Развитие автотранспортного страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение темы “Развитие автотранспортного страхования в России”.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение теоретических основ автострахования;
- изучение рынка автострахования в России;
- рассмотрение стратегической модели на рынке автострахования.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы автострахования
1.1 Понятие автострахования
1.2 Действия владельца автомобиля при наступлении страхового случая
1.3 Уведомление страховщика о наступление страхового случая
1.4 Оценка и выплата страхового возмещения автовладельцу при ДТП
1.5 Изменения в законе об ОСАГО в 2008 году
2 Рынок автострахования в России
3 Стратегические модели на рынке автострахования
3.1 Стратегия Progressive
3.2 Стратегия Geiko
3.3 Новые технологии автострахования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Понятие автострахования.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

       По  мнению экспертов, наиболее существенно кризис отражается на кармане среднего класса, который является основой клиентской базы по автострахованию. Изменения кредитной политики банков заставляют людей по-новому взглянуть на свои финансовые приоритеты. Если раньше автовладелец, попав в значительное ДТП, мог позволить себе отремонтировать авто за свой счет, а при конструктивной гибели сравнительно легко приобрести новый автомобиль, то сейчас экономически активные граждане со средними доходами и выше средних уже осознают, что ущерб в 100-200 тыс. руб. является для их финансового состояния весьма чувствительным. Все большее автовладельцев предпочитает планировать свои финансы, учитывая как необходимость страхования, так и вероятность покрытия ущерба за счет страховки. В 2009 г. автовладельцы рационально подойдут к вопросам автокаско, оплачивая 30-40 тыс. страховой премии не по требованию банка, а по собственному трезвому расчету.

       С января по август 2009 страховщики повысили тарифы по автокаско в среднем на 0,5%. В сентябре-октябре некоторые из них провели дополнительное повышение тарифов, другие оставили их без изменений. Сегодня наиболее высокие тарифы установились в автосалонах. Здесь иномарки страхуются в среднем по тарифам 8-10% в зависимости от возраста водителя и стажа вождения. Гораздо сложнее в 2008 году стало застраховать транспорт предприятий, занятых общественными перевозками. Многие страховщики запретили своим агентам страховать транспорт, используемый в качестве такси. Как правило, решить проблему удается, если в дополнение к ОСАГО или автокаско оформляется страхование имущества таксопарка или водителей от несчастных случаев. Так  страховые компании диверсифицируют свои риски. В России таксисты относятся к высокорисковой категории водителей. Как правило, по автокаско страховщики применяют в отношении их повышающие коэффициенты. Грузовой транспорт, наоборот, страховщиками страхуется охотно.

       Федеральный закон  об ОАГО доказал жизнеспособность и продолжит развиваться в соответствии с лучшими образцами западного опыта. Закон об ОСАГО, в основу которого легла практика европейских стран, на протяжении нескольких лет являлся предметом дискуссий и споров. Серьезная подготовительная работа по изучению западного опыта позволила заложить правильную законодательную базу и избежать ошибок: за четыре года работы закон охватил страхованием 95 % автовладельцев, что соответствует показателю европейских стран. За последний год увеличилось число обращений за возмещением вреда лиц, понесших незначительный материальный ущерб, что свидетельствует о доверии к институту ОСАГО и развитии страховой культуры населения страны в целом.

       Среди актуальных дополнений, которые позволят рынку выйти на качественно новый уровень, выделим: упрощенное оформление мелких дорожно-транспортных происшествий - «Европейский протокол», прямое возмещение вреда, «Зеленую карту» и увеличение лимитов страховых сумм.

       Первое  новшество заключается в том, что с введением «Европейского протокола» на мелкие ДТП (с убытком, не превышающим 25 тыс. рублей, участием не более двух автомобилей и при отсутствии пострадавших, признании одного из участников ДТП виновным, отсутствии вреда жизни и здоровью участников ДТП) не будут выезжать сотрудники ГИБДД. Эти изменения будут способствовать сокращению времени на урегулирование страхового события и решение оперативных вопросов. Аналогичная система успешно работает во всех странах Европы.

       Второе  новшество вызвано введением системы прямого урегулирования. Раньше при ДТП автовладельцы обращались в страховую компанию виновника аварии, которая могла отсутствовать в этом городе или не соответствовать необходимым критериям надежности. Теперь потерпевший будет обращаться в ту страховую компанию, в которой застрахована его гражданская ответственность. Система апробирована в ряде европейских стран.

       ДСАГО – добровольное страхование автогражданской  ответственности. Оно обычно идет дополнением  к ОСАГО.

       В соответствии с правилами ОСАГО, которые в 2003 году утвердил кабинет министров РФ, ущерб, причиненный при аварии, оплачивается с учетом износа автомобильных деталей и узлов. Но в феврале прошлого года Высший арбитражный суд опротестовал это правило, указав, что подобная практика противоречит закону об ОСАГО, "который не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда". Подобное ограничение противоречило бы и положению Гражданского кодекса (ГК) о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего. Но это в идеале.

       По  данным Российского союза автостраховщиков треть российских автолюбителей (34%) покупают полисы ОСАГО в "Росгосстрахе", 18% – в "РОСНО", 10% – в "Ингосстрахе".

       Вариантов КАСКО существует столько же, сколько и страховых компаний. Например, в страховой компании "Урал–АИЛ" договоры заключаются по трем основным программам: "Базовая", "Отличник вождения", "Наш клиент". Интереса заслуживает в данном случае программа "Отличник вождения", включающая полный пакет страховых случаев по угону и ущербу. Тарифная ставка зависит от возраста и марки транспортного средства и колеблется от 5,95% для автомобилей иномарок не старше 5 лет и до 6,55% для автомобилей отечественного производства возрастом не более 3-х лет. К управлению должно быть допущено не более двух человек с водительским стажем более 3 лет, у которых не было ДТП по их вине за последние два года. Страховая премия может быть выплачена как единовременно, так и в рассрочку – до 5 месяцев равными частями. Максимальная рассрочка – пять взносов по 20 процентов от страховой премии каждый.

       Продукт "Альфа КАСКО 50х50" предполагает, что половина страховой суммы  идет на основные риски (хищение или  ущерб, когда восстановительный  ремонт превышает 75% от страховой стоимости, гражданская ответственность) и остальные 50% – дополнительные. При этом страхователь при заключении договора платит только 50% премии. В течение срока действия договора при наступлении мелких убытков по риску "Ущерб" страхователь может самостоятельно решить, что ему выгоднее – отремонтировать машину своими силами, либо доплатить половину страховой премии в течение 30 дней с момента наступления страхового случая и получить возмещение наступившего убытка по страховке.

       Надо  четко понимать, что страхуются далеко не все риски. Например, никто не застрахует вам колеса от возможных повреждений по причине некачественного дорожного покрытия. Вот если колесо было повреждено в результате ДТП – тогда, пожалуйста.

       Что же касается выплат с учетом износа, то, как показывает практика, страховщики склонны не вспоминать о решении Высшего арбитражного суда, и потерпевшим приходится отстаивать свою правоту в суде.

       Стоимость ОСАГО во всех компаниях для конкретного  водителя будет рассчитана одинаково  – с учетом страховых случаев, случившихся за прошлый период. Здесь на милость страховщика рассчитывать не приходится, а расчетливый обман со стороны страхователя с целью экономии средств чреват отказом от страхования.

       Стоимость КАСКО определяется исходя из рыночной цены автомобиля на день обращения. Возможны и варианты: к примеру, если клиент не готов заплатить 100% требуемого взноса, в силу вступает коэффициент пропорциональности, и при страховом случае клиент сможет получить сумму, соответствующую взносу.

       При добровольном страховании ответственности учитывается – впрочем, как и в других видах автострахования – возраст и стаж допущенных к управлению автомобиля водителей. При повышении рисков, соответственно, увеличивается и тариф. Величина страхового взноса зависит от страховой суммы примерно в соотношении 1% от суммы. Следует иметь в виду, что страховая сумма вычисляется по остаточному принципу путем вычета из всей суммы денег, выплаченных по ОСАГО. Так, если по ОСАГО было выплачено 300 тысяч рублей, то по ДСАГО при страховой сумме 500 тысяч рублей будет выплачено только 200 тысяч рублей.

       Отметим, что, по данным ROMIR Monitoring, почти 2/3 владельцев автомобилей (64%) удовлетворены услугами, предоставляемыми страховыми компаниями. Между тем, Федеральная служба страхового надзора отмечает прирост письменных обращений граждан с жалобами на действия страховщиков при автостраховании. По информации данной службы, в 2006 году в территориальные органы поступило около 1600 таких обращений от 4,6 тысячи граждан. Наиболее острыми и социально значимыми остаются проблемы, связанные с вопросами соблюдения страховыми организациями законодательства, регулирующего ОСАГО. Главными причинами жалоб по обязательному страхованию являются несоблюдение страховщиками сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат, а также непризнание страховщиком страхового случая по разным причинам.

