Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:06, реферат
Стремление человека к познанию окружающего мира выражается в различных формах, способах и направлениях исследовательской деятельности. Каждая из основных частей объективного мира — природа, общество и человек — изучается своими отдельными науками. Совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Этимологически слово «естествознание» происходит от соединения двух слов: «естество», что означает природа, и «знание», т.е. знание о природе.
ВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Понятие финансовой политики, eё значение в развитии предприятия 5
1.2 Цели, задачи финансовой политики 7
1.3 Основные этапы финансовой политики предприятия 11
1.4 Субъекты и объекты финансовой политики 12
2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
2.1 Основные направления разработки финансовой политики предприятия 15
2.2 Организация системы финансового планирования деятельности предприятия 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Появление частной собственности
и товарного производства в Древней
Греции вызвало к жизни свойственные
им политические, правовые и иные институты,
в частности демократическое
самоуправление и право, защищающее
интересы граждан. Теперь каждый гражданин
лично обсуждал и принимал законы.
Таким образом, общественная жизнь
освобождалась от власти религиозных
и мистических представлений, закон
переставал быть слепой силой, продиктованной
свыше, а становился демократической
нормой, принятой большинством голосов
в процессе всенародного обсуждения.
Обсуждение этих законов основывалось
на риторике, искусстве убеждения
и логической аргументации. Так постепенно
сформировался аппарат
Появление отработанных способов
получения нового знания было связано
с отсутствием у греков касты
жрецов, которые на Востоке монополизировали
интеллектуально-духовную деятельность.
Там знания были доступны только посвященным,
они бережно хранились и
Формирование теоретичности знания, отрыв его от повседневных практических интересов связаны с такой особенностью греческой цивилизации, как классическое рабство. Оно было экономической основой античной цивилизации. Так, в период расцвета Афин в V—IV вв. до н.э. там было до 400 тыс. рабов, работавших на полях, в мастерских, а также выполнявших почти все домашние работы. Постепенно развитие рабовладения обусловило формирование пренебрежительного отношения свободных греков к физическому труду, а затем и ко всей орудийно-практической деятельности. Занятиями, достойными свободного человека, считались политика, война, искусство, философия. Это и сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности. Занятия свободного человека (в их числе была и наука) размежевывались с ремеслом — занятием рабов.
Это был очень важный шаг
для становления науки, так как
именно отказ от материально-практического
отношения к действительности породил
идеализацию — непременное
Но решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону: в частности, неприятие эксперимента как метода познания закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, возникшего лишь в Новое время.
Античная наука появилась в форме научных программ (парадигм). В них была определена цель научного познания — изучение процесса превращения первоначального Хаоса в Космос — разумно организованный и устроенный мир через поиски космического (порядкообразующего) начала. Не случайно первые крупные представители натурфилософии — Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Диоген в своих утверждениях руководствовались идеей о единстве сущего, происхождении вещей из какого-либо природного первоначала (воды, воздуха, огня), а также о всеобщей одушевленности материи.
Также научные программы использовали идею единства микро-и макрокосмоса, подобия мира и человека для обоснования возможности познания мира. Утверждая, что подобное познается подобным, древние греки считали, что единственным инструментом познания может быть человеческий разум, отвергая эксперимент как метод познания мира. Так была четко сформулирована рационалистическая позиция, позже ставшая господствующей в европейской культуре.
Древнегреческие философы,
не прибегая к систематическому исследованию
и эксперименту, на основе преимущественно
собственных наблюдений пытались единым
взглядом охватить и объяснить всю
окружающую действительность. Возникавшие
в это время естественно-
Первой научной программой
античности стала математическая программа,
представленная Пифагором и позднее
развитая Платоном. В ее основе, как
и в основе других античных программ,
лежало представление, что мир (Космос)
— это упорядоченное выражение
целого ряда первоначальных сущностей.
Пифагор эти сущности нашел в
числах и представил их в качестве
первоосновы мира. Таким образом,
в математической программе в
основе мира лежат количественные отношения
действительности. Этот подход позволил
увидеть за миром разнообразных
качественно различных
Дальнейшее развитие естествознание получило в античной атомистике Демокрита — учении о дискретном строении материи, согласно которому весь мир состоит из пустоты и различающихся между собой атомов, находящихся в вечном движении и взаимодействии. Эти идеи составили вторую научную программу античности — атомистическую программу Левкиппа—Демокрита. В рамках атомистической программы было сделано несколько очень важных предположений. Среди них — идея пустоты, лежащая в основе концепции бесконечного пространства. Именно так рождается представление Демокрита, хотя и не поддержанное другими мыслителями, что мир в целом — это беспредельная пустота со множеством самостоятельных замкнутых миров-сфер. Эти миры образовались в результате вихревого кругообразного столкновения атомов. В этих вихрях крупные и тяжелые атомы скапливались в центре, а маленькие и легкие вытеснялись на окраины. Из первых возникла земля, из вторых — небо. В каждом замкнутом мире в центре находится земля, на окраине — звезды. Число миров бесконечно, многие из них могут быть населены. Эти миры возникают и гибнут. Когда одни находятся в расцвете, другие только рождаются или уже гибнут.
