Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:17, реферат
Данная работа посвящена исследованию особенностей экологического страхования, целью которого является обеспечение страховой защиты материальных интересов граждан в виде компенсации убытков, причиняемых загрязнением среды, вызванным авариями, технологическим сбоями или стихийными бедствиями, а также стимулиро-вания предотвращения аварийного загрязнения окружающей природной среды.
Введение 2
1. Сущность экологического страхования 3
2. Правовые основы экологического страхования 7
3. Риски в экологическом страховании 8
4. Проведение страхового экологического аудита 9
Заключение 15
Задача 1 16
Задача 2 17
Задача 3 19
Список использованных источников 20
Правовое регулирование отношений по экологическому страхованию представлено и в Федеральном законе РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды": "В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование".
Закон определяет, что предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный ими вред в полном объеме. И в этом же Законе предусмотрено добровольное и обязательное экологическое страхование на случай экологических бедствии, аварий и катастроф. Экологическое страхование: страхование ответственности объектов - источников повышенного экологического риска - за причинения ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование, таким образом, предотвращения данного загрязнения.
Cтрахование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта впервые получило законодательное закрепление в Законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000). В силу ст. 25 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида страхования.
Дальнейшее развитие правового регулирования отношений по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду, нашло отражение в Законе "Об охране окружающей среды" (редакция от 17 июля 2002 г.). Так, ст. 79 закрепляет экологическое страхование в качестве элемента экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, а ст. 85 раскрывает его сущность.
3. Риски в экологическом страховании
В Федеральном законе РФ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" говорится: "Экологическое страхование осущест-вляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков". В этом же Законе дается определение экологического риска, которое гласит, что "экологический риск – это вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера".
Многие специалисты предлагают свое определение экологического риска. Трактовка экологического риска в литературе многообразна. "Экологический риск – это вероятность возникновения отрицательных изменений окружающей среды или последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду" (Толковый словарь по охране природы).
Экологический риск как один из видов риска можно классифицировать, опираясь на базовую классификацию рисков, по масштабу проявления, по степени допустимости, по прогнозированию, по возможности предотвращения, по возможности страхования. Исходя из причин возникновения, можно представить такую классификацию экологических рисков.
Природно-экологические риски – это риски, обусловленные изменениями в окружающей природной среды.
Техникo-экологические риски – это риски, обусловленные появлением и развитием техносферы.
Риск устойчивых техногенных воздействий – это риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате обычной хозяйственной деятельности.
Риск катастрофических воздействий – это риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате техногенных катастроф, аварий, инцидентов.
Социально-экологические риски – это риски, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологической обстановки.
Эколого-нормативный риск – это риск, обусловленный принятием экологических законов и норм или их постоянным ужесточением.
Эколого-политический риск – это риск, обусловленный экологическими акциями протеста.
Экономо-экологические риски – это риски, обусловленные финансово-хозяйственной деятель-ностью.
На основе классификации экологических рисков можно выделить субъекты, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, и предпринять мероприятия по предотвращению реализации рисков, по защите объекта от воздействия на него экологических факторов риска.
4. Проведение страхового экологического аудита
Формулировка целей и задач экологического аудита
Для заключения договора экологического страхования необходимо знать вероятность возникновения аварийной ситуации, размер предполагаемого ущерба. Источником данной информации может служить экологический аудит. Он был рекомендован в постановлении Совета ЕС Ю 1836/93 “О добровольном участии производственных предприятий в общей системе экологического менеджмента и экологического контроля” от 29 июня 1993 г.
Экологический аудит проводится в целях создания для добровольной и обязательной форм экологического страхования перечня предприятий, организаций, учреждений, производств и веществ, представляющих потенциальную опасность для окружающей природной среды. Этот перечень составляется на основе Рекомендаций по оценке экологической опасности предприятий и производств, проявляющейся в аварийном загрязнении атмосферы и водных источников и Рекомендаций по определению убытков от загрязнения атмосферы и водных источников.
Основными задачами экологического аудита являются:
o проверка наличия разрешительных природоохранных документов и их анализ на соответствие природоохранительному законодательству;
o определение вредных веществ, представляющих потенциальную опасность и используемых или хранящихся на предприятии организации, учреждении, их вида (газообразный, жидкий, твердый) и массы;
o выяснение технических, технологических, природоохранных условий функционирования предприятия, организации, учреждения;
o анализ инструктивных материалов, имеющихся на предприятии, организации, учреждении по обучению персонала на случай аварийных ситуаций;
o установление характера размещения персонала на предприятии, организации, учреждении и населения в его окрестностях;
o оценка метеорологических и орографических условий, в которых функционирует предприятие, организация, учреждение;
o установление наличия по близости с данным предприятием, организацией, учреждением еще одного (или несколько) предприятий, организаций, учреждений;
o определение реципиентов, для которых представляет опасность данное предприятие, организация, учреждение.
Задачи аудита финансовой деятельности - проверка правильности использования средств, направленных на природоохранные мероприятия, проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации по платежам и отчислениям за загрязнение окружающей природной среды, за природопользование, за аварийное загрязнение окружающей природной среды.
