Менеджмент в страховых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:53, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение инструментов управления, обеспечивающих существование или развитие отдельной страховой организации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

  Основными функциональными обязанностями  нештатных работников являются: проведение агитационно-пропагандистской работы среди организаций, АО, фирм и населения по вовлечению их в страхование; оформление вновь заключенных и возобновленных договоров, а также обеспечение контроля по своевременной уплате страховых взносов (платежей, премий) со стороны страхователей и производство страховых выплат со стороны страховщиков при наступлении страховых случаев, т. е. главная задача нештатных работников состоит в продвижении страховых услуг от страховщика к страхователю.

  Все СК цивилизованного  мира делятся на организационные структуры по управлению (менеджменту) и по сферам деятельности.

  Наиболее  широкое распространение в мире получила организационная структура  по менеджменту "Руководство в  соответствии с сотрудничеством", опирающаяся на следующие принципы:

  1. Решения  в СК не принимаются односторонне, т. е. сверху, одним лишь руководством страховой организации.

  2. Сотрудники  СК не только руководствуются  распоряжениями начальства, но имеют и свои сферы и планы действия.

  3. Ответственность  не концентрируется на верхнем  уровне управления СК. Она является частью компетенции других сотрудников по сферам деятельности.

  4. Вышестоящая  инстанция в организационной  структуре СК имеет право принимать те решения, которые нижестоящие инстанции принимать не вправе.

  5. Ведущим  принципом структуры менеджмента  (управления) является делегирование (передача) полномочий и ответственности сверху - донизу.

  Реализация  этого принципа означает следующее:

  1. Сотруднику  СК предоставляется определенная  сфера деятельности, в рамках  которой он обязан действовать  и принимать решения самостоятельно и несет за это полную ответственность.

  2. Руководитель  структурного подразделения (управление, отдел, сектор) не имеет права вмешиваться в сферу деятельности своих подчиненных, кроме случаев возникновения серьезных проблем. Он должен осуществлять главным образом контроль за работой своих сотрудников.

  При такой  организационной структуре управления каждый сотрудник независимо от того, на каком уровне он работает, отвечает только за то, что он сделал или не сделал в рамках своих полномочий.

  За ошибки сотрудника (подразделения) начальник  отвечает лишь в тех случаях, когда он не выполнил своих обязанностей руководителя. Иными словами, если он, во-первых, выбирал своих сотрудников недостаточно тщательно, во-вторых, не произвел с сотрудником соответствующего инструктажа, в-третьих, не проконтролировал действий своих сотрудников и, в-четвертых, своевременно не поправил сотрудника.

  Четкое  разделение ответственностей - за руководство  и за действия, являются важным фактором при определении, кто отвечает за ошибки.

  Анализ  деятельности сотрудников на всех уровнях  представляет собой учет интеллектуального  потенциала страховой компании.

  Функциями, которые должно выполнять высшее руководство СК, являются:

  1. Определение  общей цели СК на данном  этапе.

  2. Разработка  соответствующей стратегии и  планирование работы СК.

  3. Разработка  структуры менеджмента.

  4. Разработка  концепции маркетинга.

  5. Определение  финансовой политики.

  6. Формирование  сфер деятельности (личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование).

  7. Координация  между собой сфер деятельности.

  8. Решение  кадровой и социальной политики.

  Организационная структура СК по сферам деятельности означает, что функции СК формируются  вне зависимости от способностей сотрудников (их квалификации), а в соответствии с данной организационной структурой.

  При этом руководствуются следующим.

  1. Во всех  подразделениях и на всех уровнях  имеются сотрудники, превосходящие  по своим способностям уровни  занимаемых ими положений и полномочий.

  2. Вместе  с ними есть и сотрудники, способности  которых не соответствуют или только частично соответствуют требованиям занимаемой должности. 
 
 
 
 
 
 
 

  Риск-менеджмент — система управления рисками страховщика 

  В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям государство не несет ответственности по обязательствам страховых организаций, а лишь регулирует их деятельность. Известно, что страховые организации осуществляют процесс страхования на коммерческой основе и рассматриваются как коммерческие организации.

  Поскольку рыночным отношениям присуща конкуренция, т.е. неопределенность предполагаемого  результата (риск), вопросам принятия решений  по управлению финансовыми ресурсами, которые наряду с традиционными решениями включают технически новые и нетривиальные действия, придается первоочередное значение.

  Следует отметить, что принятие нетривиальных  действий финансового управления вызывает вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом, т.е. риск.

  Риск в  рыночной экономике неизбежен, поэтому  важно рассмотрение вопросов его оценки, прогнозирования событий, влияющих на него, и установления границ допустимости страховых рисков, влияющих на величину тарифных ставок страховых организаций.

  Западная  практика показывает, что например, страхование здоровья включает в себя комбинацию рисков, относящихся к страхованию от несчастных случаев и болезней и связанных с:

  • болезнью и связанными с ней расходами  на лечение;

  • компенсацией заработка в случае наступления заболевания;

  • возмещением  расходов на лечение;

  • возмещением  расходов, связанных с размещением  больного и уходом за ним;

  • возмещением  расходов в связи с наступлением смерти.

