Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение темы “Развитие автотранспортного страхования в России”.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение теоретических основ автострахования;
- изучение рынка автострахования в России;
- рассмотрение стратегической модели на рынке автострахования.
Введение
1 Теоретические основы автострахования
1.1 Понятие автострахования
1.2 Действия владельца автомобиля при наступлении страхового случая
1.3 Уведомление страховщика о наступление страхового случая
1.4 Оценка и выплата страхового возмещения автовладельцу при ДТП
1.5 Изменения в законе об ОСАГО в 2008 году
2 Рынок автострахования в России
3 Стратегические модели на рынке автострахования
3.1 Стратегия Progressive
3.2 Стратегия Geiko
3.3 Новые технологии автострахования
Заключение
Список использованной литературы
опьянении;
— угнан с места стоянки, которая не оговорена в договоре страхования;
— был поврежден в результате действий страхователя, в которых доказан
умысел или грубая неосторожность;
— использовался для учебных или спортивных целей;
— был передан в аренду;
— управлялся лицом без водительского удостоверения;
— управлялся лицом не указанным в полисе;
— был технически неисправен и др.
Новый
закон об ОСАГО, значительно повышающий
защиту интересов граждан и
Законопроект
предусматривает внесение ряда изменений
в закон "Об обязательном страховании
гражданской ответственности
Законопроект
вводит специальную меру ответственности
страховщика за несвоевременное
осуществление страховой
Кроме того, законопроект сокращает период ограниченного использования транспортного средства: для граждан - с 6 до 3 месяцев, для юр. лиц - до 6 месяцев.
Также
законопроект устанавливает право
потерпевшего обратиться с требованием
о страховой выплате
Вместе
с тем, как отметил на заседании
член комитета Госдумы по кредитным
организациям и финансовым рынкам Александр
Коваль, указанную норму законопроекта
необходимо будет дополнить порядком
осуществления страховой
Законопроектом вводится процедура оформления документов о ДТП без участия сотрудников милиции. ДТП можно оформить самостоятельно, заполнив специальный бланк извещения (выдается страховщиком). После чего следует в обязательном порядке следует известить страховую компанию о произошедшем. Это будет возможно в случае, если не был причинен вред жизни и здоровью потерпевших, если в ДТП участвовали только два транспортных средства, владельцы которых оценили размер ущерба в размере не более 25 тыс. руб.
В
то же время документ содержит норму,
позволяющую российским страховщикам
с 1 января 2009г. осуществлять операции
по страхованию гражданской
"Изменения в совокупности просто катастрофичны для страховщиков", — заявила глава дирекции развития страхования компании МАКС Светлана Гусар. По ее словам, одной из самых критичных поправок является установление фиксированной суммы выплат в случае смерти и отмена подлимита выплат по жизни и здоровью. "Это многократно увеличит выплаты", — говорит она. В прошлом году, согласно официальной статистике, погибло на дорогах 35 тыс. человек. Однако, по словам заместителя главы "Страхового дома ВСК" Владимира Уфимцева, страховщики в рамках ОСАГО платили лишь родственникам примерно каждого десятого из погибших. "Сложная процедура сбора документов для выплаты привела к малому количеству обращающихся за ней", — заявил он. В общем количестве выплат в прошлом году по ОСАГО 33,3 млрд руб. выплаты по факту смерти составили 1-2%. Страховщики говорят о необходимости с вступлением в силу нововведений повысить тарифы ОСАГО или хотя бы коэффициенты к ним. "Надеюсь, что это когда-нибудь произойдет, — говорит Владимир Уфимцев, — в противном случае, по самым оптимистическим оценкам, убыточность в ОСАГО вырастет на 15-20%". В настоящий момент средняя убыточность на рынке по ОСАГО оценивается рейтинговым агентством "Эксперт-РА" в 66-76% сборов. Критической для компаний является убыточность в 77% — 23% сборов отведено компаниям на ведение дел и отчисления в компенсационные фонды.
Согласно исследованию тарифов по ОСАГО по итогам четырех лет действия закона базовые тарифы по ОСАГО необходимо увеличить на 20% (сейчас базовый тариф для легковых автомобилей физических лиц составляет 1980 руб., для юридических лиц — 2375 руб.).
"Уже
сейчас многие компании
На сегодняшний день в России существует около полутора тысяч страховых компаний. Страхованием автомобилей и автовладельцев занимается большая часть из них. Главной проблемой автомобильного страхования сами страховщики называют убыточность.
Убыточность обязательного автострахования, тарифы которого регулирует государство, растет. По данным Российского союза автостраховщиков в среднем она уже достигла критических 70-75%.
По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), за первые 6 месяцев 2008 года страховщики собрали по полисам обязательного страхования гражданской ответственности с владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 12,9% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Темпы прироста премий в этом сегменте несколько снизились до 4,8 в среднем по России. Небольшую отрицательную динамику по сборам от «автогражданки» в ЮФО показал абсолютный лидер сегмента — «Росгосстрах», который, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), удерживает треть рынка ОСАГО.
Впрочем, сами страховщики, говоря об «автогражданке», предпочитают вести речь не о росте премий, а о растущей убыточности. Опрошенные эксперты единогласно утверждают, что тарифы по ОСАГО, регулируемые государством, отстали от рынка на 20-30%.
