Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:10, контрольная работа
Раскрытие содержания правового понятия "предпринимательская деятельность" (экономические, социальные и иные аспекты этого понятия в данной статье не исследуются) следует начать с анализа соответствующих конституционных положений.
В части четвертой статьи 13 Конституции республики предусмотрено, что "государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
1.Правовая охрана и защита предпринимательства в современных условиях.
2. Порядок разрешения хозяйственных споров.
Список использованных источников
План.
1.Правовая охрана и защита предпринимательства в современных условиях.
2. Порядок разрешения хозяйственных споров.
Список использованных источников
1. Правовая охрана и защита предпринимательства в современных условиях.
Раскрытие содержания правового понятия "предпринимательская деятельность" (экономические, социальные и иные аспекты этого понятия в данной статье не исследуются) следует начать с анализа соответствующих конституционных положений.
В части четвертой статьи 13 Конституции республики предусмотрено, что "государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". В данной конституционной норме содержится ответ на вопрос о том, в каком соотношении находятся использованные в ней понятия "предпринимательская деятельность" и "экономическая деятельность". Наличие между ними слов "и иной" является недвусмысленным указанием на то, что понятие "предпринимательская деятельность" выступает в качестве видового понятия по отношению к родовому понятию "экономическая деятельность". Это означает, что всякая "предпринимательская деятельность" является деятельностью экономической. С другой стороны, не всякая экономическая деятельность является предпринимательской.
Оба рассматриваемых понятия не раскрываются в Основном Законе государства. В то же время в части четвертой статьи 13 Конституции и части третьей статьи 2 Гражданского кодекса законодатель выделяет два ее вида - "государственную" и "частную" экономическую деятельность. Отсюда следует, что предпринимательская деятельность, будучи деятельностью экономической, может быть и государственной, и частной.
Анализ норм Конституции и гражданского законодательства позволяет утверждать, что экономическая деятельность осуществляется в стране белорусскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, юридическими лицами Республики Беларусь, иностранными и международными юридическими лицами (организациями, не являющимися юридическими лицами), Республикой Беларусь, административно- территориальными единицами Республики Беларусь и иностранными государствами. Она имеет место в сфере производства, распределения, обмена, использования материальных благ (прежде всего, товаров, работ, услуг) и осуществляется указанными субъектами в рамках установленного в государстве гражданского оборота.
Свобода предпринимательства, провозглашенная и гарантированная частями 2 и 4 статьи 13 Конституции, не является абсолютной. Основной Закон государства говорит и о случаях запрещенной законом экономической деятельности, следовательно, и деятельности предпринимательской как составной части экономической деятельности. Ограничение свободы предпринимательства, права личности на осуществление предпринимательской деятельности в силу части 1 статьи 23 Конституции "допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц".
Свобода предпринимательской деятельности может ограничиваться по-разному: и путем запрета на осуществление тех или иных видов деятельности, и посредством запрета на ее осуществление определенным кругом (категорий) лиц. Возможен и смешанный способ ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности, когда запрещается занятие определенным видом предпринимательской деятельности определенной категорией лиц.
Все указанные способы запрета на осуществление предпринимательской деятельности носят ограничительный, частичный, но не тотальный характер. Хотя не исключается использование и абсолютного запрета. Введение такого запрета преимущественно связано с реализацией норм международного права в сфере обеспечения безопасности мира и человечества (например, запрет на производство и другую деятельность, предметом которой является ядерное и иное оружие массового поражения, запрещенное международными договорами Республики Беларусь). Однако введение запрета на осуществление предпринимательской деятельности должно предусматривать соблюдение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
Потребность в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности возникает в случае их нарушения или оспаривания. Защита прав и законных интересов - одна из важнейших категорий процессуального и материального права, без определения сущности которой невозможно раскрыть характер и особенности ответственности субъектов предпринимательской деятельности. Данная категория связана с понятием «право на защиту», которое в научной и учебной литературе получило различную юридическую квалификацию.
Наиболее распространенной и убедительной является точка зрения, согласно которой право на защиту является одним из элементов самого субъективного права, наряду с правомочием действовать по собственному усмотрению и правомочием требовать от другой стороны в правоотношении соответствующего поведения.
В соответствии с другой точкой зрения право на защиту - самостоятельное субъективное право, которое появляется в момент нарушения или оспаривания прав и законных интересов.
Защита представляет собой реализацию предусмотренных законом мер, направленных на восстановление или признание нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов по требованию управомоченного лица. В этом значении защита обозначает охрану прав и законных интересов в узком смысле слова. В широком понимании к нему примыкает создание и реализация мер различного характера (экономического, организационного), направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав и законных интересов в их ненарушенном состоянии.
Право на охрану, таким образом, возникает одновременно с самим субъективным правом, вторично по отношению к нему и существует независимо от нарушения или оспаривания последнего. В связи с этим в качестве одного из элементов субъективного права следует указывать право на охрану в широком смысле этого слова.
