Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:52, научная работа

Описание

Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность малого бизнеса;
рассмотреть критерии определения малых предприятий;
рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

научная работа,Якушева.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

  Статус Центра присваивается юридическому лицу, выразившему готовность работать в качестве Центра поддержки предпринимательства и выполнять все предусмотренные в таком случае  функции; при этом данный субъект должен обладать минимально необходимой технической базой и специалистами.

Основной задачей Центра является оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении информационных, методических и консультационных услуг, обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также а выделении им финансовых средств.

  Центр осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: информационное обеспечение; маркетинговые исследования; консалтинговые услуги; подготовка и переподготовка кадров; независимая экспертиза инвестиционных проектов; иная деятельность. Центр реализует услуги субъектам малого предпринимательства на договорной основе. Имущество центра формируется за счет взносов учредителей, средств государственного бюджета, предусмотренных в государственных программах поддержки малого предпринимательства, льготных кредитов, выделяемых Республиканскими фондами финансовой поддержки предпринимателей, помощи от международных организаций и финансовых институтов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от собственной хозяйственной деятельности, помещений и офисного оборудования для размещения Центра, переданного в безвозмездное пользование или в аренду на льготных условиях. Прибыль, остающаяся в распоряжении Центра, направляется на дальнейшее его развитие и расширение объема или перечня выполняемых работ и услуг.

В соответствии с законодательством РБ ЦПП имеет право на получение следующих льгот: право первоочередного получения высвобожденных производственных площадей, земельных участков, льготных кредитов БелФФПП в течение первых двух лет функционирования, безвозмездной финансовой помощи из средств государственного бюджета, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства. В Беларуси создано 40 центров поддержки предпринимательства.

Фонд финансовой поддержки предпринимателей (ФФПП) — это некоммерческая организация, созданная для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг. Государственный ФФПП состоит из Белорусского ФФПП и территориальных ФФПП. Руководство деятельностью БелФФПП осуществляет исполнительная дирекция и Правление (глава — министр экономики) .

Приоритетные направления деятельности ФФПП: формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса; стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности; создание новых рабочих мест; энерго- и ресурсосбережение; импортозамещение; содействие развитию регионов. .

Фонд в целях выполнения задач осуществляет следующие виды деятельности, направленные на поддержку малого предпринимательства:

  1. Предоставляет МП ссуды, льготные и беспроцентные целевые кредиты, финансовую помощь, гарантии по кредитам (основной вид деятельности). Плата за пользование кредитами не превышает ставку рефинансирования НБ РБ; предусмотрено обеспечение кредитных обязательств МП в форме залога имущества, банковских гарантий и поручительства.
  2. Осуществляет сбор и обработку информации, значимой для субъектов малого предпринимательства, в том числе данные о конъюнктуре рынка, потенциальных партнерах.
  3. Осуществляет рекламную и издательскую деятельность для содействия развитию малого предпринимательства.

     4.Финансирует проведение научных исследований.

  1. Принимает долевое участие в создании и деятельности субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры.
  2. Компенсирует организациям и учреждениям Республики Беларусь льготы, которые предоставляются субъектам малого предпринимательства.
  3. Компенсирует МП расходы по осуществлению экспортно-импортных операций, включая транспортные расходы, по получению информации о конъюнктуре на зарубежных рынках, по участию в международных выставках, по подготовке кадров, в том числе за рубежом. Размер и порядок компенсации устанавливается договором между фондом и МП.

  Территориальные ФФПП осуществляют подобные функции на уровне административно-территориальных образований республики.

  Общества взаимного кредитования — это юридические лица, имеющие статус некоммерческой организации и создающиеся для аккумулирования временно свободных денежных средств участников с целью оказания им временной финансовой помощи. Они создаются в форме кооперативов, минимальная сумма вступительного взноса составляет 300 евро, минимальное количество участников — 20 субъектов малого предпринимательства. Средства общества формируются за счет паевых взносов в денежной форме участников общества. Основными направлениями деятельности являются:

