История развития страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы было подробное рассмотрение истории развития страхования на протяжении нескольких столетий. Выявление благодаря этой работе нескольких этапов развития страхования, как за рубежом, так и становление страхования в России с начала развития и до наших времен. Благодаря примененным мной методикам изучения истории, я раскрываю актуальность выбранной мной темы в изучении становления и формирования страхования в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..5
История страхования в зарубежных странах...............................6
Первые юридические формы страхования……………………….10
Возникновение первой страховой компании……………………..11
II. Из истории страхования в России………………………………..13
2.1. Страхование на Руси …………………………………………………17
2.2. Страхование России 1913-1920………………………......................20
Страховое дело Российской Федерации………………………. .24
3.1 Состояние страхового рынка на современном этапе ……………….26
Заключение………………………………………………………………….28
Литература......................................................................................................30

Работа состоит из  1 файл

История развития страхования в России.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)


Содержание:

Введение……………………………………………………………………..5

  1. История страхования в зарубежных странах...............................6
    1. Первые юридические формы страхования……………………….10
    2. Возникновение первой страховой компании……………………..11

II.      Из истории страхования в России………………………………..13

2.1.   Страхование на  Руси …………………………………………………17 

2.2.   Страхование России 1913-1920………………………......................20

  1. Страховое дело  Российской Федерации………………………. .24

3.1   Состояние страхового рынка на современном этапе ……………….26

Заключение………………………………………………………………….28

Литература......................................................................................................30

    

    

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Страхование –это система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда, из средств которого производится возмещение ущерба и выплата иных денежных сумм в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий. В каждую эпоху и в каждой стране существовали свои определения страхования. Согласно словарю В.И. Даля страховать означает отдавать кому-либо на страх, на ответ, ручательство, т.е. платить посрочно, за обеспечение целости чего-то, с ответом на условную сумму. При социализме страхование определялось как «система экономических отношений, возникающих при формировании и использовании денежного страхового фонда специализированной государственной организацией, основанных на распределении возможных убытков от случайных рисков между всеми участниками создания этого фонда путем установления их взносов в зависимости от вероятности соответствующих рисков и возмещения потерь в твердо обусловленных пределах».

Целью моей курсовой работы было подробное рассмотрение истории развития страхования на протяжении нескольких столетий. Выявление благодаря этой работе нескольких этапов развития страхования, как за рубежом, так и становление страхования в России с начала развития и до наших времен. Благодаря примененным мной методикам изучения истории, я раскрываю актуальность выбранной мной темы в изучении становления и формирования страхования в Российской Федерации.

Мои основные задачи рассмотреть социально-экономическое развитие науки страхование и применение ее в нашем обществе, как перспективный рынок страховых услуг.

 

 

 

 

    1. История страхования в зарубежных странах.     

 

         Как известно, страхование возникло еще в незапамятные времена. Уже в древности люди начинали понимать о необходимости взаимопомощи на случай того или иного несчастья. Историческая практика человечества свидетельствует о том, что люди всегда сообразовывали свою деятельность с поправкой на риски, наступление которых приносило им массу проблем материального, денежного, социального, медицинского или морального характера. Чтобы противостоять этим проблемам, создавались материальные и денежные резервы и запасы, проводились профилактические мероприятия. История также свидетельствует об активной роли государства в организации безопасности населения и территорий от стихийных бедствий. 
          Восточные народы, греки, римляне и германцы знали взаимопомощь на случай смерти. Кочевники Древнего Востока, занимавшиеся скотоводством и караванной торговлей, прибегали к совместному возмещению убытков в случае падежа животных. Раскладывали плату за ущерб от кораблекрушений на всех участников торговых экспедиций и греческие купцы во время активного колониального освоения Средиземноморья в VIII-VI вв. до н.э. Отдельные намеки на страхование можно встретить у древнеримских писателей Цицерона, Светония, Тита Ливия. Так, сохранилось предание, что во время Второй Пунической войны подрядчики, обязавшиеся доставлять военные и продовольственные припасы в Испанию, заключали договоры с правительством о том, что оно возместит им ущерб, могущий быть причиненным как неприятелем, так и кораблекрушениями.     
      В дальнейшем в обществе укреплялось понимание, что страхование является чрезвычайно целесообразным способом сохранения материального благополучия: оно приходит на помощь именно в таких случаях, когда наступление неблагоприятных событий, сопровождающихся убытками, угрожает материальному благополучию и требует известной компенсации. Наиболее древним из всех видов страховой деятельности является морское страхование.

Возникшая в древности  идея морского страхования, широко распространилась с конца XIII в. по побережью Средиземного моря. Пионерами страхового дела можно считать флорентийских, венецианских и генуэзских купцов, ведших в XII-XV вв. активную морскую торговлю с Ближним Востоком. В средние века в Ломбардии и Франции морское страхование существовало уже как развитый институт. Один из законов города Пизы, изданный в 1318 г., ссылается на практику морских портов Флоренции и Генуи. Самый старый известный нам страховой полис был выдан в Генуе 23 октября 1347 г. Этот полис был в форме заемного письма на сумму 107 фунтов серебра, которую получатель займа обязался возвратить, если корабль «Санта Клара» не прибудет в течение 6 месяцев из Генуи на Майорку .

       Социальная значимость страхования привлекла внимание даже столь консервативной организации, как католическая церковь, обычно с подозрением относившейся к любым экономическим и финансовым новшествам. В 1155 г. папа римский Александр II учредил в Варезе своего рода е общество по защите от краж и грабежей, издав эдикт, по которому все рыцари, клирики и прочие состоятельные граждане вносили в городскую казну по 12 динаров в год (уплачивать которые предписывалось а страхом Божьей кары). Из образованного фонда выплачивалось полное возмещение всем жертвам краж и грабежей, правда при условии, если и укажут место, куда увезено похищенное, либо назовут имя грабителя. История, к сожалению, умалчивает, чем закончилось столь оригинальное начинание, но сама идея выглядит вполне актуальной. В самом деле, чем не взаимное страховое общество при местном органе самоуправления, курируемое высшим должностным лицом В 1369 г. дож Венеции издал декрет, закрепивший обычаи международной морской торговли. В соответствии с декретом венецианского дожа для страхового возмещения использовалась форма так называемого "морского векселя". Купец, отправлявшийся в торговое плавание, брал для приобретения товаров кредит под процент, значительно превосходивший обычный, и в случае гибели корабля освобождался как от возврата основной суммы ссуды, так и уплаты процента по ней. Таким образом, повышенный процент становился своеобразной формой страхового взноса, а общая сумма кредита - страховой премией, уплачиваемой как бы авансом, до наступления страхового случая, и подлежавшей возврату, если плавание завершалось благополучно.

      С перенесением в начале XVII столетия центра международной торговли из Средиземноморья в Англию и Голландию морское страхование получило там широкое развитие. Из оригинала одного из сохранившихся до наших времен страховых полисов, датированного 20 января 1660 г., видно, что страхованием в те времена покрывались не только грузы, перевозимые одного порта в другой, но и сами суда, на которых они следовали. В частности, в указанном полисе несколько лондонских купцов приняли на себя в сумме 900 фунтов стерлингов риск гибели судна и перевозимого им различного товара в количестве 250 т от Лиссабона до Венеции по ставке 0,4% страховой премии. Страхованием в отношении судна покрывался риск с момента прибытия в Лиссабон, во время стоянки в этом порту, погрузки на него груза, плавания судна до Венеции и стоянки его на якоре в течение 24 часов, а в отношении грузов - до тех пор, пока они не будут выгружены на берег в Венеции. Полис предусматривал различные морские и неморские опасности: нападение пиратов, войны, арест и конфискацию какими-либо королями, принцами или народами, к какой бы национальности те ни принадлежали, злоумышленные действия капитана и команды, а также все другие потери, убытки и несчастья, которые могли произойти с грузом или судном или их частью. Из страхового полиса также видно, что ответственность страховщика ничем не ограничивалась. Страховщиком выступила группа купцов, специально объединившихся для принятия на себя данного риска. Объединение было чисто случайным, и каждый из вошедших в него отвечал за себя той суммой, которую указывал в полисе.  Возможно цитата, приведенная ниже, из закона королевы Елизаветы 1601 года поможет нам лучше понять основу страхования в наши дни: «Страховой полис, с помощью которого... при потере или гибели какого-либо судна не производится уничтожение какого-либо человека, а ущерб достаточно легко перекладывается на многих, вместо тяжелого бремени для нескольких человек, распределяя последствия происшествия скорее на них, чем на тех, кто допустил это происшествие...» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Первые юридические  формы страхования.