Рассмотрим охрану прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в узком смысле слова, т. е. их защиту. Как было указано выше, предметом защиты выступают не только субъективные права субъектов предпринимательской деятельности, но и их законные интересы [5, п. 2 ч. 1 ст. 2]. В основе любого субъективного права предпринимателя лежит интерес, который удовлетворяется посредством предоставления и реализации субъективного права. Интерес в этом случае формирует мотивацию реализации субъективного права и охраняется одновременно с ним. Однако охраняемый законом интерес может существовать самостоятельно и подлежать защите в случае его нарушения. Подобная ситуация возникает, в частности, при прекращении самого субъективного права в результате правонарушения. Например, при уничтожении объекта аренды по вине арендатора само право собственности арендодателя не может быть защищено, так как его уже не существует. Но арендодатель может требовать защиты охраняемого законом интереса в восстановлении своего имущественного положения посредством предъявления иска о возмещении убытков.
Защита субъективных прав и законных интересов субъектов хозяйствования осуществляется посредством применения соответствующих форм, средств и способов.
Форма защиты - комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Существуют две основные формы защиты - юрисдикционная и неюрисдикционная.
Первая (юрисдикционная) представляет собой деятельность компетентных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В рамках этой формы выделяют общий и специальный порядок. По общему правилу, защиту нарушенных субъективных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляет хозяйственный суд [5, п. 2 ч. 1 ст. 2]. В качестве средства судебной защиты, по общему правилу, выступает иск. В отдельных случаях в качестве такого средства может быть заявление (например, заявление о возбуждении приказного производства [5, ст. 117] или жалоба (например, жалоба на нотариальные действия или отказ в их совершении [5, ст. 173].
Специальным порядком защиты субъективных прав и законных интересов является административный порядок, который применяется только в случаях, предусмотренных законом.
Иногда применяется административно-судебный порядок защиты субъективных прав и законных интересов. В этом случае обращению с иском в суд предшествует обращение в органы государственного управления.
Неюрисдикционная форма защиты представляет собой самостоятельные действия субъектов предпринимательской деятельности по защите их субъективных прав и охраняемых законом интересов без обращения в компетентный орган. Речь в данном случае идет о самозащите, которая в ст. 14 ГК указана в качестве одного из способов защиты субъективных прав и законных интересов.
Следует, однако, согласиться с тем, что «самозащита гражданских прав с позиций теории - это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов». К таким возможностям следует отнести, например, отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента (отказ от оплаты, от передачи вещи [2, п. 2 ст. 453] и т. п.), поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника [2, п. 3 ст. 669] и некоторые другие действия.
Способы защиты - предусмотренные законом меры принуждения, направленные на восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и защиту охраняемых законом интересов.
Защита гражданских прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 11 ГК осуществляется путем:
1) признания права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;
5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
6) самозащиты права;
7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
8) возмещения убытков;
9) взыскания неустойки;
10) компенсации морального вреда;
11) прекращения или изменения правоотношения;
12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
13) иными способами, предусмотренными законодательством. Данный перечень не является исчерпывающим, что прямо вытекает из п. 13 ст. 11 ГК.
2.Порядок разрешения хозяйственных споров.
В процессе хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования могут возникнуть разногласия.
Споры, возникающие между субъектами хозяйственного оборота в процессе заключения, изменения, расторжения и исполнения хозяйственных договоров, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, а также дела о признании субъектов хозяйствования экономически несостоятельными и банкротами разрешаются в хозяйственных судах Республики Беларусь. В Республике Беларусь действуют Высший хозяйственный суд республики и хозяйственные суды областей. Они осуществляют правосудие в области экономических отношений между юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности, в том числе зарубежными, которые действуют в сфере хозяйственных отношений.
Возбудить дело в хозяйственном суде о защите нарушенных прав или охраняемых законом интересов могут:
-юридические и физические лица - субъекты хозяйствования;
-государственные органы по охране природы;
-государственные и другие органы, обращающиеся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
-прокуроры, обращающиеся в суд в интересах государства, юридических и физических лиц - субъектов хозяйствования, а также сам хозяйственный суд по своей инициативе [5, ст.4];
-Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь по делам, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства (ст. 16 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»);
-Государственная налоговая инспекция по делам, предусмотренным ст. 11 Закона «О Государственной налоговой инспекции Республики Беларусь»;
органы приватизации по делам о признании недействительными сделок приватизации государственных объектов (ч. II ст. 25 Закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»);
-органы государственного надзора за страховой деятельностью по делам о признании - банкротства страховых организаций, обеспечивающих выполнение своих обязательств по выплате страховых сумм и страхового возмещения (ст. 41 Закона «О страховании»);
-заинтересованные лица, предъявляющие требования к гражданам, ранее обладавшим статусом предпринимателя, если спорное правоотношение возникло из осуществлявшейся ими предпринимательской деятельности;
Информация о работе Предпринимательство в современных условиях