Автор работы: Анюта Лысова, 17 Августа 2010 в 14:37, курсовая работа
Коммерческая деятельность представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1. Роль и задачи развития коммерческой работы на современном этапе
1.2. Роль информации, маркетинга и рекламы в коммерческой деятельности в условиях рынка
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Для производителей все большее значение приобретает эффективная дистрибьюция, проникающая во все торговые точки, занимающая лучшие места на полках, и постоянно поддерживающая запасы. Способы повышения такой эффективности в российских условиях далеко не однозначны. Сокращается количество посредников - остаются наиболее эффективные дистрибьютеры - и развивается работа напрямую с розницей (компания Sun Interbrew сократила число дистрибьютеров с 430 до 12; "Очаково" - с 300 до 6). А компания Liggett-Ducat (табак) вообще отказалась от дистрибьютеров и перешла на собственные продажи. Производители считают, что собственный торговый аппарат более эффективен, особенно с точки зрения контроля за ситуацией в рознице и повышения рыночного потенциала компании. Важное значение придается контролю цены для покупателя на месте продажи. Таким образом, крупные игроки готовы инвестировать в собственный дистрибьютерский ресурс. Такой же стратегии придерживаются производители скоропортящихся товаров и товаров, требующих расположения в прикассовой зоне.12
Другой подход - отказ от самостоятельных продаж и развитие аппарата менеджеров, формирующих и поддерживающих панель ключевых заказчиков. При этом ключевые заказчики, обычно сетевые структуры, превращаются в региональных дилеров, которым и делегируется дистрибьюция. Ключевой дилеммой производителя остается выбор: что отдать, а что оставить, чтобы минимизировать трансакции. Дилемма находится в двух ипостасях. Первая - какую часть составляющих дистрибьюции оставить, а какую отдать. Вторая - какую группу клиентов (оптовики, традиционная розница, сети) оставить непосредственно себе, а какую передать. Выбор в каждой из плоскостей определяется местными условиями, особенно инфраструктурой, и соотношением наличных ресурсов.
Если для производителей рассматриваемые вопросы лежат в плоскости долгосрочного развития, то для дистрибьютеров - это вопрос "жизни и смерти", почти "дарвинизм", когда новый биологический вид (сети), развиваясь, меняет среду обитания дистрибьютеров. Сети вытесняют другие виды торговли - открытые рынки и мелкие магазины, среду, питающую дистрибьютеров. В таких условиях компании-дистрибьютеры имеют две возможности выживания и развития: качественное изменение оптово-дистрибьютерского бизнеса или создание новых видов бизнеса. Первая - предполагает смещение акцента с оптовой перепродажи на логистику (терминалы, доставка, системы обработки заказов и отлаженная работа в цепи поставок). Новые виды бизнеса могут быть в сфере розничной и мелкооптовой торговли, консалтинга в области торговли и логистики, производства собственной продукции.
Любой
оптовик мечтает стать
На
рынке комплексных
Если обратить внимание на зарубежный опыт, можно сделать некоторые, адаптированные к российским условиям, предположения по поводу будущего отрасли товаров повседневного спроса. В сфере розничной торговли одержит победу сетевая революция, прежде всего в крупных и средних городах. На плаву останется не более десятка крупных сетевых игроков (например, "Марта"), использующих западные технологии и работающих в формате западных брэндов (например, "Spar"). Сети станут охотно покупать квалифицированные логистические услуги. Ситуацию на рынке будут определять самые крупные игроки, располагающие большими материальными и информационными ресурсами.
На рынок придут интернациональные логистические и дист-рибьютерские компании, которые скупят стоящие российские компании подобного профиля, обладающие налаженными связями с клиентами и умением работать в местных условиях. Отечественные неспециализированные оптовики останутся вне игры. Новыми каналами развития следует считать HORECA (рестораны, кафе) и электронный рынок. Производители либо войдут в состав ТНК, либо не выдержат конкуренции. Останутся лишь узко специализированные на местную специфику (сувениры и т.п.). Пока сетевая конкуренция на российском рынке практически отсутствует. Например, в Москве объем рынка товаров первой необходимости 40 миллиардов долларов в год, а сети "охватили" только 20% этой суммы. В ближайшие 5 лет их охват достигнет 80%, тогда и начнется жесткая конкуренция.13
Революционная ситуация - переломный момент между прошлым и будущим. Для компаний, работающих в области потребительских товаров, самое время определяться со своим будущим.
