Защита деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание

Вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации так или иначе касаются каждого человека. Несмотря на известные и видимые различия (физиологические, интеллектуальные, социальные, возрастные и др.), все физические лица с точки зрения гражданского права наделены примерно одинаковым набором прав и обязанностей, закрепленных в основных международных конвенциях, конституциях, гражданских кодексах и отраслевых законах. Более принципиальные, хотя и не всегда очевидные различия обнаруживаются между физическими и юридическими лицами во всем их многообразии. Поэтому, задаваясь вопросом защиты собственных нематериальных благ, любой участник такого процесса должен четко осознавать те основания и нормы, которые позволят отстоять доброе имя и репутацию.

Содержание

Введение

1. Деловая репутация юридического лица – понятие и нормативно-правовое регулирование
1.1 Понятие деловой репутации юридического лица
1.2 Правовой механизм регулирования деловой репутации юридических лиц
2. Защита деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве
2.1 Механизм защиты деловой репутации юридических лиц в российском праве
2.2 Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

правовое регул. предприн.деят.docx

— 45.46 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

1. Деловая репутация юридического лица – понятие и нормативно-правовое регулирование

       1.1 Понятие деловой репутации юридического лица

       1.2 Правовой механизм регулирования деловой репутации юридических лиц

2. Защита деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве

      2.1 Механизм защиты деловой репутации юридических лиц в российском праве

       2.2 Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики особое значение имеет поддержание на должном  уровне деловой репутации как  граждан, так и юридических лиц. Зачастую это становится возможным  только при помощи гражданско-правовых способов защиты, к которым приходится прибегать в случае распространения  не соответствующих действительности порочащих сведений.

Вопросы защиты чести, достоинства и деловой  репутации так или иначе касаются каждого человека. Несмотря на известные  и видимые различия (физиологические, интеллектуальные, социальные, возрастные и др.), все физические лица с точки  зрения гражданского права наделены примерно одинаковым набором прав и  обязанностей, закрепленных в основных международных конвенциях, конституциях, гражданских кодексах и отраслевых законах. Более принципиальные, хотя и не всегда очевидные различия обнаруживаются между физическими и юридическими лицами во всем их многообразии. Поэтому, задаваясь вопросом защиты собственных  нематериальных благ, любой участник такого процесса должен четко осознавать те основания и нормы, которые  позволят отстоять доброе имя и репутацию.

 

1. Деловая репутация  юридического лица – понятие  и нормативно-правовое регулирование

 

1.1 Понятие деловой  репутации юридического лица

 

Понятие деловой репутации является недостаточно разработанным как в теории гражданского права, так и на законодательном  уровне. Меж тем по мере развития хозяйственного оборота возникает  объективная необходимость уяснения его сущности. В науке существует множество трактовок соответствующего термина. Например, Д.В. Кислов утверждает, что деловая репутация - это не какое-либо единичное явление, а "совокупность факторов, позволяющих более успешно  вести бизнес". К таким факторам относятся: фирменное наименование предприятия, его финансово-экономическое  положение, выгодное географическое расположение, клиентская база, деловые связи, техническая  оснащенность, наличие в собственности  высокодоходных активов, владелец предприятия и др. 

Упоминание  о деловой репутации мы находим  во многих законодательных актах, тем  не менее легальное определение  данного понятия в законодательстве отсутствует. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство  или деловую репутацию лица, в  том числе конкурента. В Федеральном  законе от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" содержится запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе на "распространение  ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести  ущерб его деловой репутации" (п. 1 ч. 1 ст. 14). В Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" одним из оснований  для отказа в государственной  регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций является "несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов советов директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям" (ст. 16); деловая репутация здесь трактуется как оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации (абз. 4 ст. 16). Вряд ли можно считать эту формулировку легальным определением исследуемого понятия, так как она носит конкретный характер (применима исключительно к указанной статье) и не отражает всех существенных свойств деловой репутации. 

В ст. 150 ГК РФ наряду с такими благами, как  жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, право свободного передвижения и  др., называется и деловая репутация. Приводя перечень нематериальных благ, законодатель в п. 1 ст. 150 ГК РФ указывает  на их неотчуждаемость и непередаваемость иным способом; при этом, по смыслу данной статьи, речь идет о нематериальных благах, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона. Однако действительно ли деловая репутация  не может передаваться? Нормами ГК РФ о договоре простого товарищества устанавливается, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе  деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а  также деловая репутация и  деловые связи (п. 1 ст. 1042 ГК РФ). Другими  словами, здесь прямо предусматривается  возможность лиц, желающих осуществлять совместную деятельность без образования  юридического лица, передавать деловую  репутацию во вклад. Более того, согласно п. 2 ст. 1042 ГК РФ, денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами. Следовательно, возможно не только передать в общую долевую  собственность свою деловую репутацию, но и произвести ее денежную оценку. Таким образом, налицо коллизия законодательства.

1.2 Правовой механизм  регулирования деловой репутации  юридических лиц

 

Право, в  том числе и гражданское, призвано направлять, регулировать и определять границы поведения людей. Оно  допускает осуществление внешнего контроля и может быть обеспечено специфическими правовыми средствами при расхождении поведения того или иного лица с требованиями правовой нормы.

Существенной  особенностью абсолютных прав (как  и права на честь, достоинство  и репутацию) является то, что их носителям противостоит в качестве обязанных лиц не одно лицо, а  все третьи лица, обязанные воздерживаться от действий, направленных на нарушение  этих прав. В ином случае может наступить  гражданско-правовая ответственность  как санкция за совершенное правонарушение, которая связана с обременениями  для правонарушителя и является для него определенным наказанием.

Юридическая ответственность как общественно-правовое состояние лиц устанавливается  и проявляет себя только в правоотношениях. Она имеет двойственную природу  и может классифицироваться как  правовое состояние индивидов и  юридических лиц, а также как  особенные правоотношения ответственности. Реализация юридической ответственности, по существу, всегда является результатом  исполнения юридической обязанности  и осуществлением юридических прав. В свою очередь, юридическая обязанность  непременно должна быть подкреплена  юридической ответственностью.

Состав  гражданского правонарушения, как известно, образует совокупность условий, необходимых  для привлечения к гражданско-правовой ответственности. По общему правилу  таковыми условиями являются противоправное поведение обязанного лица (в нашем  контексте распространение не соответствующих  действительности, порочащих сведений), наличие вреда (моральный вред причиняется  потерпевшему лицу при ущемлении его чести, достоинства или деловой репутации), причинная связь между противоправным поведением и наступившими негативными последствиями (убытками, моральным вредом) и виною правонарушителя, которая не имеет значения при компенсации морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию.

В ст. 152 ГК РФ установлено право гражданина или организации (юридического лица) обращаться в суд для опровержения порочащих их честь, достоинство  или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют  действительности. Бремя доказывания  лежит на субъекте, распространившем эти сведения, а не на потерпевшем. Из этого следует, что для удовлетворения этого права требуются определенные условия защиты чести и достоинства, а именно сведения должны быть порочащими, не соответствовать действительности и получить распространение. Пока не доказано противное, распространенные порочащие сведения предполагаются не соответствующими действительности.

Следует дать характеристику или толкование отдельных условий применения ст. 152 ГК РФ, но прежде необходимо остановиться на понятии "сведения". Под таковыми нужно понимать любую информацию (устные или письменные высказывания), а также зафиксированную и распространенную информацию о фактах жизни гражданина, его поступках, деятельности физического или юридического лица, умаляющих честь, достоинство, деловую репутацию. Информация касается как самих фактов, так и их оценки, которая может быть предметом судебной защиты с точки зрения соответствия или несоответствия этой информации подлинным фактам.

Таким образом, к сведениям, которые указаны  в ст. 152 ГК РФ, относится любая  информация, если она распространена, является порочащей и не соответствует  действительности.

