Новые подходы к организации обязательного социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание

Основной целью данного исследования является: определение на сегодняшний день основных тенденций развития законодательства о государственном обязательном страховании на примере отдельных его видов и анализа страхового законодательства зарубежных стран. Для достижения поставленной цели необходимо:
- изучить понятие «страхование» и его правовое регулирование в Российской Федерации;
- проанализировать законодательство об обязательном страховании;
- исследовать организацию обязательного страхования в Республике Башкортостан;

Содержание

Введение
Глава 1. Обязательное страхование в Российской Федерации как форма обеспечения интересов граждан, связанных с их жизнью, здоровьем, имуществом и гражданской ответственностью.
1.1 Понятие страхования как экономическая и правовая категория
1.2 Виды и правовые основы страховой деятельности в Российской Федерации
1.3 Понятие и правовое регулирование обязательного страхования
1.4 Совершенствование законодательства об обязательном страховании
Глава 2. Новые подходы к организации обязательного социального страхования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

страхование..doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     9) Закон РФ «О статусе судей  в Российской Федерации», статья 20;

     10) Закон РФ от 20 августа 1993 г.  № 5663-1 «О космической деятельности», статья 25;

     11) Закон РФ от 8 мая 1994 г. №  3-ФЗ «О статусе депутата Совета  Федерации и статусе депутата  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации», статья 21;

     12) Закон РФ от 21 ноября 1995 г. №  170-ФЗ «Об использовании атомной  энергии», статья 18;

     13) Закон РФ от 25 августа 1995 г.  №153-Ф3 «О федеральном железнодорожном  транспорте », статья 25;

     14) Закон РФ от 14 марта 1995 г. №  33-ФЗ «Об особо охраняемых природных  территориях », статья 34;

     15) Закон "Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

     16) Основы законодательства Российской  Федерации об охране труда  от 6 августа 1993 г. № 5600-1, статья 9;

     17) Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (в редакции Указа Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»);

     18) Постановление Правительства РСФСР  от 4 ноября 1991 г. № 581 «О государственном  обязательном бесплатном личном страховании граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и лиц, командируемых в зоны с радиационным риском» и другие.

     Дальнейшее  развитие обязательного страхования  и его упорядочение связывают  с созданием и принятием соответствующего Федерального закона об обязательном страховании. Аналогичный закон существует во многих странах (например, в Германии). И именно на основе такого закона впоследствии создаются специальные законодательные акты об отдельных видах обязательного страхования. 
 
 
 
 

     1.4 Совершенствование  законодательства  об обязательном  страховании

     Основополагающим  нормативно-правовым актом в системе  государственного регулирования страховой  деятельности в РФ является Закон  РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.92. № 4015-1. Настоящий Закон является базовым по отношению к другим законам в области страхования.

     Одним из наиболее ценных достижений мировой  юридической мысли является идея правового государства. В недалеком  прошлом в отечественной литературе можно было встретить утверждение, что концепция правового государства никакого отношения к нашему социалистическому строю не имеет. Однако, как показало время, подобная постановка вопроса оказалась ошибочной, поскольку идея правового государства вызревала и совершенствовалась на протяжении многих веков и воплотила в себе все наилучшее, что может быть обеспечено правом. Перед нашей страной стоит цель - сформировать правовое государство.

     Обновление  законодательства - это процесс перманентный; неизбежно появляются новые законы, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Это, как отмечалось выше, обусловлено тем, что государство и право являются неотъемлемыми атрибутами общества в рамках определенных исторических эпох, а нормы права - это не застывшие раз и навсегда догмы; они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. И тогда, когда общество претерпевает коренные преобразования всех сторон жизни, оно требует обновленного законодательства.

     Последние годы знаменуют собой особый этап в развитии законодательства. Переход  нашего общества к новым формам экономических  отношений, к рыночной экономике, деидеологизация, попытка демократизировать все сферы общественной жизни вызвали небывалое обновление законодательства.

     Идея  цивилизованного правового развития, стремление обеспечить высокоэффективную  правовую деятельность органов государственной  власти, повысить роль юридической практики в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни - это цели, которые должны быть достигнуты в процессе совершенствования законодательства.

     Необходимо  обозначить следующие основные направления  совершенствования современного российского законодательства в области страхования:

     -  корректировка базовых категорий института ответственности. В частности, речь идет о понятиях общего вреда, морально вреда, их правовых сущностях;

     -  корректировка и переосмысление принципов ответственности, оснований и условий возмещения вреда;

     -  оптимизация общего объема нормативного регулирования вопросов страхования

     -  формирование новых норм и институтов, сопутствующих действующим нормам страхования.

     Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации - это залог подъема и поддержания на требуемом уровне обязательного страхования граждан государства.

