Социальное страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики.
Трансформация общественно-экономической системы России в середине 2000-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков. Продолжался социально-демографический кризис: депопуляция, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности. Численность населения России в 2007 г. в сравнении с 2006 г. сократилась на 300 тыс. человек в 2008 г. - на 920 тыс. человек, в 2009 г. - на 435 тыс. человек.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды 2
3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 2
3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации 2
3.4. Особенности обязательного медицинского страхования 2
4. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2


Работа состоит из  1 файл

Курсовик_Социальное страхование.docx

— 90.31 Кб (Скачать документ)

     - Фонд софинансирования (дотации на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проведение диспансеризации детей-сирот, проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан),

     - трансферты Фонду социального  страхования Российской Федерации.

     В 2008 году трансферты на бесплатное лекарственное  обеспечение (БЛО) поступают из бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования в бюджеты  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования для последующих  трансфертов из последних в бюджеты  субъектов Российской Федерации. На 2009-2010 гг. эти суммы в бюджете  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования не предусмотрены. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является то, что в отличие от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, в бюджетах которых расходы на содержание органов управления фондами отражаются по разделу 10 Социальная политика, аналогичные расходы в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования отражаются по разделу 01 Общегосударственные вопросы. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является также наличие в их составе нормированного страхового запаса обязательного медицинского страхования (он отражается по коду прочие расходы – 01 14 092 09 00 013). Структура расходов бюджета Фонда в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов приведена в таблице . 
 

     Таблица 2

     Структура расходов бюджета Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  в 2008-2010 гг. в разрезе разделов и  подразделов классификации расходов бюджетов, тыс. рублей

Название  раздела, подраздела 2008 2009 2010
Общегосударственные вопросы 11 111 804,3 593 659,8 528 206,9
-Международные  отношения и международное сотрудничество 321,0 342,8 365,1
-Другие  общегосударственные вопросы 11 111 483,3 593 317,0 527 841,8
Образование 11 559,1 11 937,2 12 323,1
-Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации 11 559,1 11 937,2 12 323,1
Культура, кинематография и средства

массовой  информации

10 159,6 10 840,5 11 532,5
-Другие  вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой

информации

10 159,6 10 840,5 11 532,5
Здравоохранение, физическая культура и спорт 10 000,0 14 000,0 17 000,0
-Прикладные  научные исследования и

разработки

10 000,0 14 000,0 17 000,0
Межбюджетные  трансферты 112 097 681,4 119 357 220,7 103 913 606,5
Межбюджетные  трансферты бюджетам

государственных внебюджетных фондов

112 097 681,4 119 357 220,7 103 913 606,5
 

     Таким образом, наибольший удельный вес в  расходах бюджета Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  занимают расходы, связанные с предоставлением  межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного  медицинского страхования и бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации.

 

4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации

     Цели  функционирования системы социального  страхования заключаются в обеспечении  надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью  их триединого набора:

  • создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40—50% заработной платы, пособий не менее 50—85% и т. д.;
  • создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
  • создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.

     Важнейшим условием формирования национальной системы  социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его  построения, то есть принципов социального  страхования, в круг которых специалисты  Международного бюро труда (далее —  МБТ), отечественные и зарубежные специалисты включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус. О степени реализации этих принципов в современной России наглядное представление дает таблица 3.

Таблица 3
Размеры социальных гарантий застрахованным, % размера заработка
Виды  выплат: пенсии, пособия, гарантии мед. помощи Россия на начало 2010г. Международные стандарты, конвенции МОТ Россия, в предлагаемой модели финансового обеспечения
Пенсии Средние размеры: 30% после 40 лет уплаты взносов Минимальные: 40% после 30 лет уплаты взносов Средние размеры: 40% после 30 лет уплаты взносов; 60% после 40 лет уплаты взносов
Пособия по временной утрате трудоспособности Средние: 50–80% Минимальные: при наличии иждивенцев 55% Стандартные: 80–90%
Пособия по безработице Средние: 10–20% Минимальные: 40–55% Стандартные: 50–60%
Гарантии  оказания медицинской помощи и компенсация  расходов на оплату лекарств 10–50% 70% при амбулаторном  лечении; 100% при стационарном лечении 75% при амбулаторном  лечении; 100% при стационарном лечении
 

     Опыт  МОТ и специалистов МБТ в определении  принципов социального страхования  во многом использован в Федеральном  законе РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах  обязательного социального страхования».

     Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов их многочисленность затемняет смысловые отличия  данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует  определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести:

  • принцип личной ответственности;
  • принцип солидарной взаимопомощи;
  • принцип оптимальной поддержки (субсидиарности);
  • принцип взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.

     Принцип личной ответственности проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.

     По  мнению немецких ученых, для рыночной экономики принцип личной ответственности  является основным принципом построения и развития национальных систем социального  страхования, который воплощен в  финансовом механизме компенсации  последствий социального риска  усилиями самих работников. Для этого  сами работники должны делать взносы, то есть выступать одновременно и  страховщиками, и застрахованными. Аргументируется это тем, что  выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных — служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.

     Участие работников в уплате страховых взносов  имеет чрезвычайно важное психологическое  воздействие на формирование мотивационных  установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают  чувство сопричастности и ответственности  за формирование лично-коллективной системы  социальной защиты, в роли которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы — формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.

     Следует отметить, что одним из органических недостатков советской системы  социального страхования являлось отсутствие на практике применения именно принципа личной ответственности. Основным принципом, обосновывающим право на пенсию и пособия, являлся принцип алиментарности, или безвозмездной помощи, применяемый в большинстве развитых стран исключительно в рамках института социальной помощи, то есть для уязвимых слоев населения (инвалиды детства, ранние формы инвалидности и т. д.), которые в силу обстоятельств не могут заработать право на социальную защиту с помощью социального страхования.

     Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту — в жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.

     Кроме того, страховое событие может  наступить для застрахованного  на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных  страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные  временные периоды предстоящих  выплат приводят к уязвимому положению  застрахованного.

     В связи с этим требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при  организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: «Сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае страхового случая со мной и мне будет оказана материальная помощь».

     Суть  принципа субсидиарности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т. д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры. Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.

     В системе социального страхования  принцип субсидиарности реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношению к госбюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве. Привлечение основных социальных субъектов (работодателей и работников) к реальному — не на словах! — управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.

     Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.

     Другими словами, институт социального страхования  может эффективно функционировать  только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.

Информация о работе Социальное страхование в РФ