Развитие предпринимательства в советский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:25, реферат

Описание

Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

Работа состоит из  1 файл

развитие предпринимательства.docx

— 57.19 Кб (Скачать документ)
 

История предпринимательства. (СССР : 1987-1991 г.г)

Приход в 1985 году нового руководства страны во главе  с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление  политических и экономических реформ.

Наряду с общим  оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка  началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной  крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений  и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

Первыми были приняты  решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов  народных депутатов и переход  в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и  легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному  питанию, потребительской кооперации . Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.

В ряде союзных  республик (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные  эксперименты, связанные с поиском  гибких форм хозяйствования (мелкосерийное  производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями  фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов  малых производств на средних  и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский  рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые этим законом формы  хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем освоению на небольших  предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных  форм арендных отношений. Бытовое обслуживание стало пионером в распространении индивидуального и семейного арендных подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации.

Отрабатываемые  при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат и умению противостоять  известному риску. А именно эти черты  органически свойственны малому частному предпринимательству. Однако движение к правовому и общественному  признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе) было исключительно сложным.  

Необходимо напомнить  об обобщившем практику многочисленных экспериментов и зарубежный опыт Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987 г.). Повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек  в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или  на 69%), показал значительный потенциал  индивидуального и семейного  частного предпринимательства. Этот потенциал  в последующие годы, особенно после  принятия закона Российской Федерации  «О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995г.), был  реализован субъектами малого и частного предпринимательства без образования  юридического лица. Этим законом снимались ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т.п. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям. Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные Законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались новые кооперативы.

В этот, безусловно, прогрессивный закон благодаря  настойчивости академика ВАСХНИЛ  В.А. Тихонова и его сподвижников удалось включить положения о  хозяйственной самостоятельности  кооперативов (с открытием своего счета в банке) в расходовании средств, закупках сырья, материалов, оборудования и т.п.; о самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его  членов и доходов по результатам  работы); о гибких, демократичных формах самоуправления; об участии коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, так и на развитие.

Владимир Александрович  Тихонов — динамичный, резкий в  своих суждениях человек с  прогрессивными взглядами — сумел  сплотить вокруг себя инициативную группу. В нее входили яркие самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения — И. Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В. Туманов, А. Тарасов, А. Иоффе и многие другие. Это направление нашло полную поддержку у теоретиков глубоких экономических реформ С. Шаталина, академиков Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Анчишкина, Н. Петракова, Ю. Яременко и др. И ныне память о В. А. Тихонове живет не только в его делах, учениках, научных работах, кооперативах, малых предприятиях, созданных при его поддержке, но и в Фонде поддержки малых предприятий в Республике Коми (президент В. Кузнецова), носящем его имя.

Кооперативы, обладавшие мощным зарядом легализуемой предпринимательской  активности, отличала предельная для  тех реальных условий гибкость в  хозяйственной деятельности. От первых, можно сказать, показательных кооперативных предприятий за короткий срок с 1988 по 1989 гг. этот самый динамичный сектор экономики буквально взлетел: число кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании, сфере бытовых услуг в 1988 г. выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз.

Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно  считать началом возрождения  предпринимательства в Советском  Союзе и интенсивным стартом  фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической  реформе в 1989-1990 гг., показало, что  эффективность их хозяйственной  деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных  предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы  оплаты труда (поощрения, наказания) —  все говорило о том, что эти  кооперативы — прообраз малых  частных предприятий.

Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли первый и последующие  съезды кооператоров. Организатором  этих съездов выступил Союз кооператоров (в дальнейшем — кооператоров и  предпринимателей) во главе с В.А. Тихоновым.

Однако нельзя сказать, что развитие новых кооперативов происходило безболезненно. Рывок  этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов среди партийных  функционеров, некоторых руководителей  правительства, официальных финансистов  желание ограничить, поставить под  контроль доходы (прибыль) кооператоров.

