Роль конкуренции в системе бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Бизнес – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Главное содержание этой деятельности — это соединение товаров и услуг с нашими собственными потребностями.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..4
1 Конкуренция. Виды конкуренции…………………………………….……….6
1.1 Понятие конкуренции и факторы влияющие на конкурентоспособность...6
1.2 Функции и виды конкуренции……………………………………………….8
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…………..11
2 Роль конкуренции в системе бизнеса на примере АО «Банк ЦентрКредит»……………………………………………………………………13
3 Мероприятия, направленные на развитие конкуренции………………..…..18
3.1 Первоочередные меры по развитию конкуренции в Казахстане…………18
3.2 Мероприятия по улучшению деятельности банка……...…………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Роль конкуренции в системе бизнеса МАЦУК.docx

— 63.60 Кб (Скачать документ)

     Информационные  факторы конкурентоспособности  включают в себя качество сведений о товаре и его конкурентных преимуществах. Информация для потребителя в  зависимости от вида и технической  сложности товара может быть представлена текстом и/или маркировкой на упаковке, этикеткой, эксплуатационным документом (паспортом, руководством по эксплуатации). Важным информационным ресурсом повышения конкурентоспособности  служит реклама. К первостепенным информационным составляющим конкурентоспособности  относятся имидж товара, популярность торговой марки и репутация компании. 
 

     1.2 Функции и виды конкуренции 

     Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. 

     Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

     - предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами получают  вознаграждение в виде прибыли  (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

     - предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке,  получают наказание в виде  убытков или вытесняются с  рынка (негативные санкции). 

     Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.  

     Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Политика в  области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции.

     В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков.

     Поэтому государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

     - качество конкуренции;

     - само существование конкуренции;

     - цены и качество изделий должны  быть в центре внимания конкуренции;

     - предлагаемая услуга должна быть  соразмерной по цене и другим  договорным условиям;

     Проблема  ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах.

     Различают конкуренцию:

     - функциональную (это конкуренция  определенного товара);

     - видовую (по цене и качеству);

     - межфирменную (среди отдельных предприятий,  фирм);

     - внутриотраслевую и межотраслевую.

     В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:

     а) большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в  принципе, может купить товар у  любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

     б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить  значительную долю общего спроса. Такая  структура называется олигополией  и порождает так называемую несовершенную  конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий  спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно большим  числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической  конкуренции;

     в) единственный потребитель товара и  множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает  весь объем предложения товара, который  поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия  спроса);

     г) структура взаимосвязей, где единому  потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

     Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную. 

     Основные  методы добросовестной конкуренции:

     - повышение качества продукции,

     - снижение цен («война цен»),

     - реклама,

     - развитие до- и послепродажного  обслуживания,

     - создание новых товаров и услуг  и использование достижений научно-технической  революции.

     Основные  методы недобросовестной конкуренции:

     - экономический (промышленный шпионаж);

     - подделка продукции конкурентов;

     - подкуп и шантаж;

     - обман потребителей;

     - махинации с деловой отчетностью;

     - валютные махинации;

     - сокрытие дефектов и т.д.

     Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической  независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д.  
 

     1.3 Модели рынков совершенной и  несовершенной конкуренции 

     Взаимодействие  между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения  и спроса, происходит на рынке. Решения  продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок  товара будут существенно различаться  для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей  экономического исследования могут  быть различные классификации рыночных структур.

     По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

  1. совершенная (чистая) конкуренция;
  2. монополистическая конкуренция;
  3. олигополия;
  4. монополия.

     На  рынке совершенной конкуренции  расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции  работают в полную силу. Здесь действует  множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания  своей воли потребителям. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа.

     Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

     Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

     - значительная доля рынка у  отдельных производителей;

     - наличие барьеров проникновения  в отрасль;

     - неоднородность продуктов;

     - несовершенство (неадекватность) рыночной  информации.

     Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции  она невелика и связана только с умением производителя выпускать  особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно  и диктуется немногочисленностью  действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

     Исследования  экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

     - количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

     - характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

     - наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

     - степень доступности экономической информации. 

Таблица 1 – Типы рыночных структур

  Чистая конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм Очень много Много Несколько Одна
Характер  продукции Стандартная Дифференци-рованная Стандартная или дифференци-рованная Уникальная: нет близких заменителей
Условия вступления Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно  легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Доступность экономической информации Полная доступность Некоторые ограничения Существенные  ограничения Недоступна
Контроль  над ценой Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный  взаимной зависимостью, значительный при сговоре Значительный
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. Производство  стали, автомобилей, многих бытовых электропри-боров Местные предприятия общественного пользования
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Роль конкуренции в системе бизнеса на примере АО «Банк

         ЦентрКредит» 
 

Информация о работе Роль конкуренции в системе бизнеса