Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:16, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке эффективных путей развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления как составляющей социально-экономического развития муниципального образования на примере Раменского муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить сущность, место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования.
2. Рассмотреть условия и факторы развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
3. Проанализировать зарубежный опыт функционирования малых предприятий.
4. Дать анализ современному состоянию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
5. Дать анализ современному состоянию социально-экономического развития в Раменском муниципальном районе.
6. Разработать предложения по совершенствованию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
7. Оценить эффективность предложений по совершенствованию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
8. Сформулировать выводы по проделанной работе.
Введение
1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления
1.1. Место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования
1.2. Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства
2. Анализ развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
2.1. Анализ поддержки и развития малого предпринимательства в развитых странах
2.2. Современное состояние социально-экономического развития в Раменском муниципальном районе
2.3. Современное состояние развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3. Перспективы и предложения по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.1. Перспективы развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.2. Разработка предложений по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.3. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации предложений по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
Заключение.
Список использований литературы
Последний лист курсовой работы
Политика Великобритании заключается в формировании в стране наиболее благоприятных условий для развития МСП.
Таблица 5.
Государственное обеспечение развития МСП во Франции.[14]
Доля МСП в ВВП страны. | 49,8% | €967 млрд. В 2009 г. |
Доля МСП в общей занятости | 54,1% | 13,6 млн. работающих |
Доля МСП в общем количестве предприятий | 99,6% | 3,51 млн. предприятий в т.ч. 2,1 млн. ИП |
Расходы бюджета на поддержку МСП | ~0,04% | €3,76 млрд. |
Объем госзаказов размещенных в МСП | ~26% |
|
Политика Франции направлена на создание благоприятных условий для развития МСП, экономического оздоровления регионов и увеличения занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие высокотехнологических производств с целью обеспечение их высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Особое внимание оказывается улучшению финансовой поддержки МСП как за счет предоставления государственных гарантий и привлечения частного капитала, так и путём снижения налогообложения для повышения экономической устойчивости предприятий для преодоления последствий кризиса.
Таблица 6.
Государственное обеспечение развития МСП в Германии.[15]
Доля МСП в ВВП страны. | 53,2% | €1,28 трлн. В 2009 г. |
Доля МСП в общей занятости | 60,1% | 21,6 млн. работающих |
Доля МСП в общем количестве предприятий | 99,7% | 4,5 млн. предприятий |
Расходы бюджета на поддержку МСП | ~0,22% | €2,66 млрд. |
Объем госзаказов размещенных в МСП | ~33% |
|
Политика Германии осуществляется в рамках структурных реформ и в целях преодоления последствий кризиса, направлена на повышение экономической устойчивости и усиление конкурентоспособности МСП. Приоритетными направлениями поддержки являются: облегчение доступа к кредитам и снижение налогов, расширение инновационной деятельности, освоение высоких технологий, повышение квалификации работников, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование самозанятости.
2.2. Современное состояние социально-экономического развития в Раменском муниципальном районе
В соответствии с Законом Московской области «О статусе и границах Раменского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» от 25.02.2005 №55/2005-ОЗ[16] в состав Раменского муниципального района входит 21 муниципальное образование, из которых 6 городских поселений и 15 сельских.
Территория Раменского муниципального района расположена к юго-востоку от Москвы.
Площадь территории Раменского муниципального района составляет 141,4 тыс. га.
Численность постоянного населения на 01.01.2010 года насчитывает 223,719 тыс. человек, в том числе: 126,336 тыс. человек – городское население и 97,383 тыс. человек – сельское население.[17]
Экономика района представлена многоотраслевым хозяйственным комплексом, который включает в себя 5,9 тыс. юридических лиц, около 5,2 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.
В социальной сфере района действует 71 учреждение здравоохранения, 43 клубных учреждения, 55 библиотек, 135 учреждений образования различной направленности, 124 спортивных сооружения, 21 организация коммунального комплекса, из них 6 муниципальных.
В начале 2010 года демографическая ситуация в Раменском районе развивалась в русле сложившихся в последние годы тенденций. К положительным факторам относится продолжающийся, хотя и незначительный, рост рождаемости и снижение смертности.
Учитывая данные факторы, и то, что в Раменском муниципальном районе ведется активное жилищное строительство, в 2010 году планируется увеличение численности постоянного населения на конец года на 1,7 тыс. чел. Численность населения трудоспособного возраста оценивается с уменьшением на 0,1тыс. чел.
