Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:25, реферат
Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.
История предпринимательства. (СССР : 1987-1991 г.г)
Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.
Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.
Первыми были приняты
решения о повышении значения
территориальных (республиканских, краевых,
областных) органов управления, направленные
на расширение прав местных советов
народных депутатов и переход
в регионах на принципы самоуправления
и самофинансирования. В первую очередь,
это относилось к пищевой и
легкой промышленности, бытовому обслуживанию,
местному, жилищно-коммунальному
В ряде союзных
республик (в основном Прибалтики),
краев и областей начались хозяйственные
эксперименты, связанные с поиском
гибких форм хозяйствования (мелкосерийное
производство по заказам торговых организаций,
введение договорных цен и ассортиментных
концепций, открытие производителями
фирменных магазинов для
Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые этим законом формы хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений. Бытовое обслуживание стало пионером в распространении индивидуального и семейного арендных подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации.
Отрабатываемые
при аренде и в кооперативах принципы
и механизмы окупаемости, возвратности,
самоконтроля способствовали проявлению
предприимчивости, ответственности, нацеленности
на конечный результат и умению противостоять
известному риску. А именно эти черты
органически свойственны малому
частному предпринимательству. Однако
движение к правовому и общественному
признанию частной
Необходимо напомнить
об обобщившем практику многочисленных
экспериментов и зарубежный опыт
Законе СССР «Об индивидуальной трудовой
деятельности» (май 1987 г.). Повсеместный
и быстрый рост числа граждан,
занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек
в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или
на 69%), показал значительный потенциал
индивидуального и семейного
частного предпринимательства. Этот потенциал
в последующие годы, особенно после
принятия закона Российской Федерации
«О государственной поддержке
В этот, безусловно,
прогрессивный закон благодаря
настойчивости академика
Владимир Александрович
Тихонов — динамичный, резкий в
своих суждениях человек с
прогрессивными взглядами — сумел
сплотить вокруг себя инициативную группу.
В нее входили яркие
Кооперативы, обладавшие мощным зарядом легализуемой предпринимательской активности, отличала предельная для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности. От первых, можно сказать, показательных кооперативных предприятий за короткий срок с 1988 по 1989 гг. этот самый динамичный сектор экономики буквально взлетел: число кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании, сфере бытовых услуг в 1988 г. выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз.
Бурное развитие
новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно
считать началом возрождения
предпринимательства в
Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли первый и последующие съезды кооператоров. Организатором этих съездов выступил Союз кооператоров (в дальнейшем — кооператоров и предпринимателей) во главе с В.А. Тихоновым.
Однако нельзя сказать, что развитие новых кооперативов происходило безболезненно. Рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров.
Это было связано
и с общей экономической
Определенное
недовольство консерваторов и сторонников
традиционных взглядов вызвали и
налоговые каникулы кооператоров. Речь
идет об освобождении от налогообложения
в течение двух стартовых лет
прибыли кооперативов, производящих
товары народного потребления и
услуги по социальным заказам (строительство
и ремонт школ, детских садов, яслей,
дорог и т.п.). Неподготовленность
налогового законодательства, как и
всей правовой базы, отсутствие таких
общепринятых в мире рыночных форм,
как малые предприятия, коммерческие
банки, фокусировали внимание руководителей
государства и общественности только
на такой организационно-правовой форме
предпринимательской
Среди серьезных
экономистов и юристов, занимавшихся
проблемами новых кооперативов с
участием представителей международных
организаций (ЮНИДО, МОТ и др.), все
более росло понимание того, что
новые кооперативы в Советском
Союзе — это не что иное, как
частные предпринимательские
Широкое изучение
зарубежного опыта (Японии, США, ФРГ,
Швеции, Венгрии, Италии, Испании и
других стран) и обобщение практики
одобренного ранее
Для апробирования
основных положений и механизма
введения в действие этого постановления
были проведены его обсуждения непосредственно
в предпринимательских
Боязнь выпустить на свободу «джинна» частной предпринимательской деятельности привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, милиции, прокуратуры. Инспирирование дела АНТа, других кооперативов показало: чтобы образумить «блюстителей порядка», требовалось срочно ввести в практику новое направление предпринимательской деятельности — малые предприятия.
Постановление
Совета Министров СССР «О мерах по
созданию и развитию малых предприятий»
(август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную
роль. С одной стороны, в нем
фиксировались и
«Страусиная» позиция
союзного государственного руководства
по отношению к конституционно-
Закон о предприятиях
и предпринимательской
Дискриминация
в отношении малых предприятий
была прекращена специальным постановлением
Совета Министров РСФСР «О мерах
по поддержке и развитию малых
предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.).
Наряду с критериями, определяющими
размеры малых предприятий, постановление
рассматривало организационно-
Информация о работе Развитие предпринимательства в советский период