На российском рынке Интернет-торговли в 2000 году был поставлен "крест" - один за другим, как и на Западе, закрывались виртуальные магазины. На самом деле умер не электронный бизнес, а иллюзии, существовавшие вокруг него. Большинство абстрактных предположений относительно Е-коммерции оказались пустыми фантазиями. Менталитет российского покупателя не сильно изменился и торговые сайты оставались невостребованными.
В 2003 году число Интернет-пользователей достигло 10% населения России - по мировым меркам (уровень Бразилии) пороговый показатель начала Е-коммерции, и ее развитие приобрело второе дыхание. Интернет-магазины вновь начали расти, как грибы после дождя. Техническая разработка Интернет-магазина обходится в 5-10 тыс. долларов. Однако его "раскрутка" гораздо дороже. Минимальная реклама - индексация в поисковых системах (например, "Яндекс"), а полноценная рекламная кампания проводится в оффлайновых СМИ, как это проделывает, например, интернет-магазин "Дикая Орхидея". Определяющим фактором успеха виртуального магазина выступает необычный способ продвижения. На сайт такого магазина важно привлечь не просто посетителей, а покупателей. Интернет-торговля позволяет сравнить ценовые предложения различных магазинов и наиболее приемлемые покупателю получают быстрое признание.
Виртуальные магазины Рунета сегодня позволяют, не выходя из дома, купить все: от колбасы до шимпанзе. Книги - самый ходовой товар виртуальной торговли, на них зарабатывается половина выручки. Хороших "книжников" отличает возможность пролистать книгу на сайте. Просмотр оглавления и вступления стал уже обязательным. Важен также "маневр" с заказом - разные по доступности книги доставляются в разные сроки. Стоимость книги в виртуальном магазине обычно выше оффлайновой магазинной цены - первый покупает у оптовиков, а не у издательств. Доставка книги по Москве занимает сутки, по России - 7-12 суток. Цена доставки сопоставима с почтовыми тарифами.14
Компьютерное "железо" в виртуальных магазинах дешевле примерно на 30%. Значительно меньше издержки на аренду помещений и содержание всевозможных консультантов. На сайте www.price.ru. можно выбрать изделие с подходящей ценой, а на сайте соответствующего онлайнового сообщества узнать все достоинства и недостатки изделия непосредственно от профессионалов-пользователей.
"Здоровье" продается в электронной аптеке. Причем без всяких рецептов поставляются наркотические анальгетики (например, омпомон) и сильные нейролептики. Фармосоюзы Запада выступают против Интернет-торговли лекарствами. В России пока на эту торговлю никто не обращает внимания. Сайты здоровья дают рекомендации по лечению и подбору лекарств, доставка которых (1-2 суток) бесплатная, если сумма покупки превышает тысячу рублей.
Электронная торговля продуктами питания имеет смысл лишь как дополнительный канал реализации супермаркетов, использующий оффлайновую инфраструктуру логистики. Вероятно, исключением являются онлайновые продуктовые магазины "Службы 77", "Корзинка" и "Выгодно Ру", которые работают только по Москве (стоимость доставки 200 руб.), обеспечивая доставку продуктов за 3 часа по очень высоким ценам (в 1,5-2 раза выше, чем в оффлайновой сетевой торговле).
Сайты, на которых идет бойкая торговля всякой живностью (от щенков до любой экзотики), скорее относятся к структуре онлайновых сообществ, а не магазинов. Большая часть сделок на них происходит "из рук в руки". Большое место занимает ветеринария и обмен всевозможными советами. Однако за высокую оплату можно заказать животных из любого уголка мира.
Несмотря на быстрое развитие, онлайновая торговля15 в России пока еще не стала массовой, а для беднейшей части населения, особенно для малоподвижных пенсионеров, остается социальной утопией, не способной заменить систему мелких магазинов "за углом", разоряемую торговыми центрами и оффлайновыми сетями. Рекомендовать такую замену, что свойственно российским либералам, - принимать точку зрения Марии Антуанеты: "Им не хватает хлеба? Так пусть едят пирожные!".
