Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:10, контрольная работа
Раскрытие содержания правового понятия "предпринимательская деятельность" (экономические, социальные и иные аспекты этого понятия в данной статье не исследуются) следует начать с анализа соответствующих конституционных положений.
В части четвертой статьи 13 Конституции республики предусмотрено, что "государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
1.Правовая охрана и защита предпринимательства в современных условиях.
2. Порядок разрешения хозяйственных споров.
Список использованных источников
-отдельные граждане, когда спор связан с применением условий учредительства юридических лиц - субъектов хозяйствования.
Разрешение споров в хозяйственном суде осуществляется на началах равенства участников процесса перед законом и судом независимо от форм собственности, места нахождения сторон, подчиненности и других обстоятельств.
При рассмотрении споров судьи независимы и подчиняются только закону.
Рассмотрение споров в суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны либо когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.
Решение хозяйственного суда должно основываться на законе и быть обоснованным.
Хозяйственный суд в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, договорами и соглашениями Республики Беларусь с другими государствами, иными законодательными и нормативными актами.
Руководители предприятий и организаций должны знать, какие хозяйственные споры относятся к компетенции хозяйственного суда.
Согласно действующему законодательству, хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам:
- между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, также организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами;
- между Республикой Беларусь и административно- территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно- территориальными единицами Республики Беларусь.
К хозяйственным (экономическим) спорам, рассматриваемым хозяйственным судом, в частности, относятся споры о:
- разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законодательством, или о разногласиях, передача которых на разрешение хозяйственного суда согласована сторонами договора;
- изменении условий или расторжении договора;
- неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
- признании права собственности;
-истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
- нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
- возмещении убытков;
- признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
- защите деловой репутации;
- отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством Республики Беларусь;
- взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций-, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено взыскание этих сумм в бесспорном порядке;
- возврате из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
- экономической несостоятельности (банкротстве);
- отказе в выдаче (продлении) лицензии.
Хозяйственный суд рассматривает также дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
- по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении.
Законодательными актами могут быть отнесены к подведомственности хозяйственного суда и другие дела.
В то же время хозяйственные суды Республики Беларусь не рассматривают споров о размерах исчисленных сумм налогов и неналоговых платежей; об установлении цен на продукцию и товары, а также тарифов на оказание услуг, если цены и тарифы, согласно законодательству, не могут устанавливаться соглашением сторон; о понуждении заключить договор, не основанный на нормативном акте, а также споров, возникающих при согласовании стандартов и технических условий.
Руководители должны помнить, что Высший хозяйственный суд Республики Беларусь рассматривает:
- хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно- территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно- территориальными единицами Республики Беларусь;
- споры о признании недействительным (полностью или частично) нормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- споры, связанные с государственными секретами; иные споры, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. Кроме того, Высший хозяйственный суд Республики Беларусь имеет право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело [5,ст. 29].
Хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды рассматривают все хозяйственные споры, кроме споров, отнесенных к ведению Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.
При обращении в суд необходимо также учитывать подсудность хозяйственных споров.
Иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица [5, ст. 30].
Иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей, предъявляются в хозяйственный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков.
Иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в Республике Беларусь.
Иск к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также по месту причинения вреда.
Иск к ответчику, являющемуся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика.
Иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора.
Выбор между несколькими хозяйственными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу [5, ст. 31].
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, рассматриваются по месту нахождения заявителя, за исключением дел установления факта владения зданием, сооружением, земельным участком или другим недвижимым имуществом, эти дела рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка или другого недвижимого имущества.
Дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении рассматриваются хозяйственным судом по месту нахождения нотариальной конторы или иного органа (должностного лица), которым законодательством предоставлено право совершать нотариальные действия [5, ст. 32].
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по месту нахождения должника.
Иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанные с лишением владения, предъявляются по месту нахождения недвижимого имущества.
Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в том числе, когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется по месту нахождения перевозчика.
Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.
Подсудность, установленная ст. 30, 31 ХПК РБ, может быть изменена по соглашению сторон.
Если хозяйственный спор неподсуден данному хозяйственному суду, то суд в пятидневный срок направляет исковой материал по подсудности.
При установлении, что данный спор не подведомствен хозяйственному суду, последний выносит определение об отказе возбуждения производства по делу либо о прекращении производства по делу.
Лица, участвующие в деле, имеют право:
- знакомиться с материалами дела, делать выписки из них; заявлять отводы;
- представлять доказательства и участвовать в их исследовании; с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам; заявлять ходатайства;
- давать письменные и устные пояснения хозяйственному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
- возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
- обжаловать судебные акты;
- пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им ХПК РБ.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), пользуются правами и несут обязанности сторон, за изъятиями, установленными законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве).
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, в случае неисполнения которых наступают последствия, предусмотренные ХПК РБ и другими законодательными актами.
Истец вправе до принятия решения хозяйственным судом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Ответчик вправе признать иск полностью или частично, а также изменить основания возражений против иска.
Стороны могут окончить дело мировым соглашением на любой стадии процесса.
Хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не утверждает мирового соглашения сторон, если это противоречит законодательству или нарушает права и законные интересы других лиц. В этих случаях хозяйственный суд рассматривает спор по существу.
Организации и граждане, участвующие в рассмотрении дела в хозяйственном суде, несут определенные расходы. Эти расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Суммы, подлежащие выплате по инициативе сторон, вносятся предварительно стороной, заявившей соответствующую просьбу.
Суммы, подлежащие выплате в связи с издержками по делу, произведенными по инициативе суда, выплачиваются хозяйственным судом за счет средств, предусматриваемых на эти цели в бюджете суда.
Исковые заявления и заявления о пересмотре решений хозяйственного суда оплачиваются государственной пошлиной в республиканский бюджет в пределах и размере, установленных законодательством.
Государственная пошлина может уплачиваться в свободно конвертируемой валюте. Исковое заявление и заявления о пересмотре решений хозяйственных судов, подаваемые иностранными юридическими и физическими лицами, кроме юридических и физических лиц - субъектов хозяйствования государств, находящихся в одной валютной зоне с Республикой Беларусь, оплачиваются государственной пошлиной только в свободно конвертируемой валюте по единому курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на день предъявления иска.
Государственная пошлина исчисляется исходя из цены иска или в твердой денежной сумме.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
- суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, переводчикам, свидетелям;
- расходы по производству осмотра на месте;
- расходы по извещению и вызову сторон в хозяйственный суд, направлению судебных актов и выполнению судебных поручений;
- другие расходы, признанные хозяйственным судом необходимыми.
Исковое заявление, подписанное истцом или его представителем, подается в хозяйственный суд в письменной форме с копиями по числу ответчиков.
В исковом заявлении должны быть указаны:
- наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;
- имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;
Информация о работе Предпринимательство в современных условиях