Это было связано  и с общей экономической ситуацией 1989-1990 гг. Рост заработной платы на государственных  предприятиях, доходов кооперативов и других коммерческих структур опережал темпы увеличения товарной массы. По ряду продовольственных товаров (мясу, молочным продуктам, животному и растительному маслу, сахару, муке, соли), которые закупались коммерческими структурами (кафе, ресторанами и т.п.) по относительно стабильным ценам, обнаружились признаки нового дефицита. В то же время конечная продукция и услуги кооператоров реализовывались по более высоким свободным (договорным) ценам. Это вызывало недовольство населения с низкими и средними доходами (пенсионеров, работников бюджетной сферы и т.д.). Большинство кооперативов (почти 80%) было создано в рамках государственных предприятий, научно-исследовательских организаций или при них . Значительную часть своей продукции и услуг кооперативы по договорам реализовывали государственным предприятиям и учреждениям. Последние расплачивались из своих источников (образуемых по соответствующей модели хозрасчета фондов) по безналичной форме расчетов, не затрагивая собственный фонд оплаты труда и премирования. Естественно, что кооперативы получали за выполненную работу наличные денежные средства, вознаграждая своих работников за качество продукции и срочность работы на более высоком уровне, чем госпредприятия.

Определенное  недовольство консерваторов и сторонников  традиционных взглядов вызвали и  налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогообложения  в течение двух стартовых лет  прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и  услуги по социальным заказам (строительство  и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и  всей правовой базы, отсутствие таких  общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей  государства и общественности только на такой организационно-правовой форме  предпринимательской деятельности, как кооперативы. Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ  негативные моменты их деятельности в ущерб тому положительному, что  привнесли кооперативы в хозрасчетную практику и на потребительский рынок (в условиях еще лишь разговоров о приватизации и свободных ценах).

Среди серьезных  экономистов и юристов, занимавшихся проблемами новых кооперативов с  участием представителей международных  организаций (ЮНИДО, МОТ и др.), все  более росло понимание того, что  новые кооперативы в Советском  Союзе — это не что иное, как  частные предпринимательские структуры.

Широкое изучение зарубежного опыта (Японии, США, ФРГ, Швеции, Венгрии, Италии, Испании и  других стран) и обобщение практики одобренного ранее хозяйственного эксперимента в Эстонии позволили подготовить (с привлечением экономистов, юристов, предпринимателей) и выпустить в августе 1990 г. первое постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

Для апробирования  основных положений и механизма  введения в действие этого постановления  были проведены его обсуждения непосредственно  в предпринимательских структурах. Прежде всего, необходимо было понять, будут ли кооперативы «переходить» в малые предприятия, какие преимущества и трудности ждут их при перерегистрации, что приобретет от этого общество и что потеряет. Налоговые льготы, которые предусматривало постановление  для новых малых предприятий (на стартовом этапе), вызвали, естественно, одобрение. А вот критерии, определяющие размеры малого предприятия, в первую очередь, среднесписочную численность  занятых (в промышленности и строительстве  — до 200 человек), подвергались жестокой критике.

Боязнь выпустить  на свободу «джинна» частной предпринимательской  деятельности привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных  органов, местных советов, милиции, прокуратуры. Инспирирование дела АНТа, других кооперативов показало: чтобы образумить «блюстителей порядка», требовалось срочно ввести в практику новое направление предпринимательской деятельности — малые предприятия.

Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. С одной стороны, в нем  фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления и развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки  частных (и иных форм собственности) малых предприятий еще не существовало. Эту задачу предстояло решить в условиях усилившегося обособления и выхода союзных республик из состава СССР.

«Страусиная» позиция союзного государственного руководства по отношению к конституционно-законодательному закреплению права на частную собственность и ее защиту на фоне усиления центробежных тенденций союзных республик привела к тому, что законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) в РСФСР оказались более продвинутыми. Признавались многоукладность экономики с правом на частную собственность граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику). В Законе «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство различных форм собственности. Признавалась недопустимость установления государством ограничений или, наоборот, предоставления им льгот предприятиям той или иной формы собственности.

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) признал в качестве таковой общественно полезную хозяйственную  деятельность, нацеленную на получение  прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил  общие правовые нормы создания предприятий  разных форм собственности. Но в нем  не были рассмотрены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов  предпринимательской деятельности не были упомянуты кооперативы.

Дискриминация в отношении малых предприятий  была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах  по поддержке и развитию малых  предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими  размеры малых предприятий, постановление  рассматривало организационно-экономические  условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые  предприятия разных форм собственности. Постановление инициировало работу по развитию малых предприятий и  созданию программ их развития.

Информация о работе Развитие предпринимательства в советский период