Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:23, диссертация
Актуальность темы исследования Открытость внутреннего рынка России в настоящее время привела к появлению на нем не только огромного количества зарубежных товаров и услуг, но и крупных розничных торговых фирм, что значительно усилило конкуренцию среди предприятий. Эти обстоятельства породили качественно новую ситуацию на российском рынке. Специфика этой ситуации заключается, прежде всего, в том, что активизировалась борьба за потребителя. Весьма актуальной в сфере торговли стала проблема не только привлечения, но и удержания выгодных клиентов, т. к. в настоящее время рыночная эффективность фирм главным образом зависит от степени их удовлетворения
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования управленческих воздействий на предпочтения потребителей в сфере услуг розничной торговли
1.1. Поведение индивидуальных потребителей как объект управления
1.2. Маркетинговые методы исследования процесса возникновения потребительских предпочтений
1.3. Модель управленческих воздействий на решения покупателей
ГЛАВА 2 Исследование поведения потребителей в процессе возникновения потребительских предпочтений
2.1. Виды стратегий управления потребительскими предпочтениями и направления их реализации
2.2. Анализ отношения покупателей к предприятию сферы услуг розничной торговли
2.3. Критерии потребительского предпочтения к товарам и услугам
ГЛАВА 3 Научно-методические и практические рекомендации по управлению потребительскими предпочтениями в сфере услуг розничной торговли
3.1. Разработка стратегии управления рыночным выбором индивидуального потребителя
3.2. Методика исследования поведения потребителей в процессе возникновения потребительских предпочтений
3.3. Оценка эффективности взаимодействия предприятий сферы услуг розничной торговли с потребителями 125 Заключение 138 Библиография
кандидат экономических наук Савин, Эрнест Владимирович
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования управленческих воздействий на предпочтения потребителей в сфере услуг розничной торговли
1.1. Поведение индивидуальных
потребителей как объект
1.2. Маркетинговые методы
исследования процесса
1.3. Модель управленческих
воздействий на решения
ГЛАВА 2 Исследование поведения потребителей в процессе возникновения потребительских предпочтений
2.1. Виды стратегий управления
потребительскими
2.2. Анализ отношения покупателей к предприятию сферы услуг розничной торговли
2.3. Критерии потребительского
предпочтения к товарам и
ГЛАВА 3 Научно-методические и практические рекомендации по управлению потребительскими предпочтениями в сфере услуг розничной торговли
3.1. Разработка стратегии управления рыночным выбором индивидуального потребителя
3.2. Методика исследования
поведения потребителей в
3.3. Оценка эффективности взаимодействия предприятий сферы услуг розничной торговли с потребителями 125 Заключение 138 Библиография
Введение диссертации (часть автореферата)
На тему "Управление потребительскими предпочтениями в сфере услуг розничной торговли"
Актуальность темы исследования
Открытость внутреннего рынка России
в настоящее время привела
к появлению на нем не только огромного
количества зарубежных товаров и
услуг, но и крупных розничных
торговых фирм, что значительно усилило
конкуренцию среди предприятий.
Эти обстоятельства породили качественно
новую ситуацию на российском рынке.
Специфика этой ситуации заключается,
прежде всего, в том, что активизировалась
борьба за потребителя. Весьма актуальной
в сфере торговли стала проблема
не только привлечения, но и удержания
выгодных клиентов, т. к. в настоящее
время рыночная эффективность фирм
главным образом зависит от степени
их удовлетворения. Данная проблема является
качественно новой для
Кроме того, одним из результатов изменений в экономике России за последние годы является большая дифференциация в доходах населения. Именно различия в доходах, а также тесно связанный с ними объем потребления лежат в основе сегодняшней социальной стратификации российского общества. Особый интерес для бизнеса представляют граждане со средним уровнем дохода, т.к. именно эта группа населения задает динамику развития предприятий в тех нишах, которые ориентированы на обслуживание (розничная торговля товарами длительного пользования, туризм, общественное питание, торговля оздоровительными продуктами и косметическими препаратами различного назначения и т.д.). Это обращает интересы ученых и практиков к исследованию механизмов маркетингового управления потребительскими предпочтениями, к разработке наиболее эффективных маркетинговых стратегий, обеспечивающих долгосрочные взаимоотношения предприятий сферы услуг розничной торговли с потребителями, к возможности их использования с целью достижения предприятиями дополнительных конкурентных преимуществ в современных рыночных условиях.
Таким образом, необходимость
разработки эффективных маркетинговых
управленческих воздействий на формирование
предпочтений потребителей в процессе
рыночного выбора в настоящее
время, является одной из актуальных
задач для обеспечения
Степень изученности проблемы
Анализ степени изученности
Монографии, учебные пособия отечественных ученых, касающиеся маркетинга в целом и, рассматриваемой области, в частности, таких как: О. Андреева, И. Алешина, В. Абчук, Г. Багиев, Н. Ващекин, В. Ильин, И. Красюк, И. Крылов, Н. Перекалина, Е. Песоцкая, А. Романов, Б. Соловьев, Э. Уткин, В. Хруцкий, В. Шувалов, свидетельствует о повышении значения исследования потребителей и механизма возникновения потребительских предпочтений.
