Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа
Цель курсовой работы: «Изучить и рассмотреть экономику персонала страховой компании на основе поставленных задач":
1) отличить традиционную практику «отдела кадров» от экономики человеческих ресурсов в страховой компании;
2) выявить взаимосвязь между стадиями развития страховой компании и изменениями функции экономики персонала;
Процесс в сфере управлении персоналом страховой компании включает следующее: если экономическая и социальная цели конкурируют друг с другом, то обычно группа экономических целей доминирует над группой социальных целей, поскольку относительная власть владельцев капитала страховой компании сильнее, чем работающих в ней по найму, и поскольку руководство страховой компании (топ-менеджеры) в своих интересах ориентируется скорее на владельцев, чем на сотрудников.
Для
того чтобы лица, принимающие решения
(менеджеры и сотрудники отдела персонала,
правление страховой компании), могли
руководствоваться в своей деятельности
выработанными целями, должны быть конкретизированы
критерии экономической и социальной
эффективности.
2.2 Критерии эффективности достижения экономических и социальных целей управления работой с персоналом страховой компании
Критерии эффективности достижения экономических целей управления работой с персоналом страховой компании
Основным качественным критерием эффективности достижения экономических целей управления экономикой персонала страховой компании является соотношение «результат работы/затраты».
Различные факторы, влияющие на достижение определенного результата работы персонала страховой компании, могут быть сведены к трем главным — способности сотрудников к результативной работе, их готовности (стремлению) ее выполнять, а также организационным условиям (рамкам). Параметры, характеризующие способности к результативной работе, подразделяются на профессиональные (подготовка/образование; способности/навыки; опыт) и личностные (физическое/психическое здоровье; утомляемость; способность выдерживать нагрузки, адаптироваться, работать в команде и координировать свою работу с другими, преодолевать конфликты). Стремление (готовность) работать зависит от системы стимулов в страховой компании, таких, как вознаграждение, содержание работы, стиль руководства. Организационные рамки подразумевают, в частности, результаты труда коллег в отделах, используемые в работе анализируемого персонала, или коллег по рабочей группе (команде); вид и качество применяемой технологии; условия среды, окружающей рабочее место; организацию и координацию процесса работы.
Затраты страховой компании на персонал складываются из:
• затрат на вознаграждение за произведенную работу (заработная плата, премии);
• социальных расходов (так называемых социальных услуг страховой компании своим сотрудникам), которые страховые компании осуществляет по-разному: на основании закона, тарифного договора, по собственной добровольной инициативе;
• затрат, не связанных с денежными стимулами (например, затраты на профессиональное совершенствование);
• затрат на работу с персоналом (например, затраты на содержание отдела по работе с персоналом).
В основе решений о размере указанных видов затрат лежит предположение о зависимости от них результата или желание увеличить социальную мотивацию персонала.
Экономически
эффективное использование
Стабильность
и гибкость часто находятся в
конкурентных отношениях: оба показателя
эффективности не могут быть одновременно
достигнуты в полном объеме. Задача
руководства экономикой персонала
страховой компании состоит в
том, чтобы с учетом динамики условий
найти баланс между ними.
Критерии эффективности достижения социальных целей управления работой с персоналом страховой компании
Качественными критериями достижения социальных целей управления экономикой персонала страховой компании служат отрицательные и положительные факторы условий труда сотрудников:
а) отрицательные факторы, которые следует предотвращать: ущерб, связанный с неблагоприятными условиями труда на рабочем месте, стрессовыми ситуациями, неблагоприятным графиком рабочего времени, интеллектуальными и физическими перегрузками или недогрузками;
•
ущерб, наносимый здоровью (телесные
и психосоматические
• ущерб, наносимый личности (снижение способностей, апатия в свободное от работы время, алкоголизм и др.);
б) положительные факторы, которые следует реализовать:
• гарантированное существование, обеспечение надлежащего жизненного уровня (надежное рабочее место, соответствующая зарплата, социальные услуги);
• реализация/развитие индивидуальных способностей;
• определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определяющие сферы задач, методику их выполнения и интенсивность работы, рабочее время и др.);
• признание, успех, влияние (в страховой компании и за ее пределами);
• социальный контакт и приятный климат в страховой компании (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с начальством, и коллегами, а также возможности разрешения конфликтов при противоречиях интересов).