     Усложнение страховой процедуры порождает потребность ее юридического закрепления, и в XV в. страхование делается предметом общего законодательства. В 1435 г. в Барселоне издается специальный законодательный акт, посвященный страховым проблемам. Торговый трибунал, основанный в 1556 г. в Руане Генрихом II, занимался рассмотрением и спорных страховых проблем.    В 1650 г. во Франции возникает так называемая «Страховая камера» - первое известное в истории общество, занимавшееся страхованием от огня. В 1666 г. страшный пожар, длившийся четыре дня и уничтоживший 13 200 домов, испепелил большую часть Лондона, и в 1684 г. аналогичное учреждение - «Страховая ассоциация против огня» - появляется и на английской земле.     С начала XVIII столетия взаимные союзы и общества, занимающиеся огневым страхованием, появляются в Европе повсеместно.С середины XVIII в. также в Англии возникает страхование жизни, а в конце - появляется сельскохозяйственное страхование. Причем родиной страхования сельскохозяйственных культур от градобития8 принято считать Францию, а страхования от падежа скота - Германию. С развитием машинного производства в середине XIX в. сначала в Великобритании, а затем в Германии и других странах появляется страхование от несчастных случаев. В 1825 г. во Франции появляется страхование гражданской ответственности.   Укрепляются связи страховых компаний с кредитными учреждениями. Получает развитие акционерная форма страхования. В составленном в Руане и опубликованном в 1761 г. сборнике установлении, относящихся к мореплаванию и морской торговле, приведен текст французского страхового полиса 1630 г. Условия и форма полиса аналогичны английским полисам того времени, и это дает основание предполагать, что и тот, и другие были заимствованы у итальянцев. Аналогичная практика страхования имелась у германских и голландских торговцев на побережьях Северного моря и Балтики.

    

1.2 Возникновение первой страховой компании.

    Особый интерес представляет история морского страхования в Англии, где большую роль в его развитии сыграла своеобразная организация, известная под названием «Лондонский Ллойдз» (London Lloyd's), являющаяся и по сей день крупнейшей корпорацией страховщиков и страховых брокеров. История возникновения «Lloyd's» весьма примечательна. После перемещения центра морской торговли из Италии в Лондон ломбардские купцы перенесли в северную столицу и привычный для них ритуал заключать морские и торговые сделки в уличных кафе. Одно из таких кафе, открытое в 1652 г. близ Тауэра в Лондоне, посещаемое преимущественно купцами, судовладельцами и моряками, принадлежало некоему Эдварду Ллойду13. В этой кофейне, наряду с вопросами судоходства, стали обсуждаться и проблемы безопасности грузоперевозок, разрабатываться страховые правила, заключаться сделки на началах взаимного страхования. Пользуясь сведениями, полученными от посетителей, Ллойд начал выпускать три раза в неделю специальный листок под названием «Новости Ллойда», в котором помешал сведения о приходе и уходе морских судов, цены на колониальные товары, котировку страховых ставок и другую полезную для моряков и страховщиков информацию. Издание под названием «Lloyd's List» с 1734 г. выходит до сих пор ежедневно. Вскоре по политическим мотивам кофейня была закрыта Карлом II, но в 1688 г. Э.Ллойд вновь открыл ее на Ломбард-стрит, в самом торговом центре Лондона. При вторичном открытии своей компании он уже широко опирался на привлеченный паевой капитал и банковские кредиты. Со временем завсегдатаи кафе объединились в своеобразную организацию и стали совместно участвовать в покрытии морских рисков, подписывал полисом ту сумму, в размере которой каждый из них нес ответственность. После смерти Э.Ллойда организацию возглавил Юлиус Ангерштейн, ставший по существу истинным создателем теперешнего «Lloyd's» и известный под именем «отца Ллойдз». Ю. Ангерштейн родился в Санкт-Петербурге в семье англичанина и русской, переехал в Англию в возрасте 14 лет. Поступив на службу к известному купцу, одному из постоянных посетителей кафе Э.Ллойда, А. Томпсону, Ангерштейн сделался страховщиком и был вскоре избран председателем комитета Lloyd's. На этом посту он пробыл с 1790 г. по 1796 г. В 1811 г. Ангерштейн сумел официально оформить статус комитета Lloyd's через британский парламент, что способствовало значительному расширению операций компании .Морской полис, выработанный Lloyd's, получил через короткое время большую известность, его форма была принята другими страховщиками. 
Помимо страховых операций, Lloyd's с 1730 г. занялся специальной регистрацией морских судов по особому способу, отвечавшему интересам страховщиков, с указанием качества и состояния судна. Список зарегистрированных судов, первоначально выпускаемый Lloyd's, назывался «Регистр страховщиков»14, который вел алфавитный перечень всех коммерческих судов мира водоизмещением более 100 т, отнесенных к различным категориям в соответствии с их мореходными качествами и с указанием порта приписки. Вскоре организация, занимавшаяся осмотром и классификацией судов, была выделена из страховой организации Lloyd's, и в 1834 г. слиянием «Регистра страховщиков» с «Регистром судовладельцев» был основан «Ллойдовский регистр британских и иностранных судов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Из истории страхования в России.           

 

        Появление страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права -“Русской правдой”, которая дает интересные сведения о законодательстве 10-11веков. Особое значение имеют нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. Например: “Если кто убьет княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен.”1 (ст. 3).

“Если убийство совершено  не умышленно, а в ссоре или на пиру при людях, то убийца выплачивает виру (денежный штраф. - Авт.) также с помощью округи”.(ст. 6).

“Если кто откажется от участия в уплате дикой (подушной - Авт.) виры, тому

округа не помогает в уплате за него самого и он сам за себя тогда  платит”(ст. 8).В ст. 6 и 8 “Русской правды” можно обнаружить все элементы договора страхования гражданской ответственности, полагая, что при непреднамеренном убийстве дикая вира является результатом предварительного страхового договоров и обязательно не для всех, а лишь для тех и в пользу тех, кто путем этого договора вступил в такое взаимное страховое общество.

    Задачи страхового обеспечения носили некоторые государственные мероприятия, организуемые центральной или местной властью с разнообразными целями.

Примеры государственного страхования  давала и Московская Русь. Как известно, уже после свержения татаро-монгольского владычества на русские рубежи совершались нескончаемые набеги крымских и ногайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Предотвратить такую продажу или освободить из рабства мог выкуп. В целях сохранения людских поселений, а также военных и других служилых людей на юге страны организация выкупа пленных была обеспечена специальной финансовой базой. Предписания на этот счет содержаться в 72 главе “Стоглава” (1551 г.) “О искуплении пленных”. В ней предусматривались три формы выкупа из плена. Во всех случаях выкуп финансировался из царской казны, но затрачиваемые ею средства возвращались в виде ежегодной раскладки среди населения. “Сколько годом того пленного окупу из царевой казны разойдется, – говорилось в “Стоглаве”, – и то раскинуты на сохи (податная единица) по всей земле чей кто ни буди всем ровно”. Раскладка, таким образом, строилась на уравнительных началах. В последствии от системы последующей раскладки реально израсходованных на выкуп пленных сумм совершился переход к регулярным платежам, образующим специальный фонд выкупа пленных. Такой порядок закреплен в Соборном уложении (1649 г.) царя Алексея Михайловича, которое предписывало в отличие от “Стоглава” в зависимости от социального положения плательщика три размера “полоняничных” платежей.

Информация о работе История развития страхования в России