Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, курсовая работа
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики.
Трансформация общественно-экономической системы России в середине 2000-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков. Продолжался социально-демографический кризис: депопуляция, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности. Численность населения России в 2007 г. в сравнении с 2006 г. сократилась на 300 тыс. человек в 2008 г. - на 920 тыс. человек, в 2009 г. - на 435 тыс. человек.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды 2
3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 2
3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации 2
3.4. Особенности обязательного медицинского страхования 2
4. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
организационного самоуправления - руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей;
всеобщности - социальное страхование распространяется на широкие круги нуждающихся в нем.
В
России потенциал социального
Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% от размера предшествовавшей выходу на пенсию заработной платы, которая в 5-6 раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС. Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов, — всего 26% ВВП. Роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой.
Например, в странах Европейского Союза объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16—25% ВВП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45—55% ВВП).
2. Зарубежный опыт организации финансового обеспечения социального страхования
В
большинстве развитых стран мирового
сообщества финансовые механизмы социального
страхования используют принцип
автономности от государственного бюджета,
а также актуарные методы расчеты
для поддержания
Главными
источниками финансирования социального
страхования в странах с
В
целом система социального
Доля каждого из этих источников сильно колеблется по странам. Во многих из них – Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Нидерланды, США, ФРГ, Япония и в ряде других – отчисления работодателей и работников (застрахованных) составляет примерно 70-80% всех поступлений в страховые фонды. В различных системах социального страхования доля разных источников также неодинакова. Она зависит от целевого назначения и существенного разнится по странам. Общим является то, что, например, расходы по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний несут повсюду только работодатели. Работники наряду с ними разделяют бремя финансирования страховых пособий по безработице, болезни, материнству, а также пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца. При этом, доля взносов работников колеблется от 3,7% от их общей величины в Дании и 13,9% - в Италии, до 29,6% - в ФРГ и 36,8% - в Нидерландах. Доля взносов работодателей наиболее высока в Италии и Франции – соответственно 53,3% и 52,8% от их общей величины и наименьшая в Дании – 10,4%. Взносы же государства самые низкие в Нидерландах – 18,6% и во Франции – 20,5%, а самые высокие в Дании – 81,5%, при этом они, как правило, составляют треть от объема всех взносов, как это в "классическом" виде имеет место в Италии – 30,6%.
Что касается доли отчислений самих трудящихся по отношению к их заработной плате, то она составляла в последние годы в Италии – свыше 8%, Греции – 9%, Бельгии – 12%, Франции – 14%, ФРГ – 17,3% и в Нидерландах – около 27%. Таким образом, в развитых странах распределение долей финансирования систем социального страхования складывается по-разному, поскольку оно формировалось под влиянием конкретной практики, национальной традиций и соотношения общественных сил. При этом очевидно и бесспорно одно: величина страховых взносов и пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями, работниками и государством являются ключевыми вопросами организации национальных систем обязательного социального страхования.
3. Система социального страхования
Финансовую базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его распределения при формировании фондов выступают:
В настоящее время в России создана определенная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда.
Действующая в настоящий момент система социального страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:
Формирование современной
Таблица 1
Отрасли и элементы системы социального страхования
Отрасль /элемент | Государственное социальное страхование | Обязательное страхование от несчастных случаев | Обязательное медицинское страхование (ОМС) | Обязательное пенсионное страхование |
Страхуемые социальные риски | Временная нетрудоспособность, смерть | Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний | Расходы на медицинское обслуживание | Постоянная нетрудоспособность, смерть |
Страховщики | Фонд социального страхования РФ (ФСС) | Фонд социального страхования РФ (ФСС) | Федеральный и территориальный фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские организации (СМО) | Пенсионный фонд РФ (ПФ) |
Страхователи | Юридические лица, граждане, использующие наемный труд | Юридические лица, граждане, использующие наемный труд | Все хозяйствующие субъекты , местные органы исполнительной власти | Все хозяйствующие субъекты |
Застрахованные | Наемные работники,
их дети, некоторые категории |
Наемные работники | Все население | Работающее население |
В зависимости от природы социальных рисков социальное страхование подразделяется на отдельные направления. Риск временной нетрудоспособности является предметом медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий , восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг. В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: государственного социального страхования (в части выплаты социальных пособий) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение).
Риск постоянной утраты трудоспособности – предмет пенсионного страхования. Риск потери работы и невозможности трудоустройства регулируется посредством страхования от безработицы. Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд социального страхования занимается осуществлением собственно государственного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ФСС). Пенсионный фонд занимается пенсионным страхованием, фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – медицинским страхованием. Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.
Обязательное
социальное страхование проводят страховщики,
создаваемые Правительством РФ, в
соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного
социального страхования. Средства
обязательного социального
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:
- страховые взносы:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
-
доходы от размещения временно свободных
денежных средств обязательного социального
страхования.
3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды
Рассматриваемые платежи предназначены для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.