Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций
Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.
6.2. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность.
В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу. На наш взгляд, при их разработке необходимо придерживаться таких принципов, как:
На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным ^критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» от 11.05.93 № 446 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200; в науке и научном обслуживании — до 100; в других отраслях производственной сферы — до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек.
В соответствии с Федеральным законом
«О государственной поддержке
Таким образом, в настоящее время
в Российской Федерации для отнесения
предприятий к малым
В мировой практике для отнесения
предприятий к малым
Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.
6.3. Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ
Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономическом, так и социальном плане. Для этих стран это уже давно устоявшееся, понятое и давно изученное явление. Малое предпринимательство в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует немногим более 10 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу более глубокого и качественного развития.
Если анализировать темп развития малых предприятий по отдельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на первоначальном этапе, т.е. в 1991 — 1995 гг.
В 1995-2004 гг. увеличение количества малых
предприятий существенно
Известно, что эффективность
Из общего числа малых предприятий наибольшую долю (46,3%) составили предприятия торговли и общественного питания, значительно меньше их доля в строительстве (12,7%) и промышленности (13,4%), что признается отрицательным фактором.
Для повышения эффективности
Картина распределения малых
Согласно данным Госкомстата России (ныне Росстат) доля малых предприятий в их общей численности по отдельным федеральным округам за 2004 г. составила: Центральный федеральный округ — 36,2%; Северо-западный — 15,3; Южный — 1.0,6; Приволжский — 16,6; Уральский — 6,5; Сибирский — 10,1; Дальневосточный - 3,4%.
Аналогичная картина и по отдельным городам. Так, в Москве в 2004 г. функционировало 190,9 тыс. малых предприятий, или 21,4%, а в г. Санкт-Петербурге — 89,9 тыс. малых предприятий, или 10,1%, т. е. в этих городах сосредоточено 31,5% всех малых предприятий.
Исследованиями установлено, что такая неравномерность в распределении малых предприятий по отдельным округам страны объясняется многими причинами, но основными из них являются:
Развитие малого предпринимательства в России проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством.
Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого предпринимательства.
На деятельность малого бизнеса
оказывают воздействие ряд
Все эти факторы также можно разделить еще на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: законодательная база; налоговая система; система кредитования; система поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятельность субъектов малого бизнеса.
К внутренним факторам относятся: организационно-правовая форма предприятия; менеджмент предприятия с его организационной структурой; экономический потенциал; мотивация труда работников и др.
Однако одним из главных внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности малых предприятий, является менеджмент, включающий в себя организационное построение малого предприятия и управление всеми подразделениями.
Многие малые предприятия
На основе вышеупомянутого можно сделать вывод, что если бы в нашей стране за период 1990—2004 гг. были созданы нормальные условия для развития малого бизнеса и была обеспечена соответствующая поддержка со стороны государства, то уровень его развития был бы намного выше. По уровню развития малого бизнеса мы далеко отстаем от развитых стран мира.
Малый бизнес в России еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, доля занятых на малых предприятиях – в 5-7 раз, число малых предприятий на 1000 жителей в – 6-12 раз.
Это говорит о большом
За десятилетний период малый бизнес в нашей стране развивался, в основном, стихийно, без должной поддержки и управления со стороны государства и региональных властей. Поэтому в его развитии имеют место как явно позитивные, так и негативные явления.
К позитивным явлениям можно отнести:
Из особенностей развития малого бизнеса в России можно отметить следующие:
Таким образом, малый бизнес все еще представляет собой слабо разработанный пласт хозяйства России, который может дать богатый «урожай», если будут созданы условия для его развития.