Экономическая и социальная эффективность политики в сфере экономики персонала страховой компании взаимосвязаны, что объясняется следующими двумя причинами:
1) социальную эффективность в виде стимулов для сотрудников можно обеспечить только тогда, когда существование страховой компании является надежным и она получает прибыль;
2) экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение страховой компании свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать, только начиная с определенного уровня обеспечения их экономических и социальных потребностей.
Дополняя друг друга, экономическая и
социальная цели развития экономики персонала
страховой компании в то же самое время
могут и конкурировать между собой. Поэтому
необходимо определить соотношение между
желаемыми степенями их достижения. Баланс
интересов владельцев и сотрудников страховой
компании можно считать достигнутым только
тогда, когда заинтересованные стороны,
одна из которых в большей стремится к
достижению социальной, а другая — экономической
цели, признают компромиссное решение
приемлемым.
2.3 Стратегии управления работой с персоналом страховой компании
Под стратегией управления экономикой персонала страховой компании предлагается понимать прогнозируемую совокупность организационных действий, ориентированных на достижение стратегических целей развития страховой компании, осуществляемых подразделением по работе с персоналом страховой компании по отношению к сотрудникам.
Схематическое
изображение стратегии
Таблица 4- «Состав элементов стратегии управления работой с персоналом страховой компании»
Параметры исходной ситуации | Субъекты, мотивы и цели преобразований | Инструменты преобразований | Ключевые моменты преобразований | Результаты преобразований |
1.1 технологии
страхования
1.2 страховые рынки 1.3 рынки труда 1.4 общественные ценности 1.5 трудовые отношения 1.6 демография 1.7 стратегия развития страховой компании |
2.1
состав, основополагающие
взгляды и убеждения 2.2 определение целей и проблем управления экономикой персонала страховой компании |
3.1
политика занятости 3.2 менеджмент персонала 3.3 организация работ 3.4 образование/ развитие персонала 3.5 вознаграждение |
4.1
отдельные сотрудники 4.2 структура персонала 4.3 условия труда |
5.1
поведение сотрудников 5.2 результаты
работы сотрудников и 5.3 соотношение затрат на персонал и доходов страховой компании |
Положение на рынке труда обусловливает выбор путей приспособления к сложившейся ситуации. Общественные ценности сказываются среди прочего на структуре мотивации работников и на тех ожиданиях, которые они связывают со своими работодателями. Под трудовыми отношениями понимается совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между субъектами страхового бизнеса по поводу отношений занятости. Демографические структуры (1.6) определяют наличие потенциальных сотрудников на внешних рынках труда сейчас и в будущем.
Стратегия развития страховой компании представляет собой концепцию ее устойчивого развития из существующего до выбранного целевого состояния. На ней основывается деятельность руководства подразделения по работе с персоналом, сознательно исходящего из того, что стратегия управления экономикой персонала является составной частью общей стратегии развития страховой компании.
Субъекты преобразований в стратегии страховой компании — это индивидуумы, которых отличает приверженность определенной общей установке, мироощущению, представлению о людях, т.е. основополагающим взглядам и убеждениям (2.1), влияющим как на восприятие ими событий и их поведение в целом, так и на выбор ими основных направлений своих действий. Основополагающие установки влияют на то, как действующие лица воспринимают положение вещей, как они выбирают цели и определяют проблемы (2.2).
Повышение интеллектуального потенциала и стабильности персонала страховой компании требует согласованного взаимодействия в следующих сферах:
• политика занятости: наем работников с учетом их квалификационного потенциала, предложение трудовых отношений, рассчитанных на долгосрочную занятость с целью долговременного использования приобретенных квалификаций;
• менеджмент персонала: требование от менеджеров внедрения демократического стиля управления подчиненными и использования рекомендации психологов и социологов в практике руководства коллективом;
• организация работ: предоставление сотрудникам шансов к повышению квалификации, возможность смены круга обязанностей с целью приобретения более широкого спектра навыков страховой деятельности;
• обучение/развитие персонала: мероприятия по обучению и повышению квалификации на различных ступенях карьеры сотрудников;