  В условиях рыночной экономики финансовая работа Страховых организаций выражается в снижении всех видов рисков, а не только финансового, поскольку между различными аспектами деятельности не существует видимых границ.

  Как упоминалось  ранее, для уменьшения степени влияния  различных видов рисков создаются  специальные фонды отложенных выплат, называемые страховыми резервами, техническими резервами и резервом по страхованию жизни.

  Риск-менеджмент представляет собой целенаправленные действия страховщика или его представителя по ограничению или минимизации риска.

  Риск-менеджмент включает в себя выявление последствий деятельности страховых организаций в ситуации риска. Процесс управления риском выражается в разработке ситуационного плана, который содержит конкретные предписания действий для каждого участника страховых правоотношений и описание их последствий, что дает возможность быстро действовать в непредвиденных обстоятельствах, уменьшая тем самым риск принятия необдуманных решений.

  Риск-менеджмент имеет свою специфику в отношении  каждого вида страхования, так как процесс формирования и исполнения страхового фонда группой лиц, имеющих страховые интересы, обусловлен рисковыми обстоятельствами места и времени.

  Конкретный  метод управления риском выбирается в зависимости от его вида. На практике эти методы сочетаются. Рассмотрим их подробнее. 
 
 
 
 
 
 
 

  Система управления экономическим  риском

  К методам управления риском относятся:

  • упразднение,

  • предотвращение потерь и контроль,

  • страхование,

  • поглощение.

  Такая классификация  рисков приводится в работах немецких специалистов.

  Оценка  рисков выражается в стоимости конкретных страховых продуктов, а деятельность страховых организаций в первую очередь заключается в управлении рисками, т.е. в риск-менеджменте.

  Кроме того, что риск является основой страхования  и его управлением занимаются риск-менеджеры, на практике деятельность страховых организаций как предпринимателей связана с другими видами риска, а именно с риском основной деятельности, финансовым и коммерческим рисками.

  Рассмотрим  риски, складывающиеся в процессе деятельности страховщика, уделяя особое внимание снижению финансовых рисков.

  Риском  основной деятельности является страховой риск страховщика как предпринимателя. Среди наиболее важных причин возникновения такого риска выделяются: повышенная убыточность страховых операций, рост расходов на оплату труда агентов, возможное снижение поступлений, выплата дивидендов, уплата повышенных налогов. Под повышенными налогами мы понимаем неправильную организацию работы финансово-правовой службы СО и связанные с этим суммы налоговых платежей, которые возможно снизить, не нарушая при этом налоговую дисциплину. К данной категории риска относятся также:

  • финансовый риск, возникающий в сфере отношений  с внешними партнерами (банками, кредитно-финансовыми и другими учреждениями);

  • коммерческий риск, возникающий в процессе реализации страховых услуг, к причинам возникновения которого относятся увеличение тарифных ставок, рост расходов на ведение дела, уменьшение перечня предоставляемых услуг по видам страхования и, соответственно, снижение выручки от реализации страховых услуг вследствие изменения конъюнктуры рынка.

  Этапы процесса управления риском:

  • определения  цели,

  • выяснения  риска,

  • оценки риска,

  • выбор  методов управления риском,

  • применение выбранного метода,

  • оценка результатов.

  Деятельность  по управлению риском — поэтапный  процесс, включающий:

  • сбор, обработку  и анализ информации;

  • разработку и реализацию мер по уменьшению риска  возникновения экстремальных ситуаций или смягчению их последствий. Этапы процесса управления риском складываются в комплекс мероприятий риск-менеджмента.

  Комплекс  мероприятий риск-менеджмента

  Комплекс  мероприятий риск-менеджмента сводится к регулированию основной деятельности страховщика методами корректировки политики:

  • премиальной,

  • ущерба,

  • формирования страхового портфеля,

  • передачи рисков в перестрахование.

  Способы регулирования риска включают:

  • структурирование внутренней организации страховщика,

  • согласование работы подразделений,

  • структурирование внешней организации работы страховщика (создание филиалов и т.д.),

  • компьютеризацию  математического обеспечения.

  Классификация рисков страховщика. Риск распределяется между страхователями внутри данной страховой совокупности, поэтому необходимость выравнивания риска ставит проблему его адекватной оценки. При этом используются три подхода:

  • модельный (построение моделей взаимодействия),

  • экспертный,

  • социологический.

  Специфика страхования предполагает следующую классификацию уровней риска:

  •допустимый (риск, не выходящий за пределы нетто-премии за тарифный период);

  • критический (полное использование страхового фонда  при сохранении собственного капитала);

  • катастрофический (потеря всего имущества и банкротство).

  В последнем  случае прослеживается связь с финансовым риском, причина возникновения которого состоит в неадекватной оценке страхового риска.

  При расчете  тарифов применяют более подробную  классификацию рисков: катастрофический, большой, средний, малый и ничтожный (которым можно пренебречь).

  Некоторые страховые случаи, например страховые программы при рисковых видах страхования, могут привести к тому, что мелкие риски складываются в один крупный. Это событие оценивается как кумуляция ущерба, т.е. такое состояние страхового портфеля, при котором большое количество застрахованных лиц может быть затронуто одним страховым случаем, что ведет к крупным убыткам.

Информация о работе Менеджмент в страховых организациях