Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:16, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке эффективных путей развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления как составляющей социально-экономического развития муниципального образования на примере Раменского муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить сущность, место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования.
2. Рассмотреть условия и факторы развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
3. Проанализировать зарубежный опыт функционирования малых предприятий.
4. Дать анализ современному состоянию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
5. Дать анализ современному состоянию социально-экономического развития в Раменском муниципальном районе.
6. Разработать предложения по совершенствованию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
7. Оценить эффективность предложений по совершенствованию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
8. Сформулировать выводы по проделанной работе.
Введение
1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления
1.1. Место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования
1.2. Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства
2. Анализ развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
2.1. Анализ поддержки и развития малого предпринимательства в развитых странах
2.2. Современное состояние социально-экономического развития в Раменском муниципальном районе
2.3. Современное состояние развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3. Перспективы и предложения по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.1. Перспективы развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.2. Разработка предложений по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.3. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации предложений по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
Заключение.
Список использований литературы
Последний лист курсовой работы
2
Содержание
стр.
Введение
1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления
1.1. Место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования
1.2. Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства
2. Анализ развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
2.1. Анализ поддержки и развития малого предпринимательства в развитых странах
2.2. Современное состояние социально-экономического развития в Раменском муниципальном районе
2.3. Современное состояние развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3. Перспективы и предложения по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.1. Перспективы развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.2. Разработка предложений по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.3. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации предложений по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
Заключение.
Список использований литературы
Последний лист курсовой работы
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления социально-ориентированной рыночной экономики. Малое предпринимательство является существенной составляющей цивилизованного рыночного хозяйства и неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма. Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
В условиях современного российского общества энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и социальных процессов на определенное участие в функционировании рыночного механизма.
Предметом исследования в данной работе является малое предпринимательство в системе местного самоуправления.
Объектом исследования, в свою очередь является Раменский муниципальный район.
Цель курсовой работы заключается в разработке эффективных путей развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления как составляющей социально-экономического развития муниципального образования на примере Раменского муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить сущность, место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования.
2. Рассмотреть условия и факторы развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
3. Проанализировать зарубежный опыт функционирования малых предприятий.
4. Дать анализ современному состоянию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
5. Дать анализ современному состоянию социально-экономического развития в Раменском муниципальном районе.
6. Разработать предложения по совершенствованию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
7. Оценить эффективность предложений по совершенствованию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
8. Сформулировать выводы по проделанной работе.
2
1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления
1.1. Место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования
В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ является развитие. Малое предпринимательство является важным звеном полноценной экономики. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованных рыночных отношений.
Понятие «предпринимательство» имеет множество различных, не только дополняющих, но и зачастую исключающих друг друга определений разных авторов и экономических школ. Первые определения «предпринимательства» появились в западной экономической теории в 18 веке и связаны они с именами Р. Кантилона, А. Тюрго, Ф. Кене, А. Смита, Ж. Сэя. Уже в этот период в оборот был введен довольно широкий набор представлений о предпринимательстве.[1]
По мнению Й. Шумпетера (1883-1950, австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли) предпринимательство – это реформирование производства путем использования изобретений или разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т. д. По мнению Ф. А. фон Хайека (1899-1992, австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка) предпринимательство – это поиск и исследование новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не какого-либо рода занятий, всякий индивид, чьё поведение отличается поисковым стилем, есть потенциальный предприниматель. В интерпретации Хайека, предпринимательство – это поиск изменений в предпочтениях потребителей и новых средств их удовлетворения.[2]
ФЗ от 14 августа 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[3] определяет под субъектами малого предпринимательства коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников, за отчетный период, не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.[4]
Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Следовательно, характерными чертами предпринимательской деятельности является самостоятельность (имущественная и хозяйственная), систематичность, получение прибыли (как цель деятельности), риск, легитимность (регистрация в установленном порядке), самостоятельная имущественная ответственность. Отсюда следует вывод, что не каждый занимающийся бизнесом может быть предпринимателем, хотя в обыденной жизни принято называть предпринимателями всех тех, кто занят бизнесом. Ими же являются лишь те деловые люди, чье поведение на рынке отличается поисковым творческим характером. Предпринимательство — это особый вид бизнеса или же наивысшая стадия его развития.
Целью предпринимательства является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, то есть предпринимательского дохода. Этот доход — результат реализации особых способностей предпринимателя по исключительно рациональному соединению факторов производства, основанного на инновационном рисковом фундаменте. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, максимально эффективно ставит службу маркетинга. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее угадывает, на какой продукт, в какое время, на каком сегменте рынка окажется наибольшим платежеспособный спрос. В результате индивидуальные издержки производства у предпринимателя ниже общественных, на базе которых устанавливается рыночная цена. Таким образом, он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены, то есть люди, использующие лишь свой капитал или совершающие какие-либо сделки. В этом и состоит сущность предпринимательства как экономического явления.
Занятие предпринимательством является естественным проявлением способностей и жизненных сил человека, реализацией его неотъемлемых гражданских прав. Согласно п. 1 ст.2 ГК РФ[5] предпринимательская деятельность является самостоятельно осуществляемой деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Развитие предпринимательства — задача исключительной сложности, а ее решение требует больших усилий и длительного времени. Мировой опыт свидетельствует, что на ранних стадиях формирования рыночных отношений, нарождающиеся предпринимательские структуры особенно нуждаются в государственной и общественной поддержке, а малое предпринимательство, имеющее высокую неустойчивость положения на рынке, тем более. Только при условии благожелательного отношения государства к предпринимательству оно сможет стать массовым и продуктивным, включиться в систему базовых ценностей значительного числа россиян, относящихся ко многим социальным группам.
1.2. Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства
Очень важно, чтобы политика региона (который, как правило, охватывает один субъект Федерации) согласовывалась с политикой муниципалитетов, поскольку реализовываться она будет так или иначе в муниципалитетах, находящихся на его территории, а с другой стороны, политика, разрабатываемая муниципальными образованиями, должна учитывать региональные аспекты. Роль местного самоуправления и вытекающие из этой роли функции определены в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года.[6] Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
С учетом роли и полномочий местного самоуправления, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:
обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
охрана общественного порядка;
защита интересов и прав местного самоуправления.
При этом социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной степени определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни муниципального образования и поднять уровень благосостояния населения, который, в конечном счете, определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.
Таким образом, можно выделить задачи в сфере развития предпринимательства, стоящие перед муниципалитетами, связанные с выполнением функции экономического развития:
возникновение новых и развитие существующих производств;
развитие городской инфраструктуры, прежде всего связи и коммуникаций;
занятость;
уровень благосостояния и так далее.
На любой территории, в любом муниципальном образовании предприниматель выступает в качестве:
работодателя, сохраняющего или создающего новые рабочие места, что в свою очередь снимает социальную напряженность в регионе;
источника налоговых поступлений в местный бюджет, от объема которых зависит финансовое состояние муниципалитета и его возможности для проведения местной социальной политики;
проектировщиком и создателем пространства, в котором местные жители могут реализовать свои способности.[7]
Регионы постоянно соревнуются друг с другом за привлечение на свою территорию цивилизованного предпринимателя, который готов надолго обосноваться в регионе со своим бизнесом, вкладывать в него инвестиции и стать устойчивым налогоплательщиком. Именно поэтому главная цель муниципалитета заключается в создании на конкретной территории благоприятного предпринимательского климата и всемерного содействия развитию предпринимательства.
Под содействием развитию предпринимательства понимаются активные действия органов местного самоуправления: способствующие достижению экономического процветания данного муниципального образования. Формы и механизмы, посредством которых оказывается воздействие на предпринимательскую среду со стороны органов местного самоуправления, различны и многообразны. К основным из них можно отнести следующие:
создание общих условий и благожелательного к предпринимателям климата;
содействие и поддержка предпринимателей;
регулирование;
координация;
контроль;
Информация о работе Развитие малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе