Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 16:10, курсовая работа
Актуальность данного исследования, во-первых, подтверждает возрастающая роль страхования в нашей стране. С каждым годом увеличивается количество заключаемых договоров личного страхования. Более того, в виду того, что права личности – приоритетное направление для защиты правового государства, законодательство о страховании личности, ее жизни и здоровья, требует детального исследования, выявления его достоинств и недостатков.
Введение 2
Глава 1. Общие положения о личном страховании.
1.1 Понятие страхования и страховых отношений. 4
1.2 История становления личного страхования. 7
1.3 Законодательство о личном страховании. 10
Глава 2. Особенности договора личного страхования.
2.1 Понятие личного страхования и договора личного страхования. Виды договора личного страхования. 15
2.2 Существенные условия договора личного страхования. Процедура согласования условий договора личного страхования. 21
2.3 Предмет и субъекты договора личного страхования. 25
2.4 Права и обязанности сторон на примере договора страхования жизни. Исполнение договора личного страхования. 31
Заключение. 36
Список использованной литературы.
Заключение договоров
ренты, как правило, не является систематической
деятельностью плательщика ренты, и
он не создает специализированных фондов.
Соответственно, для занятия этой деятельностью
в отличие от страхования не требуется
лицензии.
Отметим еще
одно важное обстоятельство нашедшее
законодательное закрепление –
договор страхования должен быть
заключен в письменной форме (ст.940 ГК РФ).
Также, Закон
содержит указание на недействительность
сделки вследствие несоблюдения простой
письменной формы.
Государственное
страхование вообще может производиться
без заключения договора (ст. 927 ГК),
однако, если договор заключается, то и
в этом случае должна быть соблюдена письменная
форма. Несоблюдение простой письменной
формы при заключении договора государственного
страхования лишает стороны права использовать
свидетельские показания (п. 1 ст. 162 ГК),
но не влечет его недействительности.
В обычном случае,
когда по закону требуется письменная
форма договора, принимаются только
письменные доказательства его заключения
(п. 1 ст. 162 ГК).
Однако, поскольку
для договора страхования допускается
устное заявление страхователя, то факт
наличия или отсутствия устного заявления
может подтверждаться и свидетельскими
показаниями.
Важно отметить,
что полис (страховой сертификат,
страховое свидетельство, квитанция),
подписанный страховщиком, не является
договором страхования, а лишь одним из
документов, подтверждающих факт его заключения.
Это важнейшее правило подтверждено судебной
практикой (постановление Пленума ВАС
РФ N 5 от 28 февраля 1995 г.[34], постановление
Президиума ВАС РФ N 6802/95 от 21 ноября 1995
г.[35]).
Для признания
факта заключения договора страхования
при наличии полиса необходимо кроме
того доказать, что сторонами в
надлежащей форме были согласованы
все существенные условия договора.
Итак, обычно условия
договора страхования согласовываются
путем подписания одного документа под
названием "договор". Но в п. 2 ст. 940
ГК РФ описан другой удобный способ, которым
все чаще стали пользоваться страховщики.
При этом допускается ряд ошибок, которые
ставят под сомнение сам факт заключения
договора. Пункт 2 ст. 940 ГК предусматривает
совершение сторонами определенной последовательности
действий, которая не всегда соблюдается.
Действия эти следующие:
страхователь
делает заявление страховщику о
желании заключить договор;
страховщик выдает
страхователю полис, сертификат или квитанцию,
подписанные страховщиком;
страхователь
принимает этот документ и таким
образом подтверждает согласие заключить
договор на условиях, предложенных
страховщиком.
На практике
очень часто страховая
Другую ошибку
того же типа совершают страховщики при
добровольном страховании пассажиров,
когда они включают страховой взнос в
цену билета. С автопредприятием, продающим
билеты, заключается агентский договор,
а страхователями при этом виде страхования
являются пассажиры (не путать с обязательным
страхованием пассажиров, в котором страхователем
является перевозчик). Страхователю должны
выдаваться полис, сертификат или квитанция,
подписанные страховщиком, но пассажиру
выдается билет, который никем не подписан,
и поэтому необходимое для заключения
договора действие страховщика нельзя
считать совершенным надлежащим образом.
Соответственно принятие пассажиром билета
нельзя рассматривать как его согласие
на заключение договора.
Выплаты по таким
видам страхования вполне могут
быть признаны незаконными, а со страховых
взносов взыскан НДС[36].
2.3
Предмет и субъекты
договора личного
страхования.
Предметом договора
личного страхования, так же, как
и договора имущественного страхования,
является денежное (страховое) обязательство
и к нему применяются общие правила
об обязательствах с учетом норм главы
48 ГК РФ.
Лицо, интерес
которого страхуется, должно быть названо
в договоре. В отличие от страхования
ответственности за причинение вреда,
если страхуется интерес самого страхователя,
это также следует отразить в договоре,
иначе договор не будет считаться заключенным
(подпункт 1 п. 2 ст. 942 ГК). Название застрахованного
лица в договоре не обязательно должно
полностью индивидуально определять это
лицо. Вполне достаточна такая степень
определенности, чтобы при страховом случае
с конкретным лицом можно было однозначно
определить, действительно ли о нем идет
речь в договоре.