В качестве первого условия применения ст. 152 ГК РФ и возможного наступления ответственности обязанных лиц необходимо, чтобы сведения были распространены. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство, понимается сообщение их неопределенно широкому кругу лиц, нескольким лицам или одному лицу. Будучи сообщенными хотя бы одному человеку, сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, могут повлечь за собой причинение существенного морального вреда потерпевшему. Сообщивший эти сведения практически не имеет возможности предотвратить их дальнейшее распространение. Даже при таких обстоятельствах, когда порочащие сведения не стали достоянием широкой гласности, а известны на определенном этапе лишь одному постороннему лицу, имеются основания ставить вопрос об их опровержении (при условии несоответствия их действительности). В подобных случаях важно своевременно пресечь неправомерные действия, чтобы измышления не получили своего дальнейшего распространения. Причем не является распространением сведений сообщение их непосредственно тому лицу, которого они касаются. В последнем случае потерпевшее лицо может ставить вопрос о привлечении виновного к уголовной ответственности за оскорбление или клевету, если к этому есть основания.

Статья 152 ГК РФ не может применяться и  тогда, когда индивид сообщает посторонним  лицам порочащие сведения о самом  себе, ибо в таком случае он сам  способствует формированию общественного  мнения о своей личности. Однако нельзя согласиться с теми авторами, которые считают юридически безразличным распространение неправильных сведений о самом себе.

В законе нет указаний, какие сведения считать  распространенными. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство  граждан, а также деловую репутацию  граждан и юридических лиц, о  котором указывается в ст. 152 ГК РФ, следует понимать опубликование  таких сведений в средствах массовой информации, изложение в служебных  характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, "или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу...". Не может считаться противоправным распространение сведений, входящих в обязанность распространителя или составляющее его право (например, передача поступившего в средство массовой информации материала для проверки в соответствующие органы и т.п.). При таких обстоятельствах в случае несоответствия порочащих сведений действительности исковые требования могут быть предъявлены только к лицу, являвшемуся истинным распространителем сведений, если его можно установить.

В юридической  литературе и в судебной практике встречаются случаи обманутого доверия. При стечении тех или иных обстоятельств  лицо, действительно совершившее  неблаговидный поступок, умаляющий  его честь, достоинство или деловую  репутацию, строго конфиденциально  само сообщает об этом другому лицу с просьбой о сохранении тайны  и надеется на это. Предположим, что  впоследствии обет молчания нарушается и факт о предосудительном поступке становится достоянием окружающих. При  таких обстоятельствах суд не удовлетворит иск к лицу, обманувшему  доверие, так как опровержение сведений, хотя и доверяемых распространителю в расчете на сохранение секрета, но соответствующих действительности, нормой закона не предусматривается.

Форма распространения  сведений также имеет важное значение при решении вопроса о способе  опровержения порочащих, не соответствующих  действительности сведений, так как  от нее в определенных случаях  зависит форма опровержения указанных  сведений.

Второе  условие применения ст. 152 ГК РФ и  наступления ответственности обязанных  лиц состоит в том, что распространенные сведения порочат честь и достоинство  гражданина, а также деловую репутацию  граждан и юридических лиц.

Порочащими  являются такие сведения, которые  могут умалять честь, достоинство  или деловую репутацию физического  или юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения законов или правил общежития, т.е. отрицательно влияют на оценку моральных качеств того или иного лица со стороны окружающих. Общепринято, что к негативным результатам могут привести лишь такие распространенные сведения, которые содержат указания на какие-то определенные отрицательные черты или моменты субъекта. Общая оценочная информация ("бесталанный юрист (адвокат)", "неблестящий педагог", "слабый специалист") к числу вышеназванных сведений относиться не должна. Ставить вопрос и требовать, к примеру, в порядке гражданского судопроизводства отмены той или иной оценки при правильном отражении фактических обстоятельств нельзя. В случае предъявления подобного рода исков суды должны оставлять их без удовлетворения.

Порочащими, как указывается далее в Постановлении, являются такие не соответствующие  действительности сведения, которые  содержат утверждение о нарушении  гражданином или юридическим  лицом действующего законодательства или моральных принципов, умаляют  их честь, достоинство, деловую репутацию. Утвердительный характер распространенных сведений является одним из важных условий, при которых может быть удовлетворен иск о защите чести, достоинства и деловой репутации  граждан или юридических лиц.

Информация о работе Защита деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве