Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:52, научная работа
Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность малого бизнеса;
рассмотреть критерии определения малых предприятий;
рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.
Результаты анализа (табл.2) свидетельствуют о том, что рентабельность предприятий в 2008 году повысилась на 3,4% в сравнении с 2007г. ,а удельный вес убыточных предприятий понизился на 2,6%,что говорит о положительных тенденциях развития малого бизнеса.
Развитие малого предпринимательства в регионах республики характеризуется неравномерностью, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей.
Центром предпринимательства остается г. Минск - 38,3 % (в 2007 г. - 44 %) общего количества малых предприятий по стране. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, повышением реальных доходов населения) емкий рынок. Большое внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяется со стороны местных властей. Названные факторы, а также наличие СЭЗ «Минск» делают город привлекательным для предпринимателей.
Среди областей по количеству МП лидируют Минская и Брестская области – 15,1 % и 10,8% соответственно от общего количества по республике. Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. д.[13]
Рисунок 2 – Распределение малых предприятий по областям
Наиболее важные задачи для преодоления межрегиональной дифференциации в развитии малого предпринимательства следующие:
2.3 Анализ правовых условий функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь
Развитие
малого предпринимательства
Сравнивая государственную политику в отношении малого предпринимательства в различных странах, непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии. Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства. Ярким примером может служить сравнительное рассмотрение политики государства в таких странах как, например, США и Япония.
Традиционные американские ценности индивидуальной предприимчивости и свободного рынка определили конкретные механизмы поддержки МБ в виде программ кредитно-финансового содействия, региональных программ и программ поддержки предпринимательства «социально ущемленных групп» населения.
Японская политика в отношении малого бизнеса является составной частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной, прежде всего, промышленными гигантами. Малые высокоэффективные производства интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса остаются за рамками государственной политики.[14]
В Республике Беларусь общие принципы системы государственной поддержки малого предпринимательства ,ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ "О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь", действующий с 1996 г., и указ Президента РБ "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства ". На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др.) .
Целями государственной политики стимулирования развития малого предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности. В соответствии с поставленными целями правительство Республики Беларусь разрабатывает на определенный срок программу по их достижению.[14,с.101-102]
В настоящее время на период до 2010 года правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие.[15]
Для поддержки малых предприятий также установлены автоматические и условные финансовые льготы:
Помимо финансовых льгот в Республике Беларусь для субъектов малого предпринимательства предусмотрен:
Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура.
В соответствии с законодательством в Республике Беларусь могут создаваться следующие элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства:
• торгово-промышленные палаты.
Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой независимости. Присвоение статуса инкубатора осуществляет Минэкономики, что подтверждается соответствующим свидетельством .
Инкубатор является юридическим лицом. Имущество инкубатора формируется за счет имущества и денежных средств учредителей, имущества и денежных средств, переданных организациями и учреждениями, оказывающих содействие в создании инкубаторов; арендной платы, получаемой от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных от оказания услуг, отчислений от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученной в результате их хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договором; добровольных отчислений юридических и физических лиц; иных источников. Часть прибыли инкубатора, оставшаяся после внесения обязательных платежей, направляется на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства. Инкубатор может получать льготы по арендной плате и коммунальным платежам от местных органов власти.
Инкубатор осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
На конец 2008 года в Беларуси действовало 9 инкубаторов.
Центром поддержки предпринимательства (ЦПП) является юридическое лицо, создаваемое на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Центр создается юридическими и физическими лицами Республики Беларусь , а также лицами иностранных государств при содействии общественных объединений предпринимателей, Белорусского и территориальных фондов финансовой поддержки предпринимателей, органов государственного управления. Взаимодействие центра с субъектами малого предпринимательства осуществляется на договорной основе. Контроль за деятельностью Центра осуществляет Министерство экономики. Присвоение и лишение юридического лица статуса Центра поддержки предпринимательства осуществляется Министерством экономики, что подтверждается соответствующим свидетельством .
Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь