Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, курсовая работа
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики.
Трансформация общественно-экономической системы России в середине 2000-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков. Продолжался социально-демографический кризис: депопуляция, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности. Численность населения России в 2007 г. в сравнении с 2006 г. сократилась на 300 тыс. человек в 2008 г. - на 920 тыс. человек, в 2009 г. - на 435 тыс. человек.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды 2
3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 2
3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации 2
3.4. Особенности обязательного медицинского страхования 2
4. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
- Фонд софинансирования (дотации на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проведение диспансеризации детей-сирот, проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан),
-
трансферты Фонду социального
страхования Российской
В
2008 году трансферты на бесплатное лекарственное
обеспечение (БЛО) поступают из бюджета
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования в бюджеты
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования для последующих
трансфертов из последних в бюджеты
субъектов Российской Федерации. На
2009-2010 гг. эти суммы в бюджете
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования не предусмотрены.
Особенностью расходов бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
является то, что в отличие от Пенсионного
фонда Российской Федерации и Фонда социального
страхования Российской Федерации, в бюджетах
которых расходы на содержание органов
управления фондами отражаются по разделу
10 Социальная политика, аналогичные расходы
в бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования отражаются
по разделу 01 Общегосударственные вопросы.
Особенностью расходов бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
является также наличие в их составе нормированного
страхового запаса обязательного медицинского
страхования (он отражается по коду прочие
расходы – 01 14 092 09 00 013). Структура расходов
бюджета Фонда в разрезе разделов и подразделов
классификации расходов бюджетов приведена
в таблице .
Таблица 2
Структура
расходов бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
в 2008-2010 гг. в разрезе разделов и
подразделов классификации
Название раздела, подраздела | 2008 | 2009 | 2010 |
Общегосударственные вопросы | 11 111 804,3 | 593 659,8 | 528 206,9 |
-Международные
отношения и международное |
321,0 | 342,8 | 365,1 |
-Другие общегосударственные вопросы | 11 111 483,3 | 593 317,0 | 527 841,8 |
Образование | 11 559,1 | 11 937,2 | 12 323,1 |
-Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 11 559,1 | 11 937,2 | 12 323,1 |
Культура,
кинематография и средства
массовой информации |
10 159,6 | 10 840,5 | 11 532,5 |
-Другие
вопросы в области культуры, кинематографии,
средств массовой
информации |
10 159,6 | 10 840,5 | 11 532,5 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 10 000,0 | 14 000,0 | 17 000,0 |
-Прикладные
научные исследования и
разработки |
10 000,0 | 14 000,0 | 17 000,0 |
Межбюджетные трансферты | 112 097 681,4 | 119 357 220,7 | 103 913 606,5 |
Межбюджетные
трансферты бюджетам
государственных внебюджетных фондов |
112 097 681,4 | 119 357 220,7 | 103 913 606,5 |
Таким образом, наибольший удельный вес в расходах бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования и бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
Цели
функционирования системы социального
страхования заключаются в
Важнейшим
условием формирования национальной системы
социального страхования в
Виды выплат: пенсии, пособия, гарантии мед. помощи | Россия на начало 2010г. | Международные стандарты, конвенции МОТ | Россия, в предлагаемой модели финансового обеспечения |
Пенсии | Средние размеры: 30% после 40 лет уплаты взносов | Минимальные: 40% после 30 лет уплаты взносов | Средние размеры: 40% после 30 лет уплаты взносов; 60% после 40 лет уплаты взносов |
Пособия по временной утрате трудоспособности | Средние: 50–80% | Минимальные: при наличии иждивенцев 55% | Стандартные: 80–90% |
Пособия по безработице | Средние: 10–20% | Минимальные: 40–55% | Стандартные: 50–60% |
Гарантии оказания медицинской помощи и компенсация расходов на оплату лекарств | 10–50% | 70% при амбулаторном лечении; 100% при стационарном лечении | 75% при амбулаторном лечении; 100% при стационарном лечении |
Опыт
МОТ и специалистов МБТ в определении
принципов социального
Следует,
однако, отметить, что при всей методологической
правильности данных принципов их многочисленность
затемняет смысловые отличия
данного института от других институтов
социальной защиты. Поэтому помимо
вышеуказанных принципов
Принцип личной ответственности проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.
По мнению немецких ученых, для рыночной экономики принцип личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников. Для этого сами работники должны делать взносы, то есть выступать одновременно и страховщиками, и застрахованными. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных — служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.
Участие работников в уплате страховых взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты, в роли которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы — формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.
Следует
отметить, что одним из органических
недостатков советской системы
социального страхования
Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту — в жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.
Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.
В
связи с этим требуется применение
принципа солидарной взаимопомощи при
организации социального
Суть принципа субсидиарности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т. д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры. Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.
В
системе социального
Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.