История развития страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы было подробное рассмотрение истории развития страхования на протяжении нескольких столетий. Выявление благодаря этой работе нескольких этапов развития страхования, как за рубежом, так и становление страхования в России с начала развития и до наших времен. Благодаря примененным мной методикам изучения истории, я раскрываю актуальность выбранной мной темы в изучении становления и формирования страхования в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..5
История страхования в зарубежных странах...............................6
Первые юридические формы страхования……………………….10
Возникновение первой страховой компании……………………..11
II. Из истории страхования в России………………………………..13
2.1. Страхование на Руси …………………………………………………17
2.2. Страхование России 1913-1920………………………......................20
Страховое дело Российской Федерации………………………. .24
3.1 Состояние страхового рынка на современном этапе ……………….26
Заключение………………………………………………………………….28
Литература......................................................................................................30

Работа состоит из  1 файл

История развития страхования в России.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)

       Постановлением правительства с 1 января 1956 г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений, состоящих на местном бюджете и находящихся в их ведении предприятий и организаций.

      Таким образом, с начала 1960-х годов на протяжении 30 лет в СССР действовала система государственного страхования, состоящая из обязательного и добровольного имущественного и личного страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Страховое дело  Российской Федерации.

 

        Распад СССР  в 1991 г. поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик. В этот период получило развитие обязательное страхование. С 1 января 1991 г. введено обязательное страхование жизни и от несчастных случаев всего воинского персонала на действующей службе, 28 июня 1991 г. был принят Закон о медицинском страховании граждан РСФСР, который предусматривал основные критерии обязательного страхования. На основе этого закона с 1 января 1993 г. в Российской Федерации введено обязательное медицинское страхование (ОМС) всех граждан.

           27 ноября 1992 г. был принят Закон № 4015-1 "О страховании".  Закон регулировал отношения в области страхования между страховыми организациями, гражданами и предприятиями и устанавливал основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. В законе оговаривалось, что законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации (ст. 6). Государственный надзор за страховой деятельностью призвана осуществлять Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), основная функция которого — выдача лицензий на осуществление страховой деятельности, контроль за обоснованностью страховых тарифов и за обеспечением платежеспособности страховщиков, установление правил формирования и размещения страховых резервов. Росстрахнадзор был вправе требовать отчетность о страховой деятельности от страховщиков и при выявлении нарушений приостанавливать действие лицензий или отзывать лицензии. Первым руководителем Росстрахнадзора был назначен Юрий Степанович Бугаев, профессиональный страховщик, ранее возглавлявший Госстрах РСФСР.

             В конце 1996 г. функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов России, который возглавил Валерий Алексеевич Сухов, ему на смену пришел Илья Вадимович Ломакин-Румянцев, за ним с 2001 г. — Константин Иванович Пылов. Весной 2004 г. в рамках административной реформы была образована Федеральная служба страхового надзора (ФССН), руководителем которой вновь стал И.В.Ломакин- Румянцев.

            Дальнейшее совершенствование страхового законодательства было вызвано политическими и экономическими изменениями в стране после 1992 г., проявившимися противоречиями между страховым законодательством и правительственными постановлениями, необходимостью более широкого допуска иностранцев в связи с готовящимся вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

      В декабре 1995 г. Госдума после 3-го чтения одобрила новую версию страхового закона, которая была разработана соответствующим комитетом Думы. В этом законе предусматривалось участие иностранного капитала в российских страховых организациях в размере, не превышающем 49%.

        Однако президент Б.Н.Ельцин наложил вето на этот законопроект, требуя его доработки в свете проводящихся экономических реформ. В соответствии с пожеланиями президента в течение 1996 г. действующий закон о страховании несколько раз корректировался. В декабре 1996 г. президент, рассмотрев новую редакцию закона, пришел к заключению, что обновленный закон в таком виде не нужен и будет достаточно изменить и расширить главу 48 ГК РФ, которая имеет дело со страхованием, и эта измененная глава устранит все противоречия страхового закона.

 

 

 

    1. Состояние страхового рынка на современном этапе.

 

      В декабре 1995 г. Госдума после 3-го чтения одобрила новую версию страхового закона, которая была разработана соответствующим комитетом Думы. В этом законе предусматривалось участие иностранного капитала в российских страховых организациях в размере, не превышающем 49%. Однако президент Б. Н.Ельцин наложил вето на этот законопроект, требуя его доработки в свете проводящихся экономических реформ. В соответствии с пожеланиями президента в течение 1996 г. действующий закон о страховании несколько раз корректировался. В декабре 1996 г президент, рассмотрев новую редакцию закона, пришел к заключению, что обновленный закон в таком виде не нужен и будет достаточно изменить и расширить главу 48 ҐК РФ, которая имеет дело со страхованием, и эта измененная глава устранит все противоречия страхового закона.

