Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

Экономический эффект (Э) от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле

Э = [(С1 - С2) - (Зтр2 - Зтр1)] V2 - Еn ΔК + ΔП,

где C1, C2 — себестоимость единицы продукции до и после специализации; Зтр1, Зтр2 – транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации; V2 – объем выпуска продукции после специализации; Еn – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; ΔК — дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации производства; ΔП — дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации производства.

Развитие специализации и кооперирования производства приносит не только положительный эффект, но и отрицательный.

К недостаткам специализации и  кооперирования следует прежде всего  отнести такие моменты, как:

  • рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;
  • монотонность в работе, поэтому необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.

Все вышеперечисленные положительные  и отрицательные стороны необходимо учитывать при планировании и  развитии специализации и кооперирования с целью нахождения оптимального варианта.

5.3. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства  

 

Комбинирование производства представляет процесс выпуска разнородной  продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья, комплексного использования сырья и отходов производства.

Различают три приоритетные формы комбинирования, основанные на:

  • последовательном выполнении технологических стадий обработки сырья (например, металлургический комбинат, на котором осуществляются такие технологические стадии обработки, как «железная руда—чугун—сталь—прокат»);
  • использовании отходов производства (сочетание цветной металлургии с. химической промышленностью путем применения отходов, возникающих при переработке руды (сернистого ангидрида), для производства серы);
  • комплексном использовании сырья, материалов, энергии и отходов. Примером этой формы комбинирования могут служить: нефтехимические комбинаты, в которых осуществляются комплексная химическая переработка нефти и попутных газов, нефтедобыча и нефтепереработка для производства синтетических материалов; железорудные горно-обогатительные комбинаты, на которых кроме добычи и обогащения кварцитов используются вскрышные породы для выпуска самой различной продукции — щебня, цемента, кирпича, мела и других строительных материалов.

Развитие комбинирования на отдельных  предприятиях зависит в первую очередь от их специфики. Для определения уровня развития комбинирования на предприятии могут быть использованы следующие показатели:

  • доля продукции, полученной в результате комбинирования производства, в общем объеме выпускаемой продукции по предприятию;
  • степень извлечения полезных компонентов из исходного сырья;
  • степень использования отходов производства на предприятии, которая определяется отношением количества применяемых отходов к их общему количеству;
  • количество наименований побочной продукции, производимой на предприятии за счет комбинирования производства.

Для анализа уровня комбинирования могут быть использованы и другие показатели.

5.4. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства  

 

Комбинирование с экономических  позиций представляет одну из самых  прогрессивных форм концентрации и  организации промышленного производства, так как позволяет наиболее полно реализовать все ресурсы предприятия. С экономических позиций комбинирование производства позволяет:

  • расширить сырьевую базу промышленности;
  • снизить материалоемкость продукции за счет комплексного использования сырья, отходов производства и осуществления непрерывности технологического процесса;
  • снизить транспортные расходы;
  • более эффективно использовать основные производственные фонды и производственные мощности предприятия;
  • сократить длительность производственного цикла;
  • сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей промышленности;
  • уменьшить производственные отходы и тем самым оказывать благотворное влияние на природную среду;
  • развивать концентрацию производства и получать выгоды от эффекта масштабности и др.

Все вышеперечисленное можно формализовать и получить математическое выражение для определения экономического эффекта от комбинирования производства:

Э = [(Ссп - Ск) + (Зтр1 - Зтр2) + (Кс - Кк) Еn] Vк + Еn ΔК,

где Э – экономический эффект от комбинирования производства; Ссп, Ск – себестоимость выпускаемой продукции на специализированном предприятии и себестоимость выпуска этой же продукции за счет комбинирования; Зтр1, Зтр2 – транспортные расходы на единицу продукции до и после комбинирования; Кс, Кк – удельные капитальные вложения на выпуск продукции на специализированном предприятии и на производство этой же продукции за счет комбинирования; Vк – объем выпуска продукции за счет комбинирования производства; Еn – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; ΔК – экономия капитальных вложений, необходимых на развитие добывающих отраслей.

Данную формулу можно представить  и в более упрощенном виде:

Э = (ΔС + ΔЗтр + ЕnΔКк)Vк +EnΔK

т. е. комбинирование позволяет получить экономический эффект за счет снижения себестоимости продукции (∆С), снижения транспортных расходов (∆Зтр), снижения удельных капитальных вложений (∆Кк) и экономии капитальных вложений (∆К), необходимых на развитие добывающих отраслей, если бы не осуществлялся процесс комбинирования производства.

Кроме того, комбинирование — один из способов диверсификации производства, что в условиях рыночных отношений приводит к снижению риска банкротства предприятия.

Таким образом, развитие комбинирования на предприятии является одним из действенных направлений для увеличения выпуска продукции, улучшения использования всех ресурсов предприятия, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли.

6.1. Сущность, роль и значение малого бизнеса  

 

С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи  с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала  означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В одном из английских учебников  по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.

В одном из современных экономических  словарей сущность малого предприятия  трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие  любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных  лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может  нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

• доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

• доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доля мелких предприятий в общем  количестве коммерческих предприятий;

• доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

• доля малого бизнеса в экспорте продукции; 

доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в  их общей величине;

• доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

• доля отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Например, в США на малые фирмы  приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС — 67%, Японии — 55%.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.

Малый бизнес в Российской Федерации  стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно - с 1990 г. На начало 2004 г. уже  насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса  имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить  все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности  населения в товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются  крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса - это  одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

• развитие мелкого бизнеса позволяет  в значительной степени решить или  смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого бизнеса  появляется средний класс и класс  мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего  гибкостью и восприимчивостью к  конъюнктуре рынка, быстрее реагирует  на спрос потребителей;

• в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. 

 

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

• более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

• улучшение качества обслуживания;

• более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

• формирование среднего класса в  обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

• формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

• снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Информация о работе Предпринимательский потенциал