Развитие предпринимательства в советский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:25, реферат

Описание

Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

Работа состоит из  1 файл

развитие предпринимательства.docx

— 57.19 Кб (Скачать документ)

Для кардинального  улучшения ситуации в сфере МП требовалось политическое решение  самого высокого уровня. С ожиданием  такого решения российское малое  предпринимательство подошло к Первому Всероссийскому съезду своих представителей.

История российского  предпринимательства. (1996-1999 г.г)

Наметившаяся  еще в 1995г.тенденция сокращения общего числа малых предприятий в 1996г. усилилась (сокращение на 5,6%). Однако во многом это было связано с новыми подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995г. Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (сократился круг предприятий, относимых к разряду малых), а также с перерегистрацией действующих малых предприятий.

В 1997г. практически  во всех отраслях был отмечен рост числа малых предприятий, в целом  по Российской Федерации он составил 4,2%, достигнув наибольшего значения в здравоохранении, культуре и социальном обеспечении — 43%; в сельском хозяйстве  — 10,2, на транспорте — 8,6%. Меньше малых  предприятий стало в сфере  науки и научного обслуживания —  на 4.6%, материально-технического снабжения  и сбыта — на 0,8%.

Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам  и по совместительству, а также  предпринимателей, действующих без  образования юридического лица, в  малом предпринимательстве было занято более 12 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян.  

Сложившаяся отраслевая структура МП за эти годы практически  не изменилась.

Непроизводственная  сфера остается для малых предприятий  более привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть  малых предприятий работала в  сфере торговли и общественного  питания — 43,2%; в строительстве  и промышленности функционировали 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой  спецификой МП как сектора экономики, а во-вторых — мировой тенденцией доминирования (особенно в малом  бизнесе) нематериальной сферы над производственной. Существенных структурных сдвигов в секторе МП за эти годы не произошло. Так, доля промышленных предприятий в общем числе российских малых предприятий незначительно выросла — с 14,2 на начало 1995 г. до 15,7% на начало 1999г. Доля строительных предприятий также увеличилась — с 13,8 до 15,8%. Удельный вес предприятий, занятых торговлей и общественным питанием, несколько снизился: на 01.01.95 г. на их долю приходилось 46,8% от общего числа малых предприятий, на 01.01.98 г. — 44,5%.  

Занятость на малых предприятиях

Общая численность  занятых на малых предприятиях уменьшилась  за период с 01.01.199 5 г. по 01.01.1998 г. в 1,8 раза.

Сокращение численности  занятых было обусловлено главным  образом сменой критериев отнесения  предприятий к категории малых. Сокращению же числа работающих способствовали такие факторы, как интенсификация предпринимательской деятельности и переключение бизнеса на ресурсосберегающий режим функционирования.

По итогам 1997 г, однако, впервые (начиная с 1995 г.) был  зарегистрирован прирост общей  численности занятых в МП —  темп прироста составил 1,8%. Правда, численность  работающих на постоянной основе на малых  предприятиях всех отраслей за три  года все же в целом уменьшилась  в 1,3 раза, но это сокращение затронуло  постоянный персонал в меньшей степени, чем занятых по совместительству и на условиях краткосрочного найма. Это — результат кадровой политики руководителей малых предприятий, стремившихся в относительно стабильной ситуации сохранить, прежде всего, основной состав работников. Немаловажно и то, что с 1995 г. перестал действовать прогрессивный налог на превышение фонда оплаты труда.

На начало 1998г. на малых предприятиях России работали 8 638,7 тыс. человек. Преобладала занятость  на постоянной основе, которая отражается в статистике как среднесписочная  численность. Доля среднесписочной  численности (6 514,3 тыс. человек) в общей  численности работников составила 75,4%.

В целом средняя  численность занятых на одном  малом предприятии составила 10 человек.

Самыми крупными были строительные предприятия, на каждом из которых в среднем работали 15 человек. По 14 человек работающих было на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Самые  малочисленные предприятия —  в сферах торговли и общественного  питания, информационно-вычислительного  обслуживания, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка: в среднем на них работало по б человек.  

Численность постоянно  работающих на одном малом предприятии  в среднем по всем отраслям составила 7 человек.

По итогам 1998г. наибольшая занятость наблюдалась  в трех отраслях народного хозяйства: на промышленных предприятиях работали 22,1%, на строительных — 25,3%, на предприятиях торговли и общественного питания — 28,3% от общей численности работающих на малых предприятиях

Численность работающих на промышленных малых предприятиях сократилась за указанный период в 1,8 раза, в торговле и общественном питании — в 1,5 раза. В наибольшей мере, в 2,4 раза, уменьшилось число работающих на строительных предприятиях. Увеличилось число занятых лишь в двух отраслях: в сельском хозяйстве (темп прироста — 26%) и на транспорте (темп прироста — 28%). Отраслевая структура постоянно занятых на малых предприятиях с начала 1995 г. изменилась следующим образом. Уменьшилась доля постоянно работающих на предприятиях основных отраслей материального производства: в промышленности — с 28,1 до 22,9%, в строительстве — с 31,0 до 24,1%. Доля торговли и общественного питания в обеспечении постоянной занятости в МП, напротив, возросла с 24,8 до 31,7% (прежде всего, это обусловлено сменой критериев отнесения предприятий к категории малых).

Развитие малого предпринимательства в регионах России

По территории Российской Федерации малые предприятия  распределены крайне неравномерно. Почти  треть из них на 1 января 1998г. был а сосредоточена в Центральном районе, причем в Москве сконцентрирован 21% всех российских малых предприятий, а в Санкт-Петербурге -12,1%. Меньше всего малых предприятий в Калининградской области и Северном районе: 0,8 и 2,0% от общего числа соответственно.

В течение 1997 г. во всех регионах России число малых  предприятий увеличилось. Особенно значительными темпы прироста были в Северо-Западном регионе — 6,9%, в Калининградской области — 5,6 и Центральном регионе — 3,2%.

Занятость в  малом бизнесе в Российской Федерации  столь же неравномерна, как и число  малых предприятий. Почти треть  всех работающих на российских малых  предприятиях, по итогам 1998 г., сосредоточена  в Центральном районе. Далее с  большим отрывом следуют Северо-Кавказский район (11%), Урал и Поволжье (по 9 %).

По основным показателям развития МП большинство  российских регионов находится на крайне низком, уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий. Только в Северо-Западном районе этот показатель выше -1 б малых  предприятий на тысячу жителей, что  также недостаточно для создания полноценной конкурентной среды, исходя из опыта стран Центральной и  Восточной Европы. Лишь две российские столицы, Москва и Санкт-Петербург, по плотности распространения МП почти соответствуют уровню стран-членов ЕС и лидеров рыночной трансформации  — Польши, Чехии, Венгрии, где на тысячу жителей приходится 20 — 24 малых  предприятия. Наименьшая плотность — 3 малых предприятия на тысячу жителей — зафиксирована в Волго-Вятском и Центрально-Черноземном районах.

Вклад МП в российскую экономику На начало 1998 г., по данным Госкомстата России, малые предприятия составляли 31,8 % от общего числа российских предприятий.

По оценке Госкомстата  России, из общего числа хозяйствующих  субъектов, зарегистрированных на начало 1995 г., 68-72% являлись малыми предприятиями, из которых более трети не приступили к хозяйственной деятельности. Если оценка Госкомстата России верна  и на начало 1998 г., то, с учетом изменения  критерия отнесения к малым предприятиям, доля зарегистрированных малых предприятий  составила примерно 60%.

В целом предпринимательство  во второй половине XIX в. - начале XX в. получило наибольшие в России возможности  развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли  оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь  людей, что сообщество всей силой  своих традиций и энергии "под  корень уничтожило недостаточно прочные  основания частного интереса и социальной независимости". Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX в. - начале XX в.

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно  условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической  жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую  деятельность, классики марксизма связывали  ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. Во - вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В - третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду ѕ как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов [3].

Эти выводы верны  не для любой экономики, а лишь для той, которая действует при  административно-командной системе, где народное хозяйство рассматривается  как одна фабрика, а партийно-государственный  центр - как единственный собственник  и предприниматель. Поэтому во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое  время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался  на уравнительный передел земли  с последующим развитием крупных  коллективных хозяйств. Введение хлебной  монополии государства подрывало  конкуренцию между производителями  сельхозпродукции. Монопольное положение  государства, централизация, лишение  самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними ѕ все это тормозило развитие предпринимательства. Однако, говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к “бывшим”, другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно.

        Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения» [4]. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

Предпринимательскими  функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор  между Советским государством и  иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты  или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре ѕ произведенной продукцией, так и в денежной форме.

Особой сферой экономической деятельности государства  в эти годы являлось содействие и  прямое участие в акционерных  обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная  форма государственных предприятий. Так появились государственные  и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное  предпринимательство достигло к  середине 20-х годов.

Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали  благоприятные предпосылки для  развития предпринимательства и  на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к  многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения  напрямую назывались капиталистическими.

Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.).

Информация о работе Развитие предпринимательства в советский период