Пришедшие в Россию крупнейшие европейские торговые сети (Metro, Auchan, Marktkauf и др.) принесли с собой высокие управленческие стандарты, основанные на информационных технологиях. Например, Metro имеет полный бэк-офис, адаптированный к российским "исключениям" и позволивший автоматизировать даже учет подакцизной продукции, что ранее считалось невозможным. Для бэк-офиса компания использует стандартную для Запада IT-систему SAP R/3. Практически уже закончено создание и фронт-офиса — управление товародвижением и связью с потребителем.
Дабы не проиграть западным ритейлерам грядущую войну за потребителя, ведущие российские сетевики вынуждены подтягиваться по управлению до их уровня и внедрять современные информационные системы. По совету западных специалистов, российские сетевики в первую очередь создают распределительные центры (РЦ), обеспеченные современными IT-системами бэк- и фронт- офиса. Кредиты под эти центры легко дают западные банки. Первый такой РЦ построила компания "Перекресток", потом петербургская "Пятерочка". РЦ как форма логистики весьма распространена на Западе - через нее пропускается более 90% товарооборота. РЦ служат для промежуточного хранения и сборки товаров, предназначенных конкретным магазинам, и гораздо лучше решают проблему пустых полок, нежели сеть магазинов с самостоятельной логис-тикой. Эффект масштаба позволяет ритейлеру через РЦ снизить закупочные цены. РЦ обычно дополняются транспортной логистикой, что позволяет в целом снизить логистические расходы на 30%.
Большие неприятности торговым сетям доставляет отсутствие в России единой иерархической системы признаков. ГОСТы для классификации товаров безнадежно устарели, и пользоваться ими невозможно, а составление единого каталога даже не начато. Поэтому много трудностей возникает с маркировкой товаров поставщиками, что усложняет автоматизацию. Главное препятствие - отсутствие узаконенного электронного документооборота: закон об электронной подписи не действует; формат электронного счета-фактуры не разработан. Большие надежды ритейлеры возлагают на комитет "Эффективный отклик на запросы потребителей (ECR)", созданный для урегулирования взаимодействия торговых компа-ний с поставщиками и государством. Серьезная проблема для ритейлеров - электронные счета. Бумажный документооборот создает тонны ненужной макулатуры и требует привлечения сотен бухгалтеров и курьеров.16
Оборот российских ритейлеров увеличивается на 25-80% в год. Им стали по карману софтверные и аппаратные новинки. Некоторые компании "чистят" свои программные "самоделки", другие - внедряют целиком ERP-систему - SAP. Во всяком случае, на рынке розничной торговли наметился явный прорыв в освоении современных информационных технологий для оптимизации всех бизнес-процессов и улучшения взаимодействия с потребителем. Первой в России внедрила полную систему SAP R/ 3 фирма "Лента" в Санкт-Петербурге - запуск осуществлен в апреле 2004 года. В работах по запуску системы участвовало 160 человек в течение 1,5 лет. Ритейлеры проявляют повышенный интерес к бизнес-аналитике с целью планирования спроса и покупательских предпочтений, перенося таким образом центр тяжести своих интересов на системы фронт-офиса.17
Специалисты,
работающие с ритейлерами, считают,
что наилучшие результаты оптимизации
достигаются за счет коротких "точечных"
проектов с последующей их интеграцией
в единую ERP-систему. Конечная цель всех
IT-новаций в торговле одна - улучшить управление
и уменьшить трансакционные издержки
для достижения конкурентоспособных цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для успешной коммерческой деятельности требуется полная компьютеризация. Компьютеризация коммерческой деятельности способствует быстрому и точному выполнению работы и является фактором экономии времени и средств.
Как продавцы, так и покупатели товара могут использовать Интернет для получения справочной информации различного характера (нормативно-законодательные вопросы, торговые, банковские, таможенные и другие правила, биржевые сводки и т. п:).
Основным товаром на рынках виртуальной экономики является автоматизированная информационная технология. Эта технология выросла из информационной технологии.
В
виртуальной экономике для
для оплаты купленного товара используются
сети Интернет, другие
сети и мобильная связь.
На
рынках виртуальной экономики
Сегодня можно выделить несколько перспектив развития виртуальной экономики в третьем тысячелетии. К ним можно отнести:
Информация о работе Состояние коммерческой деятельности в россии на современном этапе