Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:52, научная работа

Описание

Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность малого бизнеса;
рассмотреть критерии определения малых предприятий;
рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

научная работа,Якушева.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

     К 1992 году уже было зарегистрировано и работало 11055 кооперативов, малых предприятий и ООО с общей численностью 257667 человек и 180 тыс. предпринимателей,   осуществляющих   свою   деятельность   без   образования юридического лица.

      На этапе первоначального становления предпринимательской деятельности лица, первыми освоившие оказание новых услуг или выпуск новых товаров, получали солидную фору, которая позволяла быстро развивать свое дело, накопить финансовые, людские и материальные ресурсы, получить необходимый опыт для последующих этапов развития предпринимательской деятельности.

       Второй этап развития предпринимательства проходил в условиях свободного ценообразования (1992-1995 гг.). Либерализация цен и ужесточение налогового бремени сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Высокие темпы инфляции привели к обесцениванию ранее заработанных денег, снижению платежеспособности субъектов малого предпринимательства, а также увеличению процентных ставок банковского кредита. В связи с этим, субъекты малого предпринимательства     были     вынуждены     заниматься преимущественно непроизводственными видами деятельности. При росте числа посреднических предприятий  сокращалось   количество  предприятий   в  сфере  материального производства. Так, за период с 1992 по 1995 г. общее число малых предприятий увеличилось на 3758, однако численность малых предприятий в промышленности сократилась на 190, в строительстве на 652, а в торговле и общественном питании увеличилась на 4693.

       Если до  1996 г. малое предпринимательство развивалось по законам первоначального накопления капиталов, то на третьем этапе стала четко проявляться тенденция к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности, а также ее стимулированию. Активность государственных органов по стимулированию малого предпринимательства проявилась в следующем:

     - Президентом подписаны Указы 19.07.1996 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства”  и   “О  совершенствовании   государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям”. В соответствии с этими Указами было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддерживать негосударственный сектор экономики (на сегодняшний день Министерство упразднено и организован соответствующий департамент при Министерстве экономики).

     - Верховным советом  Республики Беларусь принят Закон Республики Беларусь “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь” от 16.10.1996 г.

     - Приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь «О государственной программе поддержки предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 г. и «06 инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь. Затем 18.08.97 г. утвержден совет по развитию предпринимательства и инвестиций.

     - Для упрощения административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 27 августа 2007 г. было принято Постановление № 1120. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июли 2003 г. № 7 «О лицензировании отдельных видов деятельности» введено сокращение видов лицензируемой деятельности.

     - Для упрощения налогообложения предпринимательской деятельности 9 марта 2007 г.    принят Указ Республики   Беларусь   №    119    «Об    упрощенной    системе налогообложения».

     Были приняты шаги по поддержке малого предпринимательства и на уровне местных органов власти.[7,с.104-105] 

     1.3  Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации

     Несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, вставшими на путь рыночных реформ, остается одним из самых низких. В расчете на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более семи малых предприятий, а с учетом индивидуальных предпринимателей — около 22 субъектов малого бизнеса. При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы.

     Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.

     Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются:

     1) несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.

     В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3.

     Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе;

     2) сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.

     К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разработаны); недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов;

     3) жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью.

     Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов, среди которых: прокуратура, Комитет государственного контроля, органы государственной безопасности, внутренних дел, налоговые органы, органы финансовых расследований, пожарного и санитарного надзора, государственного надзора за стандартами, органы контроля за ценами и др. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. В итоге нередко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год;

     5) усложненный доступ к получению государственных заказов.

     Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.

     Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования ого субъектов:

     1) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.

     Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. Так, если в 1994 г. было реформировано и отчуждено 457 объектов коммунальной собственности (а именно она является основной материальной базой для малого частного бизнеса), в 1995 г. — 412 объектов, то в 1996 г. — 390, а в 1997 г. — лишь 382 объекта коммунальной собственности. Кроме того, применяемый порядок определения стоимости приватизируемых объектов, основанный на затратных оценках, приводит к ее необоснованному завышению. Продажа неэффективно используемых или неиспользуемых объектов на аукционе или по конкурсу по сниженной иене сопровождается, как правило, предъявлением определенных условий покупателю (производство конкретных видов продукции (товаров, услуг), сохранение профиля производства на определенный срок, финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.). Это делает покупку объектов экономически нецелесообразной далее за одну минимальную заработную плату;

     2) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.

     Существующий порядок аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, не предоставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кроме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора (прежде всего размера арендной платы), что приводит к нестабильности положения арендаторов;

     3) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.

         Налоговая система Республики Беларусь характеризуется:

  • большим количеством видов налогов, сборов и платежей. Так, Общей частью Налогового кодекса предусмотрено 17 видов республиканских налогов (сборов), пошлин. Кроме того, Особенной частью Налогового кодекса от 29.12.2009 г. № 71-3 установлено 17 видов республиканских налогов и сборов и 5 видов местных[9];
  • превалированием в доходах бюджета доли косвенного, по сравнению с прямым, налогообложения.
  • неравномерностью налоговой нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции и искажает рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности.

     В этих условиях имеет место вымывание оборотных средств субъектов, снижение их конкурентоспособности и инвестиционных возможностей, что особенно опасно для начинающего бизнеса;

     4) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.

     Согласно опросу Института приватизации и менеджмента (ИПМ) десять основных проблем предпринимателей выглядят следующим образом (5 - самая высокая проблема, 1 -нет проблемы)):

  • слишком много различных налогов (4,49);
  • нестабильное законодательство (4,44);
  • частые изменения в налоговой отчетности (4,44);
  • высокие ставки налогов (4,42);
  • большое количество законодательных актов (4,24);
  • низкий покупательский спрос (3,56);
  • многочисленные проверки контролирующих органов (3,44);
  • неплатежи от клиентов (3,4);
  • регулирование цен (3,25);
  • сложность в получении лицензий (3,23).

     Как результат сложного и репрессивного законодательства растет доля «серой экономики». В среднем ее удельный вес составляет по данным опроса ИПМ от 25 до 40%. При этом более высокий процент теневого оборота показывают скорее малые фирмы (до 50 чел.), чем крупные. Больший объем теневого оборота отмечают фирмы занятые в сфере услуг -фармацевтике и медицине, сфере недвижимости и аренде помещений, разработке программного обеспечения, рекламе, аудита и бухгалтерского учета.

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь