Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:04, курсовая работа
Бизнес – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Главное содержание этой деятельности — это соединение товаров и услуг с нашими собственными потребностями.
Введение………………………………………………………….………………..4
1 Конкуренция. Виды конкуренции…………………………………….……….6
1.1 Понятие конкуренции и факторы влияющие на конкурентоспособность...6
1.2 Функции и виды конкуренции……………………………………………….8
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…………..11
2 Роль конкуренции в системе бизнеса на примере АО «Банк ЦентрКредит»……………………………………………………………………13
3 Мероприятия, направленные на развитие конкуренции………………..…..18
3.1 Первоочередные меры по развитию конкуренции в Казахстане…………18
3.2 Мероприятия по улучшению деятельности банка……...…………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Информационные
факторы конкурентоспособности
включают в себя качество сведений
о товаре и его конкурентных преимуществах.
Информация для потребителя в
зависимости от вида и технической
сложности товара может быть представлена
текстом и/или маркировкой на
упаковке, этикеткой, эксплуатационным
документом (паспортом, руководством по
эксплуатации). Важным информационным
ресурсом повышения
1.2
Функции и виды конкуренции
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-
предприятия, которые
-
предприятия, которые не
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков.
Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
-
само существование
-
цены и качество изделий
-
предлагаемая услуга должна
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах.
Различают конкуренцию:
- функциональную (это конкуренция определенного товара);
- видовую (по цене и качеству);
- межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
-
внутриотраслевую и
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
а)
большое количество самостоятельных
производителей некоторого однородного
товара и масса обособленных потребителей
данного товара. Структура связей
такова, что каждый потребитель, в
принципе, может купить товар у
любого производителя, сообразуясь
с собственной оценкой
б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;
в)
единственный потребитель товара и
множество самостоятельных
г)
структура взаимосвязей, где единому
потребителю
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
- повышение качества продукции,
- снижение цен («война цен»),
- реклама,
- развитие до- и послепродажного обслуживания,
-
создание новых товаров и
Основные методы недобросовестной конкуренции:
-
экономический (промышленный
-
подделка продукции
- подкуп и шантаж;
- обман потребителей;
-
махинации с деловой
- валютные махинации;
- сокрытие дефектов и т.д.
Конкуренция
по своему содержанию весьма противоречива.
С одной стороны, она выражает
стремление к свободе, экономической
независимости — это проявление
центробежных сил. С другой — стремление
самих конкурентов обезопасить себя
от превратностей борьбы, что свидетельствует
о центростремительной тенденции к объединению
усилий, своего рода экономической солидарности,
гарантом которых выступает государство,
законы поведения на рынке, защищающие
интересы национальных предпринимателей
от конкуренции иностранного капитала,
и т.д.
1.3
Модели рынков совершенной и
несовершенной конкуренции
Взаимодействие
между продавцами и покупателями,
выступающими предъявителями предложения
и спроса, происходит на рынке. Решения
продавцов и покупателей
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
На
рынке совершенной конкуренции
расщепление экономической
Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.
Предпосылками
несовершенной конкуренции
- значительная доля рынка у отдельных производителей;
-
наличие барьеров
- неоднородность продуктов;
- несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Степень
несовершенства рынка зависит от
разновидности несовершенной
Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
- количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
- характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
- наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
-
степень доступности экономической информации.
Таблица 1 – Типы рыночных структур
Чистая конкуренция | Монополисти-ческая конкуренция | Олигополия | Монополия | |
Число фирм | Очень много | Много | Несколько | Одна |
Характер продукции | Стандартная | Дифференци-рованная | Стандартная или дифференци-рованная | Уникальная: нет близких заменителей |
Условия вступления | Очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнительно легкие | Наличие существенных препятствий | Блокировано |
Доступность экономической информации | Полная доступность | Некоторые ограничения | Существенные ограничения | Недоступна |
Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но в довольно узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре | Значительный |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. | Производство стали, автомобилей, многих бытовых электропри-боров | Местные предприятия общественного пользования |
2 Роль конкуренции в системе бизнеса на примере АО «Банк
ЦентрКредит»