Несмотря на увеличение уровня рождаемости в 2011 году сохранится значительное превышение смертности над рождаемостью. Миграционный прирост предположительно будет превалировать над естественной убылью населения, вследствие чего продолжится увеличение численности населения района.
Рисунок 1.
Проявления кризиса в экономике района привели к дестабилизации ситуации на рынке труда и, как следствие, к повышению числа официально зарегистрированных безработных.
Уровень официально зарегистрированной безработицы по оценке в 2010 году составит 0,70 %, это на 0,08 % выше, чем в 2009 году.
Рисунок 2.
В 2010 году было создано 62 рабочих места на крупных и средних предприятиях: ООО «Быковский электроинструментальный завод» (21 чел.), ОАО «Гжельский завод «Электроизолятор» (6 чел.), ООО «Финндисп» (9 чел.) и 26 рабочих мест в организациях малого бизнеса.
Фонд заработной платы за 2009 год по Раменскому муниципальному району составил 14738,9 млн. руб., в т.ч. по крупным и средним предприятиям 12006,2 млн. руб., по малым – 2732,7 млн. руб.
Рисунок 3.
Среднемесячная заработная плата работников в 2010 году составляет 22713 руб., в т.ч. по крупным и средним предприятиям 25958,2 руб. – 26044,6 руб., по малым предприятиям 15021,8 руб. – 15128,7 руб.
Рисунок 4.
2.3. Современное состояние развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
Экономика района представлена многоотраслевым хозяйственным комплексом, который включает в себя 5,9 тыс. юридических лиц, около 5,2 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.
Рисунок 5.
Малое предпринимательство занимает важное место в экономике Раменского муниципального района и играет значительную роль в решении экономических и социальных задач, т.к. способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, увеличению налоговой базы и др.
На 10000 жителей Раменского муниципального района в 2010 г приходилось 99 малых предприятий. Малые предприятия сконцентрированы, в основном, в пяти отраслях экономики района. От общего количества малых предприятий они составляют:
- в торговле и общественном питании – 39%,
- в промышленности – 21 %,
- в строительстве – 9 %,
- в сельском хозяйстве – 6 %,
- в жилищно-коммунальном хозяйстве – 3,5 %,
- в прочих отраслях -21,5 %.
Таблица 7.
Малое предпринимательство.[18]
Показатели | Единица | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
| измерения |
| |||
Количество малых предприятий на конец года | единиц | 1298 | 1325 | 2217 | 2451 |
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) | тыс.человек | 13,0 | 13,1 | 15,1 | 15,3 |
Средняя заработная плата работников малых предриятий | рублей | 9966 | 14685 | 14934 | 15039 |
Справочно: Фонд оплаты труда | млн.рублей | 1554,7 | 2308,5 | 2347,6 | 2364,1 |
За 2009 год количество субъектов малого предпринимательства на территории муниципального района составило 2217 малых предприятий, за счёт увеличения охвата предприятий малого бизнеса статистической отчётностью на 760 единиц.
Среднесписочная численность работников малых предприятий составила 15,3 тыс. человек, средняя заработная плата за 2010 год - 15039 рублей.
Фактическое поступление налогов в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства составило 131 млн. руб., от индивидуальных предпринимателей - 92,5 млн. руб.
В бюджете района на 2011 г. и последующие годы предусмотрено выделение денежных средств на развитие и поддержку малого предпринимательства. В 2011 г. эта сумма составит 641,2 тыс. руб., что в расчете на одно малое предприятие составит 290 руб., а на одного жителя – 2,9 руб.[19]
Существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, решение которых находится в рамках компетенции муниципального района:
- недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики и управления;
- неполная информированность хозяйствующих субъектов по различным вопросам предпринимательской деятельности;
- отсутствие масштабной кооперации крупных производственных компаний и малых предприятий;
- неготовность части населения муниципального района воспринимать предпринимательскую деятельность как способ решения собственных социальных и экономических задач;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
В целях организации практического взаимодействия органов местного самоуправления с бизнес – сообществом работает Общественный совет по малому предпринимательству при Главе Раменского муниципального района.
Во второй главе было проанализировано современное состояние социально-экономического развития и развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе. А также, был произведен анализ зарубежного опыта поддержки и развития малого предпринимательства.
3. Перспективы и предложения по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
3.1. Перспективы развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
На основе анализа, произведенного во второй главе данной курсовой работы, можно сделать вывод, что необходимо разработать предложения по развитию малого предпринимательства, обладающие долгосрочным потенциалом роста и обеспечивающие повышение его вклада в решение социальных и экономических проблем Раменского муниципального района.
Информация о работе Развитие малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе