Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:52, научная работа
Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность малого бизнеса;
рассмотреть критерии определения малых предприятий;
рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.
Статус Центра присваивается юридическому лицу, выразившему готовность работать в качестве Центра поддержки предпринимательства и выполнять все предусмотренные в таком случае функции; при этом данный субъект должен обладать минимально необходимой технической базой и специалистами.
Основной задачей Центра является оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении информационных, методических и консультационных услуг, обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также а выделении им финансовых средств.
Центр осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: информационное обеспечение; маркетинговые исследования; консалтинговые услуги; подготовка и переподготовка кадров; независимая экспертиза инвестиционных проектов; иная деятельность. Центр реализует услуги субъектам малого предпринимательства на договорной основе. Имущество центра формируется за счет взносов учредителей, средств государственного бюджета, предусмотренных в государственных программах поддержки малого предпринимательства, льготных кредитов, выделяемых Республиканскими фондами финансовой поддержки предпринимателей, помощи от международных организаций и финансовых институтов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от собственной хозяйственной деятельности, помещений и офисного оборудования для размещения Центра, переданного в безвозмездное пользование или в аренду на льготных условиях. Прибыль, остающаяся в распоряжении Центра, направляется на дальнейшее его развитие и расширение объема или перечня выполняемых работ и услуг.
В соответствии с законодательством РБ ЦПП имеет право на получение следующих льгот: право первоочередного получения высвобожденных производственных площадей, земельных участков, льготных кредитов БелФФПП в течение первых двух лет функционирования, безвозмездной финансовой помощи из средств государственного бюджета, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства. В Беларуси создано 40 центров поддержки предпринимательства.
Фонд финансовой поддержки предпринимателей (ФФПП) — это некоммерческая организация, созданная для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг. Государственный ФФПП состоит из Белорусского ФФПП и территориальных ФФПП. Руководство деятельностью БелФФПП осуществляет исполнительная дирекция и Правление (глава — министр экономики) .
Приоритетные направления деятельности ФФПП: формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса; стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности; создание новых рабочих мест; энерго- и ресурсосбережение; импортозамещение; содействие развитию регионов. .
Фонд в целях выполнения задач осуществляет следующие виды деятельности, направленные на поддержку малого предпринимательства:
4.Финансирует проведение научных исследований.
Территориальные
ФФПП осуществляют подобные функции на
уровне административно-
Общества взаимного кредитования — это юридические лица, имеющие статус некоммерческой организации и создающиеся для аккумулирования временно свободных денежных средств участников с целью оказания им временной финансовой помощи. Они создаются в форме кооперативов, минимальная сумма вступительного взноса составляет 300 евро, минимальное количество участников — 20 субъектов малого предпринимательства. Средства общества формируются за счет паевых взносов в денежной форме участников общества. Основными направлениями деятельности являются:
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
государственная поддержка в основном
заключается в поддержании и развитии
инфраструктуры малого бизнеса, разработке
законов и различных проектов для поддержки
малого бизнеса, Конкретной же помощи
как таковой не оказывается. Кредитование
по программе Белорусского фонда финансовой
поддержки предпринимателей на практике
широкого применения не имеет. Что же касается
помощи центpa занятости, то здесь она имеет
место при организации предпринимательской
деятельности, но не предоставляется в
процессе работа предприятия. При этом
органы государственной службы занятости
имеют право выделить безработному субсидию
и (или) ссуду, компенсировать расходы,
связанные с оформлением документов на
занятие предпринимательской деятельностью,
не более одного раза в течение пяти лет.
В связи с таким положением в целях развития
своего дела субъекты малого предпринимательства
вынуждены прибегать к иным видам поддержки
и финансирования.[14,стр.103-
РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 Совершенствование систему государственной поддержки малого бизнеса
Основополагающее значение для развития малого бизнеса в Республике Беларусь имеет государственная поддержка. Проводимая в стране государственная политика в данной области направлена на развитие производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, наращивание экспорта товаров и услуг, производство импортозамещающей продукции, ускорение развитие сектора малого бизнеса в малых и средних городах страны, сельской местности.
Среди последних мер можно отметить вступление в силу Декрета № 1 от 16 января 2009 г.” О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования”,значительно упростившего процедуру открытия (закрытия) бизнеса.
С 2009 г. значительным коррективам подверглась и применяемая малым бизнесом упрощенная система налогообложения. Так, с 10% до 8% снижены ставки налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС; с 8% до 6% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС; с 20% до 15°/ - для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.
Однако данные меры обеспечивают недостаточный уровень становления малого бизнеса. Для более эффективного развития малых предприятий в программу государственной поддержки необходимо включить реализацию следующих мер:
1.Сокращение лицензированных видов деятельности, упрощения и удешевление получения лицензий.
2. Либерализация цен:
Ревизия законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, с целью упрощения порядка налогообложения и отчетности, обеспечения и защиты прав предпринимателей.
3.2 Способы финансирование субъектов малого бизнеса
В процессе осуществляемой деятельности субъекту малого предпринимательства приходится прибегать к привлечению дополнительных финансовых ресурсов. Как правило, это могут быть:
Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь