Новые подходы к организации обязательного социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание

Основной целью данного исследования является: определение на сегодняшний день основных тенденций развития законодательства о государственном обязательном страховании на примере отдельных его видов и анализа страхового законодательства зарубежных стран. Для достижения поставленной цели необходимо:
- изучить понятие «страхование» и его правовое регулирование в Российской Федерации;
- проанализировать законодательство об обязательном страховании;
- исследовать организацию обязательного страхования в Республике Башкортостан;

Содержание

Введение
Глава 1. Обязательное страхование в Российской Федерации как форма обеспечения интересов граждан, связанных с их жизнью, здоровьем, имуществом и гражданской ответственностью.
1.1 Понятие страхования как экономическая и правовая категория
1.2 Виды и правовые основы страховой деятельности в Российской Федерации
1.3 Понятие и правовое регулирование обязательного страхования
1.4 Совершенствование законодательства об обязательном страховании
Глава 2. Новые подходы к организации обязательного социального страхования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

страхование..doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Глава 1. Обязательное страхование в Российской Федерации как форма обеспечения  интересов граждан, связанных с  их жизнью, здоровьем, имуществом и  гражданской ответственностью.

     1.1 Понятие страхования как экономическая  и правовая категория

     1.2 Виды и правовые основы страховой деятельности в Российской Федерации

     1.3 Понятие и правовое регулирование  обязательного страхования

     1.4 Совершенствование законодательства  об обязательном страховании

     Глава 2. Новые подходы к организации  обязательного социального страхования

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В ходе российских реформ начала 1990-х  годов вместо единой системы государственного обязательного страхования, финансовые средства которой были консолидированы  с государственным бюджетом, были созданы государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС); Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР); Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).

     Реформа способствовала более четкому разделению финансовых источников и созданию конкретных механизмов социальной защиты застрахованных. Вместе с тем следует отметить, что "расщепление" системы государственного обязательного страхования было проведено без должного концептуального обоснования характера институциональной организации Фондов и распределения между ними обязательств по страхованию различных социальных рисков. Это привело к ряду проблем, которые еще предстоит преодолеть.

     Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы данной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории государственного обязательного страхования, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

     Основной  целью данного исследования является: определение на сегодняшний день основных тенденций развития законодательства о государственном обязательном страховании на примере отдельных  его видов и анализа страхового законодательства зарубежных стран. Для достижения поставленной цели необходимо:

     - изучить понятие «страхование»  и его правовое регулирование  в Российской Федерации;

     - проанализировать законодательство  об обязательном страховании;

     - исследовать организацию обязательного  страхования в Республике Башкортостан;

     - раскрыть особенности, специфику  и сущность изменений в правовой  основе государственного обязательного  страхования;

     - выявить проблемные стороны развития  основных видов государственного  обязательного страхования;

     - освоить опыт зарубежных стран в сфере страхования.

     Именно  в русле данных намерений в  последующем материале дан анализ институциональной структуры системы  обязательного государственного страхования, выявлены наиболее стратегически значимые проблемы, предложены основные направления реформирования системы.

     Структурно  работа состоит из введения, трёх глав с разделением на пункты и заключения.

     В процессе исследования были использованы материалы учебников финансового  права, страхового права; периодических  изданий, посвященных финансовой, страховой, юридической, государственной, законодательной, сферам; а также автор работы обращалась за помощью к монографиям ученых и государственных деятелей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Обязательное страхование  в Российской Федерации  как форма обеспечения интересов граждан, связанных с их жизнью, здоровьем, имуществом и гражданской ответственностью

     1.1 Понятие страхования  как экономическая  и правовая категория

     Страховая деятельность обусловлена определёнными  социально-экономическими потребностями общества. Будучи одним из элементов производственных отношений, страхование создает нужные условия для проведения предупредительных мероприятий по локализации отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств, страхование имеет цель - возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.

     Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы общества, а составляющие его общественные отношения являются предметом правового регулирования  нескольких отраслей права, в том  числе и финансового права.