Как и для
договора страхования ответственности,
судебная практика пока не дала толкования
требованию "назвать" застрахованное
лицо и для договора личного страхования.
Однако приведенный выше вывод для договора
личного страхования следует не только
из аналогии с постановлением Президиума
ВАС РФ №4744/97 от 14 октября 1997 г., в котором
признана возможность страховать имущество,
не полностью определенное в договоре.
Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. №750[37]
введено обязательное страхование пассажиров.
В этом виде страхования застрахованные
лица в договоре не могут быть названы
никак иначе, чем просто "пассажиры".
Таким образом, существует вид личного
страхования, в котором застрахованные
лица полностью индивидуально не определяются.
Вообще при страховании жизни и здоровья
пассажиров практически невозможно выполнить
условие индивидуальной определенности
застрахованных лиц, тем не менее, страхование
жизни и здоровья пассажиров - один из
распространенных и необходимых видов
личного страхования.
Договор личного
страхования заключается только
в пользу застрахованного лица или
с его письменного согласия в
пользу иного выгодоприобретателя.
Правило о необходимости письменного
согласия застрахованного для назначения
иного выгодоприобретателя действует
только при заключении договора. Нарушение
этого правила влечет недействительность
не только самого назначения, но и договора
в целом. Назначение выгодоприобретателя
после того, как договор страхования заключен,
регулируется правилами ст. 956 ГК и несоблюдение
этих правил влечет иные последствия.
Важно отметить,
что в личном страховании принципиально
по-иному, чем в имущественном, решается
вопрос о выплате в случаях, когда страховая
сумма выражена в иностранной валюте.
Если в договоре
предусмотрено условие
Перейдем к
рассмотрению субъектного состава
личного страхования. Последний
во многом зависит, прежде всего, от вида
личного страхования. Так, если субъектами
обязательного социального
Законодатель
дает общие определения субъектов
личного страхования. Так, в соответствии
со ст.938 ГК РФ, в качестве страховщиков
договоры страхования могут заключать
юридические лица, имеющие разрешения
(лицензии) на осуществление страхования
соответствующего вида.
В настоящее
время требования к страховщикам
установлены Законом «Об
Лицензии выдает
орган страхового надзора российским
юридическим лицам любой
В виду того, страхователем
может выступать как
Так, при обязательном
личном страховании страхователи -
организации любой организационно-правовой
формы, а также граждане, обязанные в соответствии
с федеральными законами о конкретных
видах обязательного социального страхования
уплачивать страховые взносы (обязательные
платежи). Страхователями являются также
органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления, обязанные в
соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного социального
страхования уплачивать страховые взносы.
Страхователи определяются в соответствии
с федеральными законами о конкретных
видах обязательного социального страхования.
Также страхователями
могут выступать и - физические лица,
которые заключают договора о
страховании и в пользу третьих
лиц - застрахованных. В случае, если
Страхователь - физическое лицо заключил
договор о страховании своих имущественных
интересов, то он является застрахованным.
Законодатель
может устанавливать
Обратим внимание
на ряд проблемных аспектов связанных
с определением субъектов в личном
страховании.
Так, в соответствии
с п. 2 Указа Президента РФ от 7 июля
1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании
пассажиров" страхователем при обязательном
страховании пассажиров является транспортное,
транспортно-экспедиторское предприятие
- перевозчик. Оказалось, что это, на первый
взгляд, однозначное определение лица,
обязанного страховать пассажиров, допускает
разные толкования. Возник спор с участием
трех лиц - страховщика, застраховавшего
пассажиров, производственного объединения
автовокзалов и пассажирских автостанций
и производственного автотранспортного
объединения. Отношения между объединением
автовокзалов и автотранспортным объединением
были оформлены так, что оба эти лица могли
претендовать на право называться перевозчиком.
Страхователем выступало одно из этих
лиц, а продавало билеты - другое. Соответственно,
страховые премии получало с пассажиров
лицо, не являющееся страхователем, и не
платило их страховщику.
Поэтому, определение
субъектного состава в личном
страховании зачастую вызывает проблемы
на практике.
Приведем пример:
«Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации на постановление Федерального
арбитражного суда Уральского округа
от 24.02.97 по делу N 19/33 Арбитражного суда
Удмуртской Республики.
Заслушав и
обсудив доклад судьи, Президиум
установил следующее.
Акционерное общество
закрытого типа "Страховая компания
"Ижтранс-полис" (далее - страховая
компания "Ижтранс-полис") обратилось
в Арбитражный суд Удмуртской
Республики с иском к Удмуртскому производственному
объединению автовокзалов и пассажирских
автостанций (далее - объединение автовокзалов)
о взыскании страховых взносов по обязательному
личному страхованию пассажиров.
В обоснование
заявленных требований истец сослался
на договор об уступке требования от 20.03.96
N 292/190, в соответствии с которым Сарапульское
производственное автотранспортное объединение
уступило право требования страховой
компании "Ижтранс-полис" по договору
от 03.05.95 в части обязательного страхования
пассажиров.
До принятия
решения по ходатайству истца
и с согласия ответчика определением
от 16.05.96 к участию в деле в качестве
третьего лица на стороне истца привлечено
Сарапульское производственное автотранспортное
объединение (далее - автотранспортное
объединение).