       Однако любые изменения Гражданского кодекса требовали одобрения двух палат российского парламента, и они должны были занять много времени. В конце концов, был достигнут консенсус, и 31 декабря 1997 г. президент подписывает принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон о внесении изменений и дополнений в ФЗ "О страховании", получивший в результате преобразований новое наименование — ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации1′. В законе были учтены все предложения президента. Однако ст.6, предусматривающая установление ограничений при создании иностранцами страховых организаций в России, осталась без изменений.В целях повышения финансовой устойчивости страховых компаний ст, 25 Закона устанавливала минимальный размер оплаченного капитала для получения лицензии на осуществление страховой деятельности: не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда /МРОТ/ при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тысяч МРОТ при проведении страхования жизни; не менее 50 тысяч МРОТ при проведении исключительно перестрахования..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

     Развитие страхового рынка в  России в настоящее время осложняется  рядом факторов, связанных с общим  кризисным состоянием экономики.  Конкретно это выражается в  следующем:

  •     существенным фактором неустойчивости в деятельности страховых организаций является отсутствие сфер приложения временно свободных средств, обеспечивающих как гарантированную сохранность инвестированных средств, так и стабильную прибыль от этих активов;
  •    особой проблемой является недостаток профессиональных кадров в области страхования, грамотных актуариев. Над решением этой проблемы предстоит поработать специалистам учебных заведений и школ бизнеса  . Нужен жесткий профессиональный отбор кадров.
  •    следующая группа проблем связана с развитием страхового инвестирования — неразвитый финансовый рынок и ограниченность в объектах инвестирования негативным образом сказываются на инвестиционной составляющей страхования. 
  •    законодательная база по регулированию страхового рынка остается слабо разработанной и требует своего совершенствования. Отсутствует комплексный и системный характер нормативной базы; слабо работает механизм регулирования и использования денежного потока, формирующегося в страховании;

      В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от

государственной страховой  монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

 

    Существенно расширяются границы страхования в связи с осуществлением акционирования и развитием предпринимательства. Необходимо разрешить продажу нерентабельных предприятий и законсервированных строек. Следует самым тщательным и непредвзятым образом рассматривать вопрос о возможности продажи земли в частную собственность. Все это позволит не только создать материальную основу под развертывание предпринимательской деятельности, но и возродить страховые интересы, активизировать страховую работу. Закончив изучение данной темы В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. (в редакции последующих изменений и дополнений).
  2. Закон РФ  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от     1996 г. (в редакции последующих изменений и дополнений №12-ФЗ от 5 февраля 2007 года).
  3. Основы страхования. Рыбин В.Н. , КНОРУС , 2009г., М. , 240стр.
  4. Страховое дело. Мазурина Т.Ю. , Скамай Л.Г. , Инфра-М , 2007г., М. , 256стр.
  5. Страхование. Ермасова Н.Б. , Ермасов С.В. , Фрумина С.В. , Демидов С.Р. , Годин А.М. , Никонова Я.И. , Ивасенко А.Г. , Щербаков В.А. , Дюжиков Е.Ф. , Сплетухов Ю.А. , Федоровой Т.А. , Ермасова Н.Б. , Ермасов С.В. , Юрайт , 3-е изд., перераб. и доп. 2010г., М. , 703стр.
  6. Страхование. Современный курс. Туленты Д.С. , Гомелля В.Б. , Архипов А.П. , Финансы и статистика , 2007г., М. , 416стр.
  7. Чернова Г.В. Страхование. Учебник. М.: 2007.
  8. Конституция Российской Федерации (в редакции от 21.07.2007 N 5-ФКЗ)
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) N 51-ФЗ от 30.11.1994 (с изменениями и дополнениями 19.07.2007)
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая)  N 14-ФЗ от 26.01.1996 (с изменениями и дополнениями 26.06.2007)
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья)   N 230-ФЗ от 18.12.2006
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая)    от 24.11.2006

http://www.ins-union.ru – Всероссийский союз страховщиков

http://www.minfin.ru - Министерство финансов России

http://www.gks.ru Федеральная служба статистики

http://www.libertarium.ru/library – Коллекция текстов по экономической тематике

http://www.rgs.ru - Росгосстрах

http://www.finansy.ru — Тексты по экономической тематике

 


Информация о работе История развития страхования в России