     Понятие страхования дается в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г., с изменениями от 31 декабря 1997 г., - это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых их уплачиваемых ими страховых взносов (ст.2).

     Страхование может быть охарактеризовано как  экономическая и правовая категории.

     Как экономическая категория страхование  представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи застрахованным лицам при наступлении определенных событий в их жизни. Оно выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.

     Страхование снижает нагрузку на расходную часть  бюджета (поскольку возмещаются  убытки при наступлении непредвиденных природных и техногенных явлений), позволяет успешно решать вопросы социального обеспечения, являясь важнейшим элементом социальной системы государства. Страхование позволяет привлечь в экономику значительные инвестиционные ресурсы. В развитых странах страхование в силу своей специфики и выполняемых функций является стратегическим сектором экономики.

     Экономической сущности страхования соответствуют  его функции. Большинство экономистов  выделяют следующие функции: рисковая, предупредительная, контрольная и  сберегающая.

     Главной является рисковая функция, т.к. страховой риск, как вероятность ущерба, связан с основным назначением страхования – оказание денежной помощи пострадавшим лицам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.

     Предупредительная функция предполагает широкий комплекс мер, направленных на финансирование мероприятий  по недопущению или уменьшению последствий  несчастных случаев. Экономическая сущность этой функции в том, что, располагая страховыми фондами, компания заинтересована в длительном использовании этих средств. Имея на защите многочисленные, в том числе однородные риски различных субъектов, страховая компания стремится к сокращению вероятности выплат путем уменьшения вероятности страхового случая. Для этого в тарифах на отдельные виды страхования предусматриваются определенные отчисления для образования фондов предупредительных мероприятий.

     Контрольная функция страхования заключается в строго целевом формировании и использовании средств фонда страхования. Данная функция вытекает из указанных выше функций и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль над правильностью проведения страховых операций.

     Сберегательная  функция реализуется посредством  накопительных видов страхования.

     Учитывая  изложенное, можно сделать вывод: страхование является одним из важнейших элементов системы рыночных отношений и представляет собой финансовые отношения, связанные с выполнением специфических функций в экономике. Страхование сегодня обеспечивает экономические интересы отдельного человека и общества в целом.

     Но  страхование рассматривается не только как экономическая категория, но и как правовая категория. В  этом смысле страхование представляет собой общественные отношения, которые  возникают при создании и использовании  страхового фонда и опосредуемые нормами права.

     В соответствии со ст.72 (п.«з» ч.1) Конституции  РФ осуществление мер по борьбе с  катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий  находится в совместном ведении  РФ и ее субъектов. Страхование, как  уже отмечалось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Данная важная сфера деятельности в России основывается на определенной правовой базе, включающей в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Содержащиеся в нем нормы права образуют комплексный правовой институт – страховое право. Они регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств. Многообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового регулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Виды и правовые  основы страховой  деятельности в  Российской Федерации

     Страховая деятельность в РФ регулируется нормативно-правовыми  актами разных уровней и ряда отраслей российского законодательства, что обусловлено комплексным характером данного института. К важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодательства, относятся: ГК РФ (ст. 927-970), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г., Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г., Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г., Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. В названных выше законодательных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховой взнос, тариф, договор страхования и др.

     Сейчас  также действует ряд законов, в которых закреплен правовой статус различных категорий граждан, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности. В названных актах содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудники налоговых, таможенных, правоохранительных органов и др.), например, Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся и в законах об ипотеке (залоге недвижимости), о лизинге, об охране окружающей среды и других. Отношения по страхованию регулируются и иными законодательными актами, например, Кодексом торгового мореплавания (гл. XII о страховании от имущественных потерь); страхование банковских вкладов регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в редакции от 3 февраля 1996 г.; медицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; страхование пенсий регулируется Законом о государственных пенсиях; в целом обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.

Информация о работе Новые подходы к организации обязательного социального страхования