Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:52, научная работа

Описание

Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность малого бизнеса;
рассмотреть критерии определения малых предприятий;
рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

научная работа,Якушева.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

     Результаты анализа (табл.2) свидетельствуют о том, что рентабельность предприятий в 2008 году повысилась на 3,4% в сравнении с 2007г. ,а удельный вес убыточных предприятий понизился на 2,6%,что говорит о положительных тенденциях развития малого бизнеса.

     Развитие малого предпринимательства в регионах республики характеризуется неравномерностью, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей.

    Центром предпринимательства остается г. Минск - 38,3 % (в 2007 г. - 44 %) общего количества малых предприятий по стране. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, повышением реальных доходов населения) емкий рынок. Большое внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяется со стороны местных властей. Названные факторы, а также наличие СЭЗ «Минск» делают город привлекательным для предпринимателей.

       Среди областей по количеству МП лидируют Минская и Брестская области – 15,1 % и 10,8% соответственно от общего количества по республике. Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. д.[13]

Рисунок 2 – Распределение малых предприятий по областям

 

     Наиболее важные задачи для преодоления межрегиональной дифференциации в развитии малого предпринимательства следующие:

  1. государственное стимулирование инициативы местных властей (налоговое - налоги от МП остаются уместных властей, административное - доведение индикативных показателей по развитию МП, регулярная публикация детальных рейтингов регионов по развитию МП);
  2. активизация работы областных межведомственных комиссий по поддержке и развитию малого предпринимательства, созданных в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2003 года;
  3. эффективная инфраструктура поддержки малого предпринимательства в регионах могла бы быть создана на основе развитых инфраструктур АСБ «Беларусбанка», «Белагропромбанка», «Белпромстройбанка», которые могли бы в своих филиалах создать отделы поддержки малого бизнеса (консалтинг, помощь в регистрации, кредитование). Это кстати позволило бы занять избыточный персонал банков.
 

          2.3  Анализ правовых условий функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

     Развитие  малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных  сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Несмотря на все его преимущества, имеются и проблемы, которые могут стать непреодолимыми. Вследствие большого значения малых предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий. Системы мер поддержки малого бизнеса, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора малого предпринимательства.

     Сравнивая государственную политику в отношении  малого предпринимательства в различных странах, непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии. Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства. Ярким примером может служить сравнительное рассмотрение политики государства в таких странах как, например, США и Япония.

     Традиционные  американские ценности индивидуальной предприимчивости и свободного рынка определили конкретные механизмы поддержки МБ в виде программ кредитно-финансового содействия, региональных программ и программ поддержки предпринимательства «социально ущемленных групп» населения.

     Японская  политика в отношении малого бизнеса является составной частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной, прежде всего, промышленными гигантами. Малые высокоэффективные производства интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса остаются за рамками государственной политики.[14]

         В Республике Беларусь общие принципы системы государственной поддержки малого предпринимательства ,ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ "О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь", действующий с 1996 г., и указ Президента РБ "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства ". На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др.) .

     Целями государственной политики стимулирования развития малого предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности. В соответствии с поставленными целями правительство Республики Беларусь разрабатывает на определенный срок  программу по их достижению.[14,с.101-102]

      В настоящее время на период до 2010 года правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие.[15]

     Для поддержки малых предприятий также установлены автоматические и условные финансовые льготы:

  • предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого Предпринимательства с численностью занятых до 15 человек;
  • предусмотрена компенсация из государственного бюджета средств, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства, расходов МП по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов, и расходов по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга. Размер компенсации не превышает 1/2 ставки рефинансирования Национального Банка РБ;
  • предусмотрена возможность предоставления субъектам малого предпринимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льготных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль;
  • предусмотрена возможность компенсации МП расходов, связанных с осуществлением, ими экспортно-импортных операций, включая транспортные расходы, с получением информации о конъюнктуре зарубежных рынков, участием в международных выставках и ярмарках, а также расходы на подготовку и переподготовку кадров за рубежом.

     Помимо финансовых льгот в Республике Беларусь для субъектов малого предпринимательства предусмотрен:

  • облегченный доступ к научным, исследовательским, техническим ресурсам (реализуется технопарками, бизнес-инкубаторами);
  • создание информационной инфраструктуры для получения и обмена между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных областях, экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию связей с зарубежными партнерами (реализуется Белорусской и региональными торгово-промышленными палатами);
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
  • доступ субъектов малого предпринимательства к выполнению государственных заказов;
  • передача на льготных условиях (в аренду либо в собственность) субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности.

     Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура.

  В соответствии с законодательством в Республике Беларусь могут создаваться следующие элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства:

  • инкубаторы малого бизнеса;
  • центры поддержки предпринимательства;
  • фонд финансовой поддержки предпринимательства;
  • научно-технологические парки;
  • общества взаимного кредитования;
  • целевой фонд нежилых помещений;
  • союзы малого предпринимательства;

• торгово-промышленные палаты.

  Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой независимости. Присвоение статуса инкубатора осуществляет Минэкономики, что подтверждается соответствующим свидетельством .

   Инкубатор является юридическим лицом. Имущество инкубатора формируется за счет имущества и денежных средств учредителей, имущества и денежных средств, переданных организациями и учреждениями, оказывающих содействие в создании инкубаторов; арендной платы, получаемой от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных от оказания услуг, отчислений от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученной в результате их хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договором; добровольных отчислений юридических и физических лиц; иных источников. Часть прибыли инкубатора, оставшаяся после внесения обязательных платежей, направляется на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства. Инкубатор может получать льготы по арендной плате и коммунальным платежам от местных органов власти.

  Инкубатор осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • предоставление в аренду специально оборудованных под офисы и производство помещений субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность;
  • предоставление в аренду офисного оборудования и другого движимого и недвижимого имущества;
  • оказание субъектам малого предпринимательства следующих услуг: оценка и отбор предпринимательских проектов, поиск партнеров, инвесторов и кредиторов, информационное обслуживание, содействие внедрению современных технологий, укрепление связей научно-исследовательских и учебных заведений с промышленностью, финансовая помощь субъектам малого предпринимательства, подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого предпринимательства;
  • предоставление гарантий по кредитам, выданным субъектам малого предпринимательства;
  • участие в создании МП, обеспечивающих развитие рыночной инфраструктуры.

На конец 2008 года в Беларуси действовало 9 инкубаторов.

  Центром поддержки предпринимательства (ЦПП) является юридическое лицо, создаваемое на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Центр создается юридическими и физическими лицами Республики Беларусь , а также лицами иностранных государств при содействии общественных объединений предпринимателей, Белорусского и территориальных фондов финансовой поддержки предпринимателей, органов государственного управления. Взаимодействие центра с субъектами малого предпринимательства осуществляется на договорной основе. Контроль за деятельностью Центра осуществляет Министерство экономики. Присвоение и лишение юридического лица статуса Центра поддержки предпринимательства осуществляется Министерством экономики, что подтверждается соответствующим свидетельством .

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь