Развитие предпринимательства в советский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:25, реферат

Описание

Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

Работа состоит из  1 файл

развитие предпринимательства.docx

— 57.19 Кб (Скачать документ)

Сложившаяся к  концу 1991 — началу 1992г. ситуация в  обществе и экономике поставила  перед гражданами России и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места  в грядущих экономических реформах 1992 года.

Развитие предпринимательства. (Россия: 1992-1996 г.г)

Год 1992-й, первый год официально провозглашенных  рыночных реформ, вошел в историю  страны как период грандиозных, но так  и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство  Российской Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы для частнопредпринимательской  деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения  на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов общества потребления  и свободного предпринимательства. Обещая выход из кризиса уже к  осени 1992 г., правительство самоустранилось  от какой-либо активной экономической  политики, ссылаясь на то, что без  государства и, соответственно, без  правительства рыночная стихия (саморегулирование) сама все расставит по своим местам.

Провозглашалось, что зарождающимся рыночным силам  не надо мешать, а предпринимательские  усилия широких масс населения решат  все проблемы. Во главу угла была поставлена масштабная приватизация, которая, как утверждалось, должна будет  создать широкие слои собственников, умеющих работать и в то же время  отстаивать свои интересы, т.е. сформировать российский средний класс.

Однако, как и  ранее, в советские годы, прекрасные слова и лозунги власть предержащих  на практике оказались не более чем  красивой идеологической ширмой совсем для других дел. Выяснилось, правда, это несколько позже.

Тогда же надежды  на лучшее в сочетании со снятием  административно-уголовных запретов на элементарные виды предпринимательской  деятельности способствовали бурному  росту числа малых предприятий  по всей стране: 1992 г. был годом самых  высоких с середины 80-х гг. и  по сей день темпов роста числа  малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых на них.

В определенном смысле этот факт феноменален, поскольку  осуществленная тогда либерализация  цен и введение налогового прессинга  значительно подорвали финансовую базу основной массы малых предприятий. Бурная инфляция привела, с одной  стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому  увеличению процентных ставок банковского  кредита. Это вызвало настоящий  паралич инвестиционной деятельности, продолжающийся по настоящее время.

Статистические  данные показывают, что абсолютным лидером увеличения числа малых  предприятий стала в то время  сфера науки и научного обслуживания — здесь число малых предприятий  возросло в 3,4 раза. Количество малых  предприятий в сфере сельского  хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое  снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (в 2,9 раза). Близок к этим данным и рост числа малых предприятий  в сфере народного образования (в 2,8 раза).

Можно констатировать, что в условиях провозглашения начала рыночных реформ российское МП продемонстрировало свои позитивные возможности. Его важнейшими функциями стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого  кризиса через «самозанятость», предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто лишь формальной занятости) средств к существованию. В основном речь шла не о производстве, а о торговле и посредничестве, на которые приходилось более 50% малых предприятий.

Бурное развитие торгово-посреднической деятельности стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы МП. Либерализация  внешней торговли еще в последние  годы существования СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия  для любых торговых операций. Падение  потребительского платежеспособного  спроса в те годы торговое малое предпринимательство активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень высокого качества (подобных продукции китайского производства), но зато абсолютно нового ассортимента, недоступного российским потребителям при советской власти.

Следует вспомнить  и о повсеместном появлении вещевых  и продуктовых рынков наподобие  «блошиных». На пустырях, привокзальных  площадях, рядом с крупными универмагами ежедневно появлялись десятки новых  лотков с всевозможным недорогим  товаром. Если в начале 1992 г. на прилавках  лежало немало товаров, произведенных  российскими кооперативами (столь  многообещающими в «перестроечные»  годы), то уже к его концу это  был в основном импорт. Рублевая гиперинфляция, а также сверхвысокое налогообложение в сочетании  с заниженным официальным курсом доллара к рублю поставили  на колени всю российскую промышленность. Подавляющая часть продукции  российских предприятий стала совершенно неконкурентоспособной по отношению  к импорту. Крупные и средние  предприятия останавливались одно за другим. Сотни тысяч людей оказывались  без средств к существованию, и в этих условиях мелкая торговля на ярмарках и рынках, а также посредничество оказывались вполне приемлемым выходом для них.

Характерен пример создания Петровско-Разумовского рынка в Москве. Его организовала группа докторов и кандидатов наук из нескольких развалившихся НИИ военно-промышленного комплекса. Довольно быстро стихийный рынок обрел вполне цивилизованные формы. Была упорядочена торговля, появились новые красивые павильоны.

Торговля и  посредничество давали их участникам доход, в те годы просто несопоставимый с доходами от других некриминальных видов деятельности и, тем более, с мизерными зарплатами работников бюджетной сферы.

Все более широкое  распространение получал так  называемый «челночный» бизнес. Десятки  тысяч людей выезжали за товарами за рубеж. Функционировали каналы транспортировки  самих «челноков» за границу и  закупаемых ими товаров обратно  в страну. В Турции, Китае возникли целые крупные поселения, жители которых стали специализироваться на мелкооптовом снабжении российских «челноков» местной продукцией. Быстрая  оборачиваемость мелких торговых капиталов  превращала их в капиталы средних  размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую  социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь  в нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности малых предприятий следует отнести  их участие в создании новых хозяйственных  связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов («торможение» ВПК, утрата рынков стран Восточной  Европы и пр.) полная закупорка ранее  сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла очень  широкое поле деятельности для малых  фирм по снабжению и сбыту продукции. Малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой  системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.

Рывок МП в сторону  торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый  прессинг. В бывшем СССР не было и  не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям, поэтому  ужесточение налоговой ответственности  должно было вызвать у предпринимателей ту или иную реакцию. Но дело в том, что их реакцию усилил явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов  предприятий. При этом правительство  и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полном объеме. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы они искали и находили способы  сокрытия доходов от налогообложения. Именно торговля и посредничество, ориентированные на работу с наиболее трудно контролируемыми наличными  средствами, и открывали большие  возможности для неуплаты налогов.

В 1992 г. произошло  существенное сокращение доли малых  предприятий в промышленности и  строительстве. Но относительное сокращение производственного сектора в  российском МП не может оцениваться  только как отрицательное явление. Дело в том, что прекратилась деятельность полукриминальных малых предприятий, созданных ранее при советских  государственных предприятиях лишь для того, чтобы получать исходное сырье и материалы по низким государственным  ценам, а продавать продукцию  по свободным высоким ценам. Либерализация  цен сделала существование таких  малых «производственных» предприятий  бессмысленным.

В целом в 1992г. малое предпринимательство было составным элементом массового  процесса «учредительства». Через него несколько веков назад прошли все ныне высокоразвитые рыночные страны. Через него уже проходила царская Россия.

В начале 90-х  гг. нынешнего века биржи, банки, страховые  фирмы, крупные частные и полугосударственные  акционерные предприятия возникали  по всей России в огромных количествах. Люди впервые в жизни обрели свободу  самостоятельной предпринимательской  деятельности, получили право от своего имени ставить подпись и печать на финансовых документах, что ранее было абсолютной монополией государственных чиновников. Во многом новое российское «учредительство» объяснялось не экономическими причинами, а законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.

Иллюстрацией  к вышесказанному может служить  массовое появление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических  зонах и на бедных почвах, где  таких хозяйств с точки зрения экономической целесообразности в  принципе не может быть, даже в самой  развитой рыночной стране. Многие новые, тем более малые, предприятия  создавались не в силу экономической  целесообразности, а лишь в надежде  их организаторов на некую абстрактную  «лучшую жизнь», без какой-либо программы  долгосрочного развития. В определенном смысле психологические ожидания скорого  процветания доминировали над трезвым  экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

В 1993г. продолжался  процесс бурного «учредительства», выразившийся в увеличении количества малых предприятий примерно на 2/3. Причем, в абсолютном выражении прирост  малых предприятий превысил данные за предыдущий год. Примерно на миллион  человек возросло число полностью  занятых в МП, достигнув рекордной  величины в 8,бЗ млн. человек. В отраслевой структуре еще немного возросла доля торгово-посреднической деятельности и столь же немного уменьшилась  доля сферы производства.

Сложилась относительно устойчивая региональная структура  российского малого бизнеса: по численности  малых предприятий абсолютным лидером  стал Центральный экономический  район (36 %) во главе с Москвой — (23%).

На Северный экономический район приходилось  всего 496 от общего числа малых предприятий, на Северо-Западный — 7%, на Волго-Вятский  — 3%, на Центрально-Черноземный — 3,1%, на Поволжский — 10,1%, на Северо-Кавказский - 10%, на Уральский — 9%, на Западно-Сибирский — 8,4%, на Восточно-Сибирский — 4,2%, на Дальневосточный — 4,3%.

В отраслевой структуре  наибольшая доля малых предприятий  промышленности расположена в Центрально-Черноземном  районе — 22,9%, в Уральском, Волго-Вятском  и Северо-Западном районах — по 22,5%. Наименьшая доля — в Центральном, Западно-Сибирском и Дальневосточном районах (по 16,5%).

В строительстве  лидирующее положение занял Западно-Сибирский район (23,8%), а аутсайдером оказался Центральный район (15,4%); 40,1% предприятий от общего числа малых предприятий работали в сфере торговли и общественного питания в Северо-Кавказском регионе. Более 37% такого рода предприятий были среди малых предприятий Дальневосточного, Поволжского, Центрально-Черноземного и Северного районов (39,1%). Минимальная доля таких предприятий, по официальным данным, в Центральном районе — 22%.

Но по доле малых  предприятий, занятых коммерческой деятельностью по обслуживанию функционирования рынка, Центральный район прочно занимал ведущее место - 17%. В Центрально-Черноземном  и Дальневосточном районах на долю такого рода предприятий приходилось  чуть более 1,7%.

В Центральном  же районе была наиболее высока доля предприятий, занятых в сфере науки и  научного обслуживания, — 11,6%. К нему здесь близок Северо-Западный район (11%); в Северном же районе доля таких  предприятий — менее 2%.

По официальным  данным, на долю негосударственных  предприятий в общем объеме малых  предприятий уже приходился 91%, а  по экспертным — 93%. Доминирующей формой собственности в сфере МП прочно стали частные предприятия.

В статистических данных тех лет обращают на себя внимание значительные отличия отраслевой структуры количества малых предприятий  от структуры числа занятых на них. В рамках последней абсолютным лидером оказывалось строительство; ненамного отставала от него промышленность; на торговлю и общественное питание, а также общекоммерческую деятельность приходилось менее 30% среднесписочного состава российских малых предприятий. Но этот, казалось бы, странный факт легко объясняется. Все эти различия и статистические противоречия проистекали из повсеместного уклонения малых предприятий от учета результатов своей деятельности и, конечно, от контроля за своими доходами, включая заработную плату. Конечно, в сфере торговли и посредничества делать это намного проще, чем в производственной сфере. Использование рабочей силы без какого-либо документального оформления носило тогда массовый характер. Как уже говорилось, скрывать доходы от налогообложения там было также проще.

Информация о работе Развитие предпринимательства в советский период