Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть реформирование фонда обязательного медицинского страхования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать определение фонду обязательного медицинского страхования, раскрыть его задачи;
- определить принципы деятельности фонда обязательного медицинского страхования;
- рассмотреть этапы реформирования фонда обязательного медицинского страхования;
- сделать выводы.
Введение
Глава 1. Система обязательного медицинского страхования
1.1. Общие сведения об обязательном медицинском страховании
1.2. Принципы обязательного медицинского страхования и их сущность
Глава 2. Фонд обязательного медицинского страхования
2.1. Задачи фонда обязательного медицинского страхования
2.2. Реформирование фонда обязательного медицинского страхования
Глава 3. Развитие медицинского страхования
3.1. Зарубежный и российский опыт развития медицинского страхования
3.2. Проблемы реформирования системы обязательного медицинского страхования
Заключение
Список используемой литературы
- обязательный взнос на ОМС заменён единым социальным налогом. При этом передача функций сбора средств на обязательное медицинское страхование от фондов ОМС к налоговым структурам ставит под сомнение необходимость существования самих фондов;
- многие страховые элементы системы ОМС существуют лишь формально, а финансовые компенсации осуществляются, как правило, по количественным параметрам, без каких-либо научно обоснованных расчётов и покрытия страхового риска в каждом конкретном страховом случае;
- отсутствие экономически обусловленных форм и механизмов включения застрахованного (пациента, потребителя медицинских услуг) в системы отношений страхования. По сути, пациент (застрахованный) находится вне системы отношений субъектов системы ОМС и, более того, входит в параллельные внесистемные отношения с медицинскими работниками;
- отсутствие конкуренции между страховщиками. Страховые медицинские компании во многих регионах не были созданы, а там, где они есть, имеет место, скорее, разделение сфер влияния между компаниями, чем конкуренция;
- жесткая плановость в формировании и распределении средств системы здравоохранения неприменима к рыночным отношениям, без которых немыслима классическая система страхования.
Одной из ключевых проблем современной системы ОМС является дефицит финансовых средств. Согласно докладу Минтруда России «О реформировании системы обязательного социального страхования», основная причина этого - неисполнение обязательств плательщиками - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Так, в 2002 году Программа госгарантий выполнена на 93%, в том числе ее составная часть - программа ОМС - всего лишь на 55,4%, в то время как бюджетная часть Программы госгарантий профинансирована на 156,6%. Это свидетельствует о том, что органы исполнительной власти не в достаточной мере уплачивают страховые взносы на ОМС неработающих граждан и направляют средства в здравоохранение, минуя систему ОМС.
При финансировании Программы государственных гарантий Российской Федерации по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью наблюдаются структурные диспропорции между средствами бюджета здравоохранения и средствами ОМС. Обязательное медицинское страхование не способствует и предотвращению замены бесплатной медицинской помощи платной.
Средства ОМС не стали дополнением к бюджетному финансированию и не смогли компенсировать снижения бюджетного финансирования. Более того, практика показывает, что при ОМС проблема платного здравоохранения только обостряется.
Сложившаяся неблагоприятная ситуация в системе здравоохранения требует реформ. Министерством экономического развития РФ ещё в начале 2003 года был разработан проект Концепции модернизации системы обязательного медицинского страхования в РФ.
Концепция определяет основные направления реформирования ОМС:
1. Модернизация системы финансирования включает расширение и укрепление финансовой базы обязательного медицинского страхования.
а) разработка новых подходов к формированию программы обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью;
б) разработка механизмов, стимулирующих субъекты Российской Федерации к полному выполнению обязательств страхователя неработающего населения, проживающего на территории данного субъекта;
в) поиск источников увеличения объема финансирования системы обязательного медицинского страхования;
г) обеспечение формирования финансовых резервов, способных эффективно обеспечить выравнивание условий финансирования программ обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации.
2. Формирование механизмов эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования, в том числе принятие положений, предусматривающих обязанность страховщиков выбирать медицинские организации, предоставляющие медицинскую помощь, в которых оптимально сочетаются критерии цены и качества.
3. Определение единого порядка движения финансовых средств в системе ОМС, предполагающего разработку и внедрение новых договорных отношений со страховыми медицинскими организациями и лечебными учреждениями, использование унифицированных способов оплаты медицинской помощи, которые должны играть роль финансовых нормативов, формирующих доходную базу организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь, за счет государственных источников финансирования.
4. Расширение организационно-правовых форм в здравоохранении как условие модернизации обязательного медицинского страхования включает:
а) законодательное установление новых организационно-правовых форм и внесение соответствующих поправок в законодательство, регулирующее имущественные, налоговые, трудовые и другие организационно-экономические отношения;
б) установление порядка расходования финансовых средств ОМС медицинскими организациями различных категорий и контроля за расходованием средств обязательного медицинского страхования;
в) предоставление возможности выхода из системы обязательного медицинского страхования.
Пересмотр системы ОМС не может быть обеспечен поправками в действующий закон о медицинском страховании, а требует принятия нового закона об обязательном медицинском страховании. Проект такого закона подготовлен Министерством здравоохранения и социального развития РФ при участии экспертов Центра стратегических разработок и находится в процессе согласования с другими федеральными ведомствами. Рассмотрим основные положения этого законопроекта [4; с. 296].
1. Изменения в структуре управления ОМС:
- административное подчинение территориальных фондов ОМС Федеральному фонду ОМС;
- введение институтов социального партнерства в управление системой ОМС через соглашение о тарифах оплаты медицинской помощи между региональным органом исполнительной власти с территориальным фондом ОМС и с объединениями медицинских организаций, профессиональных союзов работодателей и страховых медицинских организаций;
- создание наблюдательного совета Федерального фонда ОМС, включающего органы власти РФ, общероссийские объединения профессиональных союзов и объединения работодателей.