     По  мнению специалистов основными направлениями  совершенствования законодательства в области страхования должны стать:

     - уточнение механизма исчисления и индексации страховых выплат;

     - урегулирование вопроса применения  штрафных санкций к страхователям,  несвоевременно или не в полном  объеме осуществляющим внесение  страховых взносов, а также  к банкам за неисполнение либо  несвоевременное исполнение ими поручений страховщика либо страхователя;

     - определение порядка направления  средств на обеспечение предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных  заболеваний, включая улучшение  условий и охраны труда;

     - установление размеров страховых  тарифов на период 2-3 года и  создание резервного фонда для  обеспечения финансовой стабильности  системы страхования; 

     - установление четких признаков  понятия "страховой несчастный  случай на производстве" и "профессиональный риск";

     - установление лимита ответственности  страховщика по ежемесячным страховым  выплатам;

     - проведение эксперимента в рамках 3-5 отраслей (подотраслей) экономики,  отнесенных к одному классу  профессионального риска, обеспечивающего  переход на отраслевые принципы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по организации отраслевых или территориально-отраслевых отделений Фонда социального страхования Российской Федерации рассмотрение возможности введения наряду с групповыми страховыми тарифами индивидуальных (в основном для крупных страхователей) страховых тарифов;

     - проведение упорядочения и дифференциации  пособий, выплачиваемых пострадавшим (членам семей) в зависимости  от условий наступления вредных  последствий;

     - разработка реальных механизмов  индексации указных выплат с  привязкой их к темпам экономического  развития и уровню инфляции.

     Кроме того, по мнению автора, необходимо создать  межведомственную комиссию по совершенствованию  законодательства об обязательном социальном страховании и государственном социальном обеспечении с участием представителей палат Федерального собрания Российской Федерации, общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей, поручив ей разработку единого согласованного подхода к внесению изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.

     Также необходимо дополнить статью 1088 ГК РФ «Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца» и часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» списком лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае потери кормильца, в который следует, по мнению автора, внести:

     - лиц, не прописанных по одному месту жительства с погибшим и не проживающих с ним, но на момент смерти являвшихся родственниками погибшего - пенсионерами, без установления факта наличия иждивенства в суде;

     - жену или мужа, которые на дату  смерти погибшего были трудоустроены, но размер их среднемесячного заработка не превышал величины прожиточного минимума, установленного в данной местности на день смерти;

     - лиц, достигших возраста 18 лет,  но обучающихся по заочной  и вечерней форме в средних  или высших учебных заведениях  в случае, если они одновременно не имели возможности трудоустроиться, до даты трудоустройства или, в противном случае, до достижения ими возраста 23 лет.

     Следует принять федеральный закон о  соответствии минимальной оплаты труда  величине прожиточного минимума, что  позволит дополнить статью 1091 ГК РФ «Увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни»: увеличение размера  возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни должно происходить в соответствии с увеличением величины прожиточного минимума, действующего в данной местности.

     Кроме того, автор полагает целесообразным статью 1100 ГК РФ исключить, а статью 1101 ГК РФ изложить в новой редакции:

     «Статья 1100. Способ и размер компенсации  морального вреда.

     1. Компенсация морального вреда  осуществляется в денежной форме. 

     2. Размер компенсации морального  вреда определяется судом с  учетом требований разумности  и справедливости и должен быть соразмерен глубине причиненных потерпевшему страданий. При определении размера компенсации суд принимает во внимание степень вины причинителя в случаях, когда вина является основанием компенсации морального вреда, характер нематериальных благ, которым причинен вред, индивидуальные особенности потерпевшего, обстоятельства причинения вреда и иные заслуживающие внимания обстоятельства».

     Как представляется внесение указанных  предложений будет способствовать повышению эффективности работы судов и, как следствие, улучшению защиты прав граждан, жизни и здоровью которых причинен вред. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Новые подходы  к организации  обязательного социального  страхования

     В настоящее время обязательное социальное страхование (ОСС) осуществляет специальный государственный внебюджетный Фонд социального страхования.

     Организация социального страхования базируется на следующих основных принципах: всеобщность  обеспечения граждан по социальному  страхованию, причем в наибольшей доле за счет средств предприятий, организаций и государства, оптимальное сочетание интересов личности, трудовых коллективов и общества в целом при использовании средств социального страхования; управление последним через организации трудящихся. Социальное страхование, предполагает активную роль профессиональных союзов, других общественных организаций в формировании и использовании соответствующих целевых фондов.

     Важнейшая задача социального страхования  заключается в создании необходимых  условий для воспроизводства  трудовых ресурсов.

     Во-первых, предоставляемое из фондов социального страхования материальное обеспечение, медицинское обслуживание нетрудоспособных членов общества содействуют восстановлению трудоспособности работников и возвращению их к активной деятельности в различных отраслях и сферах народного хозяйства. Реабилитация инвалидов, создание для них возможности заниматься общественно полезным трудом также обеспечивают занятость, снижают нагрузку на государственные источники финансирования соответствующих социальных программ. Пенсионное обеспечение строится таким образом, чтобы за счет лиц пенсионного возраста добиться относительного расширения трудовых ресурсов, плавной смены поколений трудоспособного населения, рационального его распределения по отраслям, территориям, сферам экономики.

Информация о работе Новые подходы к организации обязательного социального страхования