По данным РСА средняя убыточность ОСАГО физических лиц в некоторых филиалах страховых компаний составляет 72%. По некоторым маркам автомобилей убыточность доходит до 114%. По закону страховщики не имеют права отказывать в страховании по ОСАГО никому из обращающихся. Однако, по информации «N», в ряде страховых компаний в последнее время действует негласное распоряжение, согласно которому сотрудникам предписано «более настойчиво» рекомендовать оформление полисов автокаско вместо ОСАГО наиболее рисковым категориям водителей.
Выплаты по ОСАГО в рассматриваемый период росли быстрее премий на 22% (снижение темпов прироста — на 2,4 п.п.). По итогам третьего и четвертого кварталов динамика сборов и выплат по обязательному автострахованию в России не претерпела существенных изменении.
В 2008 году продолжился рост убыточности и по добровольному страхованию автотранспорта (автокаско). Однако здесь страховщики сами регулируют тарифы и разрабатывают страховые продукты. Так же, как банки в сфере кредитования, в сегменте автокаско страховщики в условиях нараставшего в 2008 году финансового кризиса делали ставку на повышение качества своих портфелей. Некоторые страховые компании отказались от продажи так называемых мини-каско. Эти полисы не покрывают или заметно ограничивают покрытие по ключевым рискам — в зависимости от суммы, которую готов выложить за такое «усеченное» каско автовладелец. Например, риск «угон» может не учитываться вовсе, а выплаты серьезно уменьшаются в случае виновности страхователя в ДТП. Страховщики понижали тарифы автокаско для опытных водителей и повышали их для наиболее рисковых категорий.
Согласно статистике ВСК, наибольшие убытки сегодня обеспечивают владельцы малолитражных, с мощностью двигателя около 75 л. с. автомобилей. В компании это объясняют тем, что малолитражки часто становятся первым автомобилем у новичков. Впрочем, большинство страховщиков к группе риска традиционно относят владельцев мощных внедорожников.
— За 9 месяцев 2008 года начисленная премия по автокаско в «Росгосстрах-Юг» почти на 134 млн рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года, — сообщил главный специалист Отдела PR Управления маркетинговых коммуникаций филиала «Росгосстрах-Юг» Алексей Гончаров. — Снижение показателей было ожидаемым, оно вызвано корректировкой тарифов и «чисткой» портфеля от убыточных и высокорисковых договоров (водители без опыта, таксисты и т.п.).
— Сборы по автострахованию в филиале ВСК составили более 133 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года они не увеличились, — говорит Валерий Токарев. — Это связано с тем, что мы провели анализ убыточности и повысили тарифы для определенной категории водителей. Вместе с тем были снижены тарифы для водителей старше 28 лет и стажем вождения более 5 лет. Сокращение объемов автокредитования, обусловленное банковским кризисом, пока не нашло своего отражения в страховой статистике. Однако влияние этого фактора на сегмент автокаско, по словам большинства опрошенных экспертов, по итогам года и в будущем году окажется значительным. По наблюдениям страховщиков, к концу 2008 года объемы автокредитования в сравнении с началом года сократились примерно на треть. Кроме того, из-за спада продаж начали снижали цены автодилеры, что напрямую отразилось на стоимости полисов автокаско.
В 2009 году, считают представители страховых компаний, не исключено снижение тарифов по автокаско в среднем на 10 – 15 % для широкой аудитории автовладельцев. Однако для группы риска, полагают специалисты, тарифы могут несколько подрасти. По мнению опрошенных представителей страхового сообщества, в будущем году число автостраховщиков начнет сокращаться.
По мнению страховщиков в перспективе на рынке останется 200-300 компаний. Этому способствуют и действия Правительства РФ, которое намерено ужесточить требования к уставному капиталу страховщиков. Однако нельзя утверждать, что уйдут в первую очередь мелкие региональные игроки — среди них достаточно вполне надежных компаний.
В сегменте каско наблюдается снижение поступлений по страховым премиям. Сегодня в кредит покупается от 30 до 50 процентов автомобилей. Уже сейчас темпы роста автокредитования снижаются, а в перспективе, если кризис затянется, эта тенденция станет еще более явной. Но об усыхании говорить рано, автомобили все равно покупать и страховать будут. Кроме того, портфель прошлых лет в значительной степени сохранится.
Если говорить о последствиях финансового кризиса для страховщиков в области автострахования, то тут на данный момент пока рано делать выводы о каких-либо значительных сокращениях в области сбора страховых премий. Наоборот, за 9 месяцев 2008 года сборы по ОСАГО у ОСАО «Ингосстрах» на 12% превышают показатели аналогичного периода прошлого года. Конечно, в будущем произойдет сокращение темпов сбора страховых премий, прежде всего через банковский канал, т.к. банки сокращают выдачу потребительских кредитов, в частности автокредитов. А именно этот канал последние три года был катализатором роста сбора страховых премий. В общем, сейчас ситуация на рынке страхования неоднозначна, нельзя определенно дать какую-то итоговую информацию о влиянии сложившегося финансового кризиса на работу страховщиков, как и выявить какие-то явные трудности, с которыми они столкнулись. Например, некоторые участники рынка страхования прогнозируют, что в ситуации нестабильности рынок страхования вырастет на 15-20%, и такая тенденция уже наблюдается.
В целом по итогам 2008 года рост премий оказался не столь значительным, как планировалось в начале года. Многие страховые компании завершили год с убытками, что привело к замедлению развития страховой индустрии в целом. В перспективе произойдет процесс ухода средних и мелких компаний с рынка, также будет наблюдаться консолидация средних и крупных страховщиков.
Информация о работе Развитие автотранспортного страхования в России