2. Обеспечение финансовой сбалансированности программ ОМС:
- замена существующих федеральной базовой и территориальных программ ОМС базовой программой для застрахованных граждан в субъектах РФ, формируемой на основе единых федеральных требований;
- обеспечение соответствия тарифов, оплачиваемых медицинским учреждениям, затратам, необходимым для оказания гарантированной медицинской помощи;
- предоставление на определённых условиях субсидий и субвенций с целью выравнивания условий финансирования базовой программы ОМС в субъектах РФ.
3. Новая роль страховщиков:
- выполнение страховыми медицинскими организациями роли эффективного покупателя медицинской помощи у лечебно-профилактических учреждений и активного защитника интересов своих клиентов;
- возложение на страховщиков обязанности планировать объемы медицинской помощи, обеспечивая соответствие общих объемов медицинской помощи застрахованным показателям объемов, закладываемым в программы медицинского страхования.
4. Сочетание обязательного и добровольного страхования. Такое сочетание достигается включением в дополнительное медицинское страхование страхового обеспечения по базовой программе ОМС. Это подразумевает под собой введение механизма компенсаций из фондов ОМС части страховой премии, уплачиваемой страхователями по договорам добровольного медицинского страхования.
В рассмотренных проектах реформирования системы ОМС, на наш взгляд, всё же остается ряд проблемных вопросов:
1. Нуждаются в уточнении конкретные механизмы функционирования системы ОМС после её реформирования (например, выбор страховщика застрахованным лицом).
2. Новый механизм страхования неработающего населения требует доработки, так как он способствует усложнению системы ОМС и регионализации систем ОМС неработающих граждан, сохраняя двойственность механизмов государственного финансирования медицинских учреждений в регионах, не подписавших соглашение.
3. Возможность добровольного выхода граждан из государственной системы ОМС может привести к финансовой дестабилизации системы ОМС. Поэтому целесообразнее не реализовывать на практике эту норму.
4. Проекты реформирования не решают проблему громоздкости и значительной ресурсоемкости системы ОМС.
Относительно последнего пункта нами рекомендуется рассмотреть вопрос о наличии «лишних» звеньев в системе ОМС. По мнению профессора Ф.Н.Кадырова, это могут быть:
- либо фонды ОМС (если ориентироваться на рыночные модели, предполагающие полноправное и конкурентное участие страховщиков в лице страховых организаций в сборе финансовых средств). Тем более, что согласно действующему законодательству фонды ОМС (в отличие от страховых медицинских организаций) не являются субъектами обязательного медицинского страхования;
- либо страховые медицинские организации (СМО) (если рассматривать СМО не как организации, несущие страховые риски, а как структуры, призванные только довести средства ОМС до медицинских учреждений, каковыми в действительности сейчас они и являются). К тому же территориальные фонды могут выполнять функции страховых медицинских организаций.
Наконец, нужно отметить, что реформирование системы ОМС должно осуществляться в контексте реформирования здравоохранения в целом. В противном случае реформы не только не улучшат ситуацию в области здравоохранения, но и усугубят и без того сложное положение отечественной медицины.
Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.
Важным аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, лечебно - профилактическое учреждение - исполнителя. Такой механизм реализации ОМС будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования.
Медицинское страхование в России начало свое существование еще в 1894 году. За долгие годы прошло путь реформирования и в конце концов дошло до нас в виде фонда обязательного медицинского страхования. И по сей день процесс реформирования продолжается, и на пути его пока еще слишком много подводных камней.
1. Вахрин, П.И. Финансы: учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2008., 502 с.
2. Володин, А.В. Управление финансами (Финансы предприятий): учебник / А.В. Володин - М.: ИНФРА-М, 2008., 504 с.
3. Галяпина, Л.В. Финансы и кредит: учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений / Л.В. Галяпина, Т.М. Трускова / под ред. А.Б. Мельниченко - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009., 352 с.
4. Грязнова, А.Г Финансы : учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной - М.: Финансы и статистика, 2006., 504 с.
5. Гришин В.В., Семенов В.Ю. и др. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. - М.: Академия, 2009., 345 с.
6. Гришин В.В. Об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование.// Экономика и жизнь, 2008, №9., 26 с.
7. Дробозина, Л.А. Финансы: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.В. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009., 527 с.
8. Кадыров. Ф.Н. Обязательное медицинское страхование: системные противоречия и проблемы реализации выбранной модели» // Экономика здравоохранения. 2008, № 4., 159 с.
9. Ковалев, В.В. Финансы предприятий : учебник / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев - М.: ТК Велби, 2008., 352 с.
10. Ковалева, А.М. Финансы : учебное пособие5-е изд., перераб.и доп. / под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2006., 416 с.
11. Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит : учеб. пособие 2-е изд., перераб.и доп. / Г.М. Колпакова. - М.: Финансы и статистика, 2008., 496 с.
12. Крутик, А.Б. Основы финансовой деятельности : учебное пособие 2-е изд., перераб.и.доп. / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин - СПб.: Бизнес-пресса, 2009., 448 с.
13. Круш, З.А. Практикум по финансам организаций (предприятий) : учеб. пособие / под ред. З.А. Круш - М.: Финансы и статистика, 2008., 304 с.
14. Лишанский, М.Л. Финансы в сельском хозяйстве : учеб. пособие для вузов / М.Л. Лишанский, И.Б. Маслова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009., 430 с.