Однако знания в этой области
имеют фрагментарный характер, а
пособия не учитывают особенности
современного российского общества,
т. к. в большой степени дублируют
зарубежный подход. Следует также
отметить, что многие работы чаще носят
теоретический, а не прикладной характер.
Однако уже сейчас появилась необходимость
использования различных
Цель и задачи исследования.
Основной целью диссертационной
работы является разработка и обоснование
научно-методических рекомендаций по
применению стратегий маркетингового
управления потребительскими предпочтениями
и практических рекомендаций по оценке
эффективности их использования
в сфере услуг розничной
В рамках поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:
• осуществить анализ причин возникновения потребительских предпочтений покупателей с точки зрения возможности и способов управления ими, а также их влияния на содержание стратегических и тактических маркетинговых решений;
• проанализировать маркетинговые методы исследования процесса возникновения потребительских предпочтений индивидуальных потребителей к товару, услуге и к предприятию, определить возможность применения этих методов в сфере розничной торговли;
• на основе исследования сути маркетингового управления процессом принятия решения о покупке описать модель управленческих воздействий на предпочтения покупателей, выделив особенности маркетингового управления, его задачи на каждом этапе и приоритетные направления изучения потребителей;
• выявить особенности
отношения покупателей к
• разработать научно-
Объектом исследования являются
предприятия сферы услуг
Предмет диссертационного исследования — совокупность социально-экономических и организационных отношений, складывающихся в процессе маркетингового управления предпочтениями потребителей в процессе рыночного выбора.
Теоретическую и методическую
основу исследования составили труды
зарубежных и отечественных ученых
и практиков, материалы научных
конференций, статьи в научных сборниках
и периодической печати по проблемам
теории поведения потребителей, вопросам
маркетинговых исследований механизма
возникновения потребительских
предпочтений при принятии решения
о покупке и факторов, влияющих
на этот процесс, возможностям использования
полученных результатов. Так как
наука о поведении потребителей
возникла на стыке экономики, психологии,
маркетинга и многих других отраслей
знаний, работа над настоящим исследованием
потребовала использования
В диссертации применялись
методы экономического и статистического
анализа, количественного и
Информационную базу исследования
составили официальные
Кроме этого автор использовал данные собственных маркетинговых исследований потребителей, анализа статистической информации, опросов, анкетирования, изучения рекламных и коммерческих информационных сообщений в периодической печати.
Научная новизна результатов, полученных в диссертации состоит в следующем:
1. Систематизированы различные подходы к формированию представления о потребителях, к моделированию поведения потребителей, определяющего возможность и содержание процессов стратегического и тактического управления ими: бихевиористский, основанный на полном отрицания суверенитета потребителя, модернистский, основанный на признании приоритета его индивидуальности, постмодернистский, ставящий под сомнение возможность управления потребителем из-за иррациональности его поведения.
2. Выявлены особенности
отношения покупателей к
3. Дополнены и адаптированы к специфике сферы услуг розничной торговли методики маркетингового исследования процесса возникновения потребительских предпочтений к товарам и услугам, а также к самому предприятию, предоставляющие информацию для разработки стратегий управленческого воздействия на поведение покупателей и оценки их эффективности в российских условиях/
4. Разработаны научно-
5. Предложены практические рекомендации по определению системы показателей эффективности взаимодействия предприятий розничной торговли с потребителями, а также методы их измерения.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, составляющие его новизну, доведены до конкретных методических и практических рекомендаций по использованию предприятиями розничной торговли маркетинговых методов управления потребительскими предпочтениями, позволяющие повысить эффективность их взаимодействия. Методики, рекомендации, изложенные в диссертационной работе, использованы в деятельности предприятия КП «Родник здоровья», туристской фирмы «Магазин горящих путевок» и других предприятий. Ряд положений диссертации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке и переподготовке соответствующих специалистов.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации содержатся в ряде сообщений на научно- практических и методических конференциях Московского государственного университета Сервиса в 2003-2004 годах (г. Москва); семинаре кафедры «Менеджмент организаций сферы сервиса».(2005г.) Разработанные в диссертации теоретические и методологические положения используются автором в процессе подготовки учебного материала по дисциплинам «Маркетинг предпочтений» для студентов ГОУ ВПО «Московский государственный университет сервиса».
Заключение диссертации
по теме "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)", Савин, Эрнест Владимирович
Результаты исследования
поведения покупателей в
Методической основой разработки и оценки эффективности стратегий управления потребительскими предпочтениями является такое направление маркетинговых исследований, как исследование отношения потребителей к предприятию, необходимость которого объясняется тем, что отношение непосредственно воздействует на решение о покупке, а они в свою очередь непосредственно влияют на отношение. Все методы исследования отношения направлены на сбор и анализ информации о мнениях, чувствах, значимости объекта оценки, а также о покупательских намерениях.
Информация о работе Управление потребительскими предпочтениями в сфере услуг розничной торговли