Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:16, курсовая работа
Целью моей курсовой работы было подробное рассмотрение истории развития страхования на протяжении нескольких столетий. Выявление благодаря этой работе нескольких этапов развития страхования, как за рубежом, так и становление страхования в России с начала развития и до наших времен. Благодаря примененным мной методикам изучения истории, я раскрываю актуальность выбранной мной темы в изучении становления и формирования страхования в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………..5
История страхования в зарубежных странах...............................6
Первые юридические формы страхования……………………….10
Возникновение первой страховой компании……………………..11
II. Из истории страхования в России………………………………..13
2.1. Страхование на Руси …………………………………………………17
2.2. Страхование России 1913-1920………………………......................20
Страховое дело Российской Федерации………………………. .24
3.1 Состояние страхового рынка на современном этапе ……………….26
Заключение………………………………………………………………….28
Литература......................................................................................................30
Минимальный размер – 2 деньги (деньга – полкопейки) – был установлен для
служилых людей, стрельцов, казаков, пушкарей и т.д.; средний – 4 деньги – для крестьян и самый высокий – 8 денег – для городских и посадских жителей, а также крестьян приписанных к церковным и монастырским вотчинам.
В уложении были определены и размеры сумм, предназначенных для выкупа,
которые зависили от социального положения пленника. Так, на крестьян и
боярских людей отпускалось по 15 рублей, на посадских людей – по 20 рублей; на стрельцов и казаков по 25 рублей. Самый высокий выкуп был установлен в отношении московских стрельцов – 40 рублей. Особый порядок финансирования выкупа был предусмотрен в отношении дворян и боярских детей. Он определялся не поголовно, а в зависимости от величины поместий, и, кроме того, размер суммы выкупа отличался в зависимости от обстоятельств пленения.
Сущность норм указанных нормативных актов в отношении выкупа пленных по разному оценивается в научной литературе. Одни авторы полагают, что
мероприятия по выкупу носили чисто налоговый характер и ничего общего не имели со страхованием. По мнению других, можно констатировать, что организация финансирования выкупа пленных, несмотря на ее налоговые формы, имела все существенные элементы государственного обязательного страхования на случай пленения, поскольку имеют место и обязательные ежегодные, по твердым ставкам, страховые платежи, образующие специальный страховой фонд, и выдаваемые из этого фонда твердые страховые суммы, и государственный страховой орган в лице Посольского приказа– хранителя и распорядителя страховых средств. Заканчивая рассмотрение докапиталистических типов страхования, необходимо отметить, что несмотря на некоторые особенности его проявления в различных социально-экономических условиях и регионах мира общим является то, что оно было взаимным то есть члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили цели получения доходов.
Из других
видов страхования, которые развивались
в России, следует отметить морское страхование
(грузы и каско судов). Первые постановления
о морском страховании содержатся в Уставе
купеческого водоходства (1781г.), но тогда
еще не было российских обществ для морского
страхования. Первые отечественные компании,проводившие
морское страхование, появляются в начале
XIX в.; причем центром морского страхования
была Одесса. В 70 - 80-е гг. XIX в. за дело взялись
крупные акционерные компании по страхованию
от огня. В 1846 г. был издан специальный
закон по морскому страхованию «Правила
для морского страхования». Однако эти
правила оказались устаревшими, и торговый
устав разрешал использовать иностранные
законы и полисные условия, чаще всего
это были «Гамбургские правила». Валовой
сбор премии по морскому страхованию каско
в 1912 г, был равен 20,3 млн. руб., а по страхованию
товаров - 13 млн. руб. (результаты по 10 крупнейшим
страховым обществам). Из других видов
развивались страхования: от кражи, от
несчастных случаев, скота от падежа, от
боя стекол, от градобития, виноградников
от филоксеры.
К началу XX в. страховое
дело в России достигло значительного
развития. К этому времени действовали
следующие формы организации страховых
обществ: 1) правительственные учреждения;
2) земские общества;
3) частные предприятия на основе взаимности;
4) акционерные компании.
Правительственные учреждения занимались страхованием жизни и от несчастных случаев лиц, состоящих на службе в некоторых государственных учреждениях, а также страхованием от огня недвижимого имущества в губерниях, в которых не введено земское страхование и страхованием морских судов от опасностей, связанных с плаванием. Земские общества проводили страхование пенсий лиц, состоявших на общественной службе (в нескольких губерниях), страхование от огня движимого или недвижимого имущества, страхование крупного рогатого скота и лошадей от падежа, полей от градобития, виноградников от филоксеры. Частные взаимные общества занимались страхованием пенсий служащих частных предприятий, рабочих от несчастных случаев, пособий на погребение, недвижимости и движимого имущества от огня, скота от падежа, полей от градобития.
В 1913 г. в России действовало 20 акционерных страховых обществ, из которых 12 зарегистрировано в Санкт-Петербурге, 4 - в Москве, 2 - в Варшаве, 1 - в Нижнем Новгороде. В страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. Из общего сбора премии в 1913 г. в сумме 204 млн. руб. на долю акционерных страховых обществ приходилось 129 млн. руб., на долю земского страхования - 34 млн. руб., на долю взаимных страховых обществ - 14 млн. руб., на долю иностранных обществ - 12 млн. руб., на долю прочих обществ - 15 млн. руб. Совокупная прибыль страховых обществ составила более 7 млн. рублей. Страхованием было охвачено примерно 30% стоимости всего имущества в России (в Германии - 80%). Страховые операции акционерных обществ состояли из прямого дела (страховые договоры с юридическими и физическими лицами), косвенного дела (принятие в перестрахование рисков от других обществ), перестрахования (передача рисков в перестрахование). Прямое дело ограничивалось почти исключительно Россией, хотя страховое общество «Россия» имело прямое дело в Болгарии, Сербии, Монтенегро (Черногории), Персии, Египте, Турции, оно также имело перестраховочные бюро в Берлине, Лондоне, Хартфорде (США).
Т Большинство обществ проводили операции по принятию рисков в перестрахование от иностранных страховых обществ. В результате, примерное соотношение прямого и косвенного дела российских акционерных страховых обществ в 1910 г. было следующим:
Сбор премии крупнейших российских акционерных страховых обществ в 1913 г. составил:
В начале XX в. страховые общества в России стали важной составной частью финансово-монополистического капитала. Они не только владели доходными домами и недвижимостью, но и являлись совладельцами капитала крупнейших банков и промышленных предприятий. В свою очередь в капитале страховых обществ большую долю участия имели крупнейшие банки страны.
Самое крупное страховое общество «Россия» имело в 1913 г. активы в сумме 109,1 млн. руб. Сбор премии по 8 видам страхования за 30 лет (1881 - 1910 гг.) составил 393,5 млн. руб., т.е. в среднем более 13 млн. руб. ежегодно. Как уже указывалось, общество проводило операции и в России, и за границей, имело 11 представительств в России, причем аквизицией28 занимались 1100 агентов, оно имело отделения и агентства во многих странах мира. Многие дома в центре Москвы принадлежали обществу, в том числе 2 дома на Лубянке, в одном из которых после революции 1917 г. расположился КГБ СССР (Комитет государственной безопасности СССР), а ныне - ФСБ России.
После Великой Октябрьской
Государственная монополия страхования была окончательно объявлена декретом от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике». Капиталистические страховые общества были ликвидированы, а их имущество национализировано.
В период Гражданской войны в конце 1920 г. государственное имущественное страхование было отменено, и была организована государственная помощь пострадавшим от стихийных бедствий; при этом бесплатная помощь оказывалась всем трудовым хозяйствам натурой: семенами, инвентарем, стройматериалами.
Восстановление государственного страхования произошло после окончания Гражданской войны, когда В.И. Ленин подписал декрет Совнаркома от 6 октября 1921 г. «О государственном имущественном страховании», по которому организовывалось государственное имущественное страхование частных хозяйств от стихийных бедствий, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта. Этим декретом предусматривалось, прежде всего, добровольное имущественное страхование. Руководство страхованием было возложено на Главное управление Госстраха в системе Народного комиссариата финансов (Наркомфина). Государство освобождалось от ответственности по операциям Госстраха, т.к. система государственного страхования получила самостоятельность и ей были выделены собственные средства.
В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое получило еще большую самостоятельность. В губерниях работали конторы Госстраха, подчиненные Главному правлению, и страховые агенты на местах. Для укрепления планового руководства государственным страхованием в 1922 г. при Наркомфине был создан совет по делам страхования, который рассматривал правила страхования, тарифы, проекты законов о государственном страховании. Тогда же Госстрах получил право проводить страхование жизни и от несчастных случаев. В 1934 г, были разрешены операции по так называемому гарантийному страхованию для возмещения убытков, причиненных предприятиям и организациям кассирами, кладовщиками и другими служащими, которые несли материальную ответственность. В сентябре 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили «Положение о государственном страховании СССР», которым подтверждалось, что страхование во всех формах является государственной монополией и что кроме Госстраха никакие другие органы не могут проводить операции по страхованию. В виде исключения из государственной монополии существовало кооперативное страхование, которое проводилось страховой секцией Центросоюза (по обслуживанию потребительской кооперации), Всероссийским кооперативным страховым союзом (по обслуживанию производственной кооперации) и Всеукраинским кооперативным страховым союзом (обслуживающим все виды кооперации на территории Украины). В середине 20-х годов в связи с развитием внешней торговли СССР и повышением международного авторитета советского государства Госстраху была предоставлена возможность выхода на международный страховой рынок. Госстрах начал передавать свои риски в перестрахование за границу, принимать в перестрахование риски иностранных страховых обществ и проводить операции в других странах. Тогда были открыты Генеральные представительства Госстраха в Китае и Иране, общество «Блэк-Балси» в Англии, общество СОФАГ в Германии. Основным видом страхования было обязательное окладное страхование на селе: к 1930 г. было застраховано 96,7% всего количества сельских дворов, 80% поголовья крупного рогатого скота и 81 % посевной площади. С 1928 - 1929 гг. были введены долевые нормы в определенном проценте к действительной стоимости строений, что в дальнейшем привело к увеличению суммы страхового обеспечения до полной стоимости строений (до этого были твердые нормы обеспечения независимо от стоимости строения). В 1929 г. было введено обязательное страхование имущества государственных учреждений и предприятий, состоящих на хозяйственном расчете или на местном бюджете, профессиональных и других общественных организаций, имущества смешанных акционерных обществ без участия иностранного капитала.
Период 1930-1933 гг. характеризуется ужесточением мер, направленных на ограничение страхового поля, уменьшение роли страхования и практическое отстранение Госстраха от своих функций. В 1931 г. наряду с уменьшением перечня имущества, страхуемого в социалистическом хозяйстве, было установлено два вида обязательного страхования этого имущества: страхование без взимания платежей (за счет государственного бюджета) и страхование со взиманием платежей. Без взимания платежей страховалось имущество государственных промышленных предприятий районного и сельского значения, коммунальных предприятий, кооперативных организаций (за исключением жилищной кооперации) и социально-культурных учреждений на местном бюджете.Со взиманием платежей страховалось имущество профессиональных и других общественных организаций, государственных домовых трестов и жилищной кооперации. В том же году было прекращено добровольное (сверхокладное) страхование имущества, которое подлежало обязательному окладному страхованию. Из ведения Госстраха в 1931 г. было изъято личное страхование, которое было передано в систему сберегательных касс. В этот период начало развиваться коллективное страхование жизни, введенное в 1929 г. Изменения произошли в области страхования имущества государственных, кооперативных и других общественных организаций.
Налоговая реформа 1930 г. привела к тому, что платежи по обязательному страхованию имущества этих организаций были включены в налог с оборота. В организации аппарата страхования произошли большие изменения. Низовой аппарат Госстраха - агентства - был ликвидирован: все функции в области сельского страхования были переданы местным финансовым органам. Вскоре были ликвидированы республиканские правления и областные (краевые) конторы Госстраха. Страховые операции внутри страны возлагались непосредственно на Наркомфин СССР и его органы. В период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930-1934 гг.) в страховой работе были допущены серьезные ошибки. Помимо противодействия классовых врагов тогдашней власти - кулаков, имущество уничтожалось из-за бесхозяйственности местных органов власти или сознательного вредительства со стороны бывших собственников, а многие финансовые органы составляли подложные акты о гибели имущества якобы от стихийных бедствий и тем самым разбазаривались государственные средства. Также составлялись фиктивные акты о гибели имущества, которое не существовало или которое не пострадало от стихийных бедствий.
В 1933
г. при Наркомфине СССР было создано Главное
управление Госстраха СССР. Для
контроля за работой по ликвидации убытков
(рассмотрения и утверждения актов об
убытках) были созданы районные страховые
комиссии (существовавшие до 1940 г.) и сельские
страховые комиссии (до 1937 г.).В 1934 г. возобновилось
добровольное сверхокладное страхование
колхозного имущества и личного имущества
граждан. Личное страхование было вновь
передано в Госстрах. В 1936 г. был введен
институт страховых агентов для привлечения
страхователей и оформления договоров.
4 апреля 1940 г. Верховный
Совет СССР принял закон об обязательном
окладном страховании, который повысил
нормы обеспечения по страхованию животных
и сельскохозяйственных культур в колхозах
(крупного рогатого скота - вдвое, сельскохозяйственных
культур - на 20%).
Также страхование приобретало особенно
важное значение, как метод привлечения
денежных средств. Были значительно повышены
нормы обеспечения по страхованию сельскохозяйственных
культур и животных. С 1943 г. коллективное
страхование жизни трудящихся прекратилось
и вводилось индивидуальное страхование
жизни.После войны особое внимание уделялось
организационному укреплению системы
органов страхования. В 1948 г. было утверждено
«Положение о Главном управлении государственного
страхования СССР (Госстрах СССР) и его
органах», заменившее «Положение о государственном
страховании СССР» от 18 сентября 1925 г.
Госстрах получил большую самостоятельность,
повысилась роль страховых инспекций.