  • предоставление кредитов участникам (исключительно): сумма займа одному участнику не может превышать 20 % средств общества;
  • использование свободных остатков средств для вложения в высоколиквидные ценные бумаги и депозитные счета банков.
  • Целевой фонд нежилых помещений создается центральными органами управления и местными органами власти для размещения МП (аренда на льготных условиях).
  • Союзы (ассоциации) малого предпринимательства — это общественные организации, создающиеся для обеспечения наиболее благоприятных условий развития малого предпринимательства, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти, создания позитивного общественного мнения, популяризации идей малого предпринимательства.
  • Торгово-промышленные палаты — это негосударственные некоммерческие организации, основанные на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Задачами торгово-промышленной палаты являются содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, оказание помощи субъектам хозяйствования в проведении торговых операций на внешних рынках, осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная поддержка в основном заключается в поддержании и развитии инфраструктуры малого бизнеса, разработке законов и различных проектов для поддержки малого бизнеса, Конкретной же помощи как таковой не оказывается. Кредитование по программе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей на практике широкого применения не имеет. Что же касается помощи центpa занятости, то здесь она имеет место при организации предпринимательской деятельности, но не предоставляется в процессе работа предприятия. При этом органы государственной службы занятости имеют право выделить безработному субсидию и (или) ссуду, компенсировать расходы, связанные с оформлением документов на занятие предпринимательской деятельностью, не более одного раза в течение пяти лет. В связи с таким положением в целях развития своего дела субъекты малого предпринимательства вынуждены прибегать к иным видам поддержки и финансирования.[14,стр.103-109] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 3.  УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

     3.1 Совершенствование систему государственной поддержки малого бизнеса

          Основополагающее значение для развития малого бизнеса в Республике Беларусь  имеет государственная поддержка. Проводимая в стране государственная политика в данной области направлена на развитие производственной, инновационной и инвестиционной   деятельности   субъектов   малого   предпринимательства,  наращивание экспорта товаров и услуг, производство импортозамещающей продукции, ускорение развитие сектора малого бизнеса в малых и средних городах страны, сельской местности.

     Среди последних мер можно отметить вступление в силу  Декрета № 1 от 16 января 2009 г.” О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования”,значительно упростившего процедуру открытия (закрытия) бизнеса.

     С 2009 г. значительным коррективам подверглась и применяемая малым бизнесом  упрощенная система налогообложения. Так, с 10% до 8% снижены ставки налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС; с 8% до 6% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС; с 20% до 15°/ - для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

     Однако  данные меры обеспечивают недостаточный  уровень становления малого бизнеса. Для более эффективного развития малых предприятий  в программу государственной поддержки необходимо включить реализацию следующих мер:

     1.Сокращение лицензированных видов деятельности, упрощения и удешевление получения лицензий.

     2. Либерализация цен:

  • отмена регулирования рентабельности так называемых искусственных монополий;
  • отмена обязательного экономического обоснования сделки во внешнеторговых контрактах;
  • отмена регулирования оптовых, розничных и импортных надбавок;
  • реформа системы тарифов в энергетическом секторе, на коммунальные и транспортные услуги. Реформа тарифов не означает их непрерывное административное увеличение вслед за увеличивающимися затратами неэффективных монополистов.
 
     
  1. Изменения в Налоговом кодексе предусматривающие
  • упрощение системы налогообложения
  • снижение налогового бремени МП.
  • Освобождение как минимум на три года от уплаты основных налогов и сборов вновь образованных малых предприятий
  • Предоставление налоговых льгот субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в инновационной сфере

     Ревизия законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, с целью упрощения порядка налогообложения и отчетности, обеспечения и защиты прав предпринимателей.

  1. Совершенствование законодательства, регулирующего взаимоотношения с государством (собственником) в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков упрощения процедур, отчуждения объектов, находящихся в республиканской собственности, предоставления преференций при аренде офисных, производственных и складских помещений на длительный срок, продажи на льготных для субъектов малого бизнеса условиях неэффективно используемого государственного имущества.
  2. Сокращение количества государственных проверок и уменьшение штрафных санкций по их результатам.
  3. Активизация системы государственной поддержки предпринимательства путем оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого и инновационного предпринимательства, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса;
  4. Помощь в развитии внешнеэкономической деятельности:
  •   отмена или сведение к минимуму тарифов на сырьевой, промежуточный и инвестиционный импорт, необходимый для выпуска конкурентоспособной экспортной продукции;
  • юридическая помощь в решении вопросов с международными партнерами;
  • обеспечение равного доступа всех субъектов к участию в государственных тендерах на оказание услуг или поставку товаров в рамках госзаказа;
  • отмена государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность предприятий (установление плановых заданий, минимальных экспортных цен, дополнительные условия вывоза товаров и т. п.).
 
 

     3.2 Способы финансирование субъектов малого бизнеса

   В процессе осуществляемой деятельности субъекту малого предпринимательства приходится прибегать к привлечению дополнительных финансовых ресурсов. Как правило, это могут быть:

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь