном плане.

Из особенностей развития малого бизнеса  в России можно отметить следующие:

  • процесс развития малого бизнеса протекал хаотично, без недостаточного государственного вмешательства и государственного регулирования;
  • существенно возросла роль малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем, но она далека еще до максимального значения;
  • происходит криминализация малого бизнеса в Российской Федерации;
  • малый бизнес еще не заполнил все рыночные ниши, предоставленные ему средним и крупным капиталом;
  • малый бизнес затронул торговлю, общественное питание и многие другие привлекательные сферы деятельности, где были созданы условия для получения большей прибыли. По мере развития малый бизнес будет проникать и в те сферы деятельности, где рентабельность намного меньше, чем в уже освоенных;
  • малые предприятия в основном разобщены, и у них нет тесных технологических и прочих хозяйственных связей. В экономически развитых странах мира субъекты малого бизнеса тесно связаны с крупными и средними фирмами на основе кооперирования и интегрирования, чего не наблюдается в России;
  • следующая ступень развития малого бизнеса в России — его интеграция со средними и крупными предприятиями;
  • отечественный малый бизнес пока очень слабо интегрирован в мировую экономику. Это касается не только международной специализации и кооперирования, но и экспорта продукции.

Таким образом, малый бизнес все  еще представляет собой слабо  разработанный пласт хозяйства  России, который может дать богатый «урожай», если будут созданы условия для его развития.

Информация о работе Предпринимательский потенциал