       Так или иначе, но страхование остается практически единственным способом защиты личного автомобиля, поэтому  тема автострахования всегда будет  актуальной.

       По  данным исследования, проведенного рейтинговым  агентством "Эксперт РА" в сентябре, объем сборов на рынке автокаско  за первое полугодие 2008 года составил 76,3 млрд руб., рынка ОСАГО — 39,1 млрд руб. По добровольному страхованию  автогражданской ответственности страховщики собрали за первые шесть месяцев 2008 года 0,9 млрд руб.

       Несмотря  на то, что все три вида автострахования росли по-разному, их объединяет одна общая особенность — снижение темпов увеличения сборов. Прирост взносов по автокаско в первом полугодии 2008 года составил 35,1% (на 5,6% меньше, чем год назад), по ОСАГО — 12,9% (на 3,2% меньше), по страхованию АГО — 26,7% (на 15,6% меньше).

       За  второе полугодие 2008 года произошел рост сборов по КАСКО в на 30%, ОСАГО — на 12%.

       Высокие темпы роста автокаско в прошлом основывались на практике вмененного страхования при автокредитовании, которое пережило настоящий бум. Теперь же основным фактором влияния в течение ближайших двух лет станет мировой финансовый кризис. Ситуацию осложняет и высокая убыточность по всем видам автострахования. В ОСАГО убыточность вида составляет в среднем по рынку 90%. А с введением с

       1 марта 2008 года запланированных новаций в ОСАГО — системы европейского протокола (упрощенного оформления мелких ДТП) и системы прямого урегулирования убытков, убыточность по прогнозам аналитиков из агентства "Эксперт РА" превысила 120%.

       На  рынке КАСКО убыточность растет благодаря демпингу страховщиков. Впрочем, по мнению главы дирекции по страхованию автомобильного бизнеса "Гута-Страхования" Григория Игнатенко, страховщики первого и второго эшелонов уже владеют достаточно крупным страховым портфелем по автострахованию, а значит, потребности в применении демпинга у них не возникает.

       Тема  запредельно высоких агентских  вознаграждений — одна из самых болезненных для страховщиков. Средняя величина комиссии на рынке составляет 20-25% стоимости продукта. По словам же главы департамента автострахования "Югории" Сергея Мезенина, ряд автодилеров соглашаются работать со страховой компанией только при комиссии 30-40% . "Сложив комиссию посредников с уровнем выплат, мы получим 75-90%" — считает он.

       В будущем прогнозируется снижение средней величины комиссионного вознаграждения. По словам исполнительного вице-президента "Ренессанс Страхования" Сирмы Готовац, в перспективе комиссионное вознаграждение постепенно будет снижаться, в первую очередь за счет замедления темпов автокредитования и развития прямого страхования.

       Ситуацию  с завышенными комиссиями и демпингом  страховщикам осложняют еще и  их собственные высокие расходы. Они возникают у компаний потому, что российский клиент не признает страховые продукты с франшизой. По словам первого заместителя гендиректора "Стандарт-Резерва" Ирины Мельниковой, выплаты при мелких повреждениях клиентских автомобилей составляют почти половину от всех выплат страховой компании. А затраты страховщика при оплате мелкого убытка сопоставимы с расходами по оформлению крупных выплат.

       Впрочем, тема демпинга, высоких комиссий и  необоснованно высоких расходов страховщиков будет пользоваться особым вниманием. Как заявил в руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев, демпинг не так опасен, когда рынок растет, но может стать причиной неплатежеспособности компаний в условиях замедления объема поступлений. ФССН планирует запрашивать у страховщиков в выборочном порядке данные по единичным портфелям (одной марке машин, одной категории водителей) и сопоставлять, как равные по размерам страховщики обслуживали эти договоры.

       Но  даже в ситуации роста убыточности и повышенного внимания регулятора происходит увеличение объема рынка автострахования. По данным агентства "Эксперт РА" учетом масштабов текущего кризиса рынок автокаско за 2008 год вырос на 27%, рынок ОСАГО — на 11%, а сборы по добровольному страхованию ответственности автовладельца — на 20%.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Стратегические модели на рынке автострахования 

       Целью данной главы является сравнивать стратегии, используемые наиболее яркими представителями  одной и той же отрасли страхования. Майкл Портер, всемирно признанный "стратег", обращает внимание на то, что термин "стратегия" большинством управленцев воспринимается превратно. Стратегия – это выработка особого вида ценности (товара/услуги), а не попытка производить такую же ценность лучше других.

Информация о работе Развитие автотранспортного страхования в России