Морское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:34, реферат

Описание

Морское страхование – является одним из видов имущественного страхования и имеет своей целью возмещение ущерба, причиненного страхователю гибелью или повреждением во время морского (речного) пути объекта (судна), с которым связан его имущественный интерес.

Работа состоит из  1 файл

Морское страхование .doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

     Ответственность за столкновение с другими судами является одним из основных рисков, страхуемых клубами. При этом имеется в виду, что 3/4 ответственности по столкновению с другими судами покрыты по договорному страхованию каско (корпуса, машины, оборудования и такелажа судна), а 1/4 ответственности, оставшаяся на риске судовладельца, страхуется клубом. Клуб страхует эту оставшуюся 1/4 ответственности судовладельца, включая расходы и издержки, связанные с ущербом, причиненным столкновением любому другому судну, независимо от того, застрахована ли ответственность судовладельца по полису каско, включающему в себя оговорку о столкновении. Клуб может принять на страхование ответственность судовладельца в части, превышающей 1/4  ответственности за убыток другому судну, при условии, что такое превышение не подлежит возмещению по полису каско.

     При возникновении убытка, подлежащего  возмещению клубом дирекция клуба оставляет за собой право определить действительную стоимость (страховую стоимость) судна, на которую оно должно было быть застраховано по полису каско, и возместить только пропорциональную долю убытка, исходя из соотношения между страховой суммой и фактической (страховой) стоимостью судна. Неоплаченная клубом сумма убытка возмещается самим судовладельцем.

     Помимо  страхования ответственности за столкновение с другими судами, клубами  страхуется вытекающая из законоположения  обязанность судовладельца возместить другому судовладельцу расходы  по поднятию судна, если оно затонуло; удалению остатков кораблекрушения; стоимость установления световых или иных знаков для обозначения таких остатков, а также убытки, причиненные застрахованным судном порту, доку, причалу, молу или иному другому неподвижному или подвижному (за исключением судов) предмету.

     Если  требование о возмещении претензии  возникает в результате столкновения двух судов, принадлежащих одному судовладельцу, то он имеет право на возмещение убытков от клуба так, как если бы эти суда принадлежали различным судовладельцам. Подобное правило в страховой практике именуется как «оговорка о судах, принадлежащих одному судовладельцу». Если в столкновении виноваты оба судна, то предусмотрена процедура ликвидации убытков на базе встречных претензий этих судов друг к другу.

     Как уже отмечалось выше, морские страховщики  по договору каско могут принимать  на страхование не 3/4 , а все 4/4 ответственности  за столкновение судов, включая в  полисы измененную оговорку Института лондонских страховщиков о столкновении.

     2. Ответственность за вред, причиненный неподвижным или плавающим объектам – ответственность судовладельца за вред, причиненный его судом порту, доку, пристани, пирсу, молу, земле, воде или любому другому неподвижному и подвижному объектам за исключением другого судна и находящегося на нем имущества. В объем страхового покрытия по данному правилу входит ответственность судовладельца за загрязнение вод и побережья, в результате утечки нефтепродуктов.

     Учитывая  объемы перевозок морем нефти  и нефтепродуктов, а также суровые международные правила по защите окружающей среды, страхования такого рода весьма опасны.

     По  международным правилам, если разлившаяся  нефть грозит загрязнением побережью, находящемуся под юрисдикцией какого-либо правительства, или создает иную опасность причинения ущерба, владелец танкера обязан удалить нефть или оплатить стоимость расходов по ее удалению и очистке побережья. Вместе с тем, ответственность владельца танкера ограничивается 100 ам. долл. за одну брутто регистровую тонну вместимости танкера при максимуме общей суммы ответственности в 10 млн. ам. долл. по каждому происшествию.

     Достаточно  вспомнить катастрофические последствия  аварий танкеров, нанесших разлившейся  нефтью непоправимый ущерб прибрежным водам и побережью некоторых  регионов Франции и Англии.

     Особую  озабоченность международных общественных организаций вызывают при этом перевозки  нефтепродуктов под так называемыми  удобными флагами – панамскими, либерийскими, сингапурскими и др., где требования регистра к мореходности судов существенно снижены. Владельцы судов, плавающих под этими флагами, т. е. Имеющих порт приписки в одной из этих стран и проходящих там же регистровый осмотр наряду с налоговыми льготами, «экономит» на технике безопасности, квалифицированной команде и т. д.

     Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1978 г. опубликовала исследование, из которого следует, что 1/3 судов всего мирового флота прикрываются удобным флагом.

     3. Ответственность за повреждение  судов, не вызванное столкновением.  Страхуется ответственность судовладельца за гибель или повреждение другого судна или находящегося не нем имущества, включая связанные с ним расходы, вызванные иной причиной, чем столкновение, и явившуюся следствием небрежности, допущенной в судовождении или управлении судном, либо следствием иной небрежности, выразившейся в действии или бездействии на борту застрахованного судна или в связи с этим судном. К рискам такого рода относится ущерб, причиненный неправильным маневрированием застрахованного судна, что привело к посадке на мель (в целях избежания столкновения) другого судна или его или его столкновения с третьим или навала на причал и т. п. Сюда не относится ущерб, причиненный волной, поднятой застрахованным судном, огонь, источником которого было судно, взрывом, происшедшем на его борту, падением чего-либо за борт и т. д.

     4. Ответственность по договорам  буксировки. Страхуется ответственность  судовладельца, вытекающая из условий договора буксировки, при которой его судно может быть как буксируемым, так и буксирующим. Возмещаются потери и повреждения, возникающие во время буксировки и лежащие на ответственности судовладельца, но только в той мере, в какой такая ответственность не подлежит возмещению по полисам страхования каско (корпуса судна). Это правило исходит из того, что страхуется прежде всего ответственность, связанная с правилами и условиями захода в соответствующие порты, в которых буксировка является необходимым или обычным явлением.

     5. Ответственность по гарантиям  и договорам. По этому правилу  может быть застрахована ответственность судовладельца за ущерб, причиненный жизни и здоровью любых физических лиц, а также любому имуществу, кроме грузов, перевозимых на страхуемом судне. При этом имеются в виду договоры и гарантии, связанные с наймом судовладельцами кранов, лихтеров и других погрузочно-разгрузочных механизмов и подвозочных средств.

     6. Ответственность за удаление  остатков кораблекрушения. Ответственность  подобного ряда является одним из существенных рисков, которым подвергаются судовладельцы. Она возлагается безотносительно к наличию их собственной вины и вины их служащих. По этому виду страхования клубы возмещают расходы по подъему, удалению и уничтожению остатков кораблекрушения или установлению осветительных, либо каких других предупредительных знаков для обозначения местонахождения остатков застрахованного судна, потерпевшего крушение. Ответственность клуба наступает в тех случаях, когда перечисленные действия являются необходимыми по закону, а также если указанные расходы могут быть взысканы с судовладельца по суду. Из суммы страхового возмещения подлежит вычитанию стоимость спасенных в результате подъема судовых запасов, материалов и самих остатков.

     7. Расходы в связи с карантином. Могут быть застрахованы карантинные  и чрезвычайные расходы, связанные с возникновением на борту судна инфекционного заболевания. К таким расходам относятся: а) расходы по дезинфекции судна и лиц, находящихся на борту судна, в соответствии с требованиями законодательства об общественном здравоохранении, правилами и распоряжениями соответствующих властей; б) стоимость израсходованного топлива или стоимость буксировки судна в специально отведенное место, где судно должно находиться в течение карантина, и буксировки судна из такого места, включая стоимость топлива, израсходованного за время карантина.; в) прямые расходы по заходу в место или порт убежища и по выходу судна из такого места или порта, если единственной причиной захода явилось возникновение инфекционной болезни на борту страхуемого судна.

     8. Ответственность за сохранность  перевозимого груза. Клуб страхует ответственность судовладельца за гибель, повреждение и недостачу груза или иного имущества, перевозимого страхуемым судном. При этом правила страхования клубов предусматривают возможность выбора объема страхового покрытия: а) ответственность за гибель и недостачу груза; б) ответственность за повреждение груза. На практике обычно судовладельцы страхуют риск несохранности груза в полном объеме, на условиях обоих частей.

     Судовладелец  при страховании ответственности  за повреждение груза имеет право на возмещение дополнительных расходов по выгрузке, реализации поврежденных грузов и сбыту обесцененных товаров сверх расходов, которые судовладелец производит обычно по договору перевозки. Произведенные судовладельцем дополнительные расходы возмещаются клубом в размере 50 % при условии, что судовладелец не может их взыскать с кого-либо еще.

     Клубом  возмещаются расходы по повреждению  груза или иного имущества, а  также в связи с этим грузом или имуществом, перевозимым на других средствах транспорта, но за которые судовладелец несет ответственность по условиям сквозного коносамента или соответствующего договора перевозки.

     Потеря  фрахта подлежит возмещению только в  том случае, если фрахт входит в  размер претензии, оплаченной судовладельцем.

     9. Неполучение причитающейся с груза доли по общей аварии. В клубе может быть застрахован риск неполучения по общей аварии или в спасательном вознаграждении доли, падающей на груз или другого участника морского предприятия, которую судовладелец имел право получить, но не получил вследствие нарушения договора о перевозке или фрахтовании.

     10. Доля судна по общей аварии. Страхование доли судна по  общей аварии и в расходах по его спасанию является дополнительным. Это страхование вступает в силу в том случае, когда взносы по общей аварии, застрахованные по полису каско, не подлежат возмещению в полном размере, поскольку при распределении общеаварийных расходов диспашер может установить несоответствие действительной стоимости судна страховой сумме, а именно когда страховая стоимость судна превысит его страховую сумму. В этом случае судовладелец по полису каско получит только пропорциональную долю от суммы, причитающейся ему по общей аварии, и клуб должен будет возместить разницу.

     11. Штрафы. Клубы принимают на страхование различные штрафы, налагаемые на судовладельца соответствующими властями, судами, арбитражами и другими компетентными организациями: за несоблюдение на судне правил техники безопасности, устанавливаемых в соответствии с законами, указами, предписаниями любой страны; за недоставку груза, доставку излишнего груза, и несоблюдение грузовых деклараций и других документов по судну и грузу; за контрабандистский ввоз товаров капитаном, членами экипажа, агентами и другими лицами, за действия которых несет ответственность капитан судна; за нарушение таможенных законов и правил, относящихся к конструкции, ее изменению и переоборудованию судна; за нарушение законодательства об иммиграции.

     12. Порядок применения франшизы. Принимая  к страхованию возможную ответственность судовладельцев по различным рискам, клубы оставляют на ответственности своих страхователей удовлетворение мелких убытков, в качестве франшизы.

     Так расходы судовладельцев в связи  с заболеванием членов экипажа, включая  расходы по репатриации и изменению курса судна (девиацией) в связи с заболеванием, возмещаются в сумме, на которую они превышают 120 ам. долл. в каждом отдельном порту для судов вместимостью в 2500 брутто регистровых тонн и более, и 60 ам. долл. для судов менее 2500 брутто-регистровых тонн.

     По  ответственности за гибель, повреждение груза и ответственности в связи с грузом, по доле груза в общей аварии и по расходам по спасению судовладельцу возмещаются убытки за удержанием 0,12 ам. долл. за брутто-регистровую тонну вместимости судна или 720 ам. долл. в по каждому генеральному грузу, перевозимому на судне за один рейс (в зависимости от того, какая из этих сумм меньше) и 0,12 ам. долл. за брутто-регистровую тонну вместимости или 240 ам. долл. по грузу, который не является генеральным (в зависимости от того, какая из сумм меньше).

     По  всем видам штрафов не возмещаются  первые 120 ам. долл. по одному штрафу.

     Общая сумма выплат клуба по одному происшествию также лимитируется. Так, например, по танкерному флоту при столкновении, повреждении плавучих и стационарных объектов, повреждении или недостаче груза и при правовых расходах лимит ответственности в 20 млн. ам. долл. за риск загрязнения вод нефтепродуктами. Кроме того, танкеровладельцы, являющиеся участниками соглашения о компенсации расходов по загрязнению нефтепродуктами береговой полосы, со своей стороны лимитируют свою ответственность по данному соглашению в 15 млн. ам. долл. По сухогрузным судам лимиты ответственности клубов значительно меньше и колеблются в пределах от 50 тыс. до 6 млн. ам. долл. в зависимости от линий, которые они обслуживают.

     Рассмотрение  претензий при наступлении страхового случая судовладелец должен сообщить клубу или его агентам о  происшествии и представить аварийные  сертификаты, акты экспертизы, расчеты, оправдательные и другие документы, относящиеся к убытку. На обязанности судовладельца остается принятие всех мер к предотвращению или уменьшению убытка и возможных расходов.

     Рассмотрение  споров. Разногласия между судовладельцами  и клубом рассматриваются дирекцией. При несогласии с решением дирекции дело может быть передано на рассмотрение арбитража при одном арбитре с каждой стороны и суперарбитре. Процессуально ведение дела в арбитраже осуществляется в соответствии с национальным законом об арбитраже.

Информация о работе Морское страхование