Производственный аудит складывается из двух основных критериев: производительность и эффективность природоохранного оборудования и определяется следующими факторами:
o анализ динамики изменения состояния окружающей среды за последние несколько лет;
o сравнение с другими предприятиями или с предприятием-эталоном по экологическим параметрам;
o выявление всех источников загрязнений и их обеспеченности очистным оборудованием, оценка прогрессивности применяемых методов очистки, изучение и оценка структуры состава и технического состояния основных природоохранных фондов. Оценка состояния технологического оборудования и природоохранных сооружений, система хранения материалов и захоронения отходов, соблюдение предельно допустимых выбросов и сбросов.
Проведение аудита на соответствие – имеется в виду исследования на соответствие объекта требованиям законодательных и нормативных актов по обеспечению промышленной, технической, технологической, радиационной, пожарной и т.д. безопасности предприятия, направленных на уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду.
Анализ полученных результатов
После проведения экологического аудита, аудитор анализирует полученные данные, выявляет недостатки и погрешности, определяет степень их влияния на оценку состояния природоохранной деятельности на предприятии. На основании этих выводов составляется аудиторское заключение, которое является последним этапом экологического аудирования.
Составление аудиторского заключения
В зависимости от анализа результатов формируется одно из заключений:
o положительное, выдается, если со стороны администрации предприятия была предоставлена вся необходимая информация, которая дала возможность объективно оценить состояние природоохранной деятельности;
o отрицательное, если природоохранная деятельность на предприятии не соответствует установленным нормам, финансовая отчетность не соответствует действительности, администрация умышленно предоставляла заведомо искаженные данные или оказывало давление на экоаудиторов;
o отказ возможен в том случае, если был ограничен доступ к необходимой информации, к проведению собственных исследований и наблюдений.
На основании аудиторского заключения принимается решение о возможности составления договора экологического страхования, главными условиями которого являются уменьшение риска аварийных ситуаций и минимизация возможного экологического ущерба.
5. Механизм формирования страховых выплат и взносов
Безаварийный (штатный) режим работы предприятия
Договор экологического страхования между Страхователем и Страховщиком заключается сроком на один год. Если предприятие в течении 2-х и более предыдущих лет без перерыва заключало договора экологического страхования и работало в безаварийном режиме, то ему предоставляется скидка с платежа(премии) при заключении нового договора экологического страхования на последующий срок.
Скидка предоставляются в следующем размерах от суммы платежей, исчисленной на общих основаниях:
o при наличии непрерывного страхования и отсутствии в течении 2-х предыдущих лет-10%;
o при отсутствии в течении 3-х лет-15%;
o при отсутствии в течении 4-х лет-20%;
o при отсутствии в течении 5 и более лет-30%.
Аварийный режим работы предприятия
Рассматривая экологическое страхование в качестве экономического механизма обеспечения экологической безопасности, важно четко обозначить рамки его использования. При этом принципиальными являются вопросы лимитирования объемов ответственности и использования механизма переложения части компенсаций ущерба на самих страхователей, оценки причиняемого ущерба и форм осуществления экологического страхования.
При возникновении аварийной ситуации происходит возмещение ущерба, страховщик выплачивает страховое возмещение юридическим и физическим лицам (третьим лицам), предъявившим страхователю претензии. Выплата проводится в пределах лимита ответственности.
Предельные размеры (лимиты) ответственности страховщика будут зависеть от ряда факторов:
o финансовых возможностей страховщика;
o формы страхования;
o объема страховой ответственности;
o круга страхователей.
При возникновении аварийной ситуации, убытки сверх лимита ответственности (У>Lim) должны покрываться непосредственно за счет средств самих страхователей, резервных фондов государства и других источников покрытия убытков при чрезвычайных ситуациях.
Для сокращения размеров страховых взносов и уменьшения числа выплат по незначительным убыткам следует устанавливать франшизу. В этом случае при возникновении аварийной ситуации ущерб в пределах франшизы (У Ф)оплачивается страхователями. Если У>Ф, то к оплате убытков подключается страховая компания.
6. Анализ факторов, влияющих на эффективность проведение превентивных мероприятий
Экологическое страхование следует рассматривать как способ привлечения финансовых средств, их перераспределения с целью реализации предупредительных и компенсационных мероприятий. Очевидно, что основа долгосрочного и эффективного страхования предприятий- источников повышенной экологической опасности должна базироваться на усилении взаимной заинтересованности всех участников экологического страхования. Основная цель страховой защиты- компенсация убытков третьим лицам, но правильная организация страхования предусматривает механизмы финансирования превентивных мероприятий. В связи с этим, сама идея страхования предприятий - источников повышенной экологической опасности должна рассматриваться как элемент экономического механизма повышения безопасности функционирования предприятий. Механизм страхования должен экономически заинтересовывать страховщика принимать участие в повышении надежности и безопасности функционирования предприятий - источников повышенной экологической опасности, т.к. это напрямую связано с его стремлением снизить компенсационные выплаты. Это и будет стимулировать страховщика финансировать превентивные мероприятия.
Средства резерва предупредительных мероприятий должны направляться на участие в финансировании:
o разработки информационного обеспечения системы страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, создания банков данных опасных производственных объектов, банков данных аварий и инцидентов;