Современник Демокрита Эмпедокл, первым высказавший идею о несотворимости и неуничтожимости материи, объяснил причину затмений Солнца, догадался, что свет распространяется с большой скоростью, которую мы не в состоянии замечать. Он попытался объяснить происхождение животных. По его мнению, сначала появились отдельные органы животных, которые в процессе случайных сочетаний стали порождать разнообразные живые существа. Несоответствующие друг другу объединения органов неизбежно погибали, а выживали только те, в которых объединившиеся органы случайно оказались взаимно подходящими.
Свое высшее развитие древнегреческая
натурфилософия получила в учении Аристотеля,
объединившего и
Представление о физическом взаимодействии Аристотеля тесно связано с его концепцией движения. Поэтому взаимодействие понимается им как действие движущего на движимое, т.е. одностороннее воздействие одного тела на другое. Это прямо противоречит хорошо известному сегодня третьему закону Ньютона, утверждающему, что действие всегда равно противодействию.
Учение Аристотеля о пространстве
и времени исходит из понятия
непрерывности. Поэтому пространство
для него — это протяженность
тел, а время — их длительность.
Пространство и время Аристотеля
существуют только вместе с материей,
поэтому его концепция
Концепция причинно-следственных
связей Аристотеля строится на понятиях
целесообразности и конечной причины.
Для него ход любого процесса определяется
его результатом. Мыслитель воспринимает
природу как единый живой организм,
все части которого взаимосвязаны,
и одно происходит ради другого. Так,
дождь идет не потому, что сложились
соответствующие
Космология Аристотеля носила геоцентрический характер, поскольку основывалась на идее, что в центре мира находится наша планета Земля, имеющая сферическую форму и окруженная водой, воздухом и огнем, за которыми находятся сферы больших небесных светил, вращающихся вокруг Земли вместе с другими маленькими светилами.
Бесспорным достижением
Аристотеля стало создание формальной
логики, изложенной в его трактате
«Органон» и поставившей науку
на прочный фундамент логически
обоснованного мышления с использованием
понятийно-категориального
Завершая рассказ об античной
науке, нельзя не сказать о работах
других выдающихся ученых этого времени.
Активно развивалась
Нельзя не сказать еще об одном античном ученом, заложившем основы математической физики. Это — Архимед, живший в III в. до н.э. Его труды по физике и механике были исключением из общих правил античной науки, так как он использовал свои знания для построения различных машин и механизмов. Тем не менее, главным для него, как и для других античных ученых, была сама наука. И механика для него становится важным средством решения математических задач. Хотя для Архимеда техника была лишь игрой научного ума, результатом выхода науки за свои рамки (то же отношение к технике и машинам как к игрушкам было характерно для всей эллинистической науки), его работы сыграли основополагающую роль в возникновении таких разделов физики, как статика и гидростатика. В статике Архимед ввел в науку понятие центра тяжести тел, сформулировал закон рычага. В гидростатике он открыл закон, носящий его имя: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом.
Как видно из приведенного и далеко не полного перечня идей и направлений натурфилософии, на этой стадии были заложены основы многих современных теорий и отраслей естествознания. В то же время не менее важным представляется формирование в этот период стиля научного мышления, включающего стремление к нововведениям, критику, стремление к упорядоченности и скептическое отношение к общепринятым истинам, поиск универсалий, дающих рациональное понимание окружающего мира.
Развитие науки в Средние века
Развитие естественно-научного познания в Средние века было непосредственно сопряжено с утверждением двух мировых религий: христианства и ислама, которые претендовали на абсолютное знание природы. Эти религии объясняли происхождение природы в форме креационизма, т.е. учения о сотворении природа Богом. Все другие попытки объяснить мир и природу из самих себя, без допущения сверхъестественных божественных сил, осуждались и беспощадно пресекались. Многие достижения античной науки были забыты.
В отличие от античности,
средневековая наука не предложила
новых фундаментальных
С точки зрения христианского мировоззрения человек считался созданным по образу и подобию Божьему, чтобы он был господином земного мира. Так в сознание человека проникает очень важная идея, которая никогда не возникала и не могла возникнуть в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Новый, деятельный подход к природе был также связан с изменением отношения к труду, который становится обязанностью каждого христианина. Так постепенно физический труд стал пользоваться в средневековом обществе все большим уважением. Тогда же возникло желание облегчить этот труд, что вызвало новое отношение к технике. Теперь изобретение машин и механизмов переставало быть пустой забавой, как в античности, а становилось делом полезным и уважаемым. Все это не могло не подкрепить нового, деятельностно-практического отношения к миру.