Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России и других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-определить основные принципы финансирования здравоохранения в России;
-проанализировать современное состояние сферы здравоохранения и основные тенденции развития;
-определить какую роль играет страхование в системе финансирования России;
-изучить российские и зарубежные системы страхования, выявить преимущества и недостатки;
изучить пути совершенствования финансирования здравоохранения в России.
Введение 3
1. Зарубежные формы медицинского страхования 6
1.2. Формы организации финансирования здравоохранения зарубежных стран 9
1.3 Страхование как основа финансирования здравоохранения 10
2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации 13
2.1 Современное состояние российского здравоохранения 13
2.2 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательно страхование
3. Направления совершенствования финансирования здравоохранения 27
3.1 Предпосылки реформирования системы здравоохранения в Российской Федерации 27
3.2 Направления совершенствования финансового обеспечения учреждений здравоохранения 30
Заключение 38
Список использованных источников
Курсовая работа
Страхование
как источник финансирования
в здравоохранении:
зарубежный и отечественный
опыт
Оглавление
Введение | 3 |
1. Зарубежные формы медицинского страхования | 6 |
1.2. Формы
организации финансирования |
9 |
1.3 Страхование
как основа финансирования |
10 |
2. Проблемы
финансирования |
13 |
2.1 Современное
состояние российского |
13 |
2.2 Принципы
финансирования |
|
3. Направления
совершенствования |
27 |
3.1 Предпосылки
реформирования системы |
27 |
3.2 Направления совершенствования финансового обеспечения учреждений здравоохранения | 30 |
Заключение | 38 |
Список использованных источников | 42 |
С
социально-экономической точки
Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.
Обязательное медицинское страхование должно регламентироваться законодательством по вопросам сферы его распространения, механизмов определения страховой суммы, порядка сбора и способа использования страховых фондов и т.д. это обязательно отражается на необходимости тщательной государственной регламентации. С другой стороны - страхование это элемент рыночных отношений с обязательными требованиями к рентабельности этой системы для обеспечения возможности расширенного воспроизводства. Тонкость сочетания элементов рыночности с элементами социальной защиты отражается на противоречивости процесса совершенствования отношений в этой сфере в России, что и обусловило актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России и других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-определить основные принципы финансирования здравоохранения в России;
-проанализировать современное состояние сферы здравоохранения и основные тенденции развития;
-определить какую роль играет страхование в системе финансирования России;
-изучить российские и зарубежные системы страхования, выявить преимущества и недостатки;
изучить пути совершенствования финансирования здравоохранения в России.
Объектом курсовой работы является страхование как источник финансирования здравоохранения в России.
Предметом курсовой работы являются организационно-экономические отношения, возникающие при финансировании в сфере здравоохранения.
Методологической
и теоретической основой
а) системный подход к исследуемым процессам;
б) исследования ученых и специалистов в области финансирования здравоохранения;
в) практический опыт построения системы страхования в здравоохранении в России и зарубежных странах;
г) концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, методических и аналитических документах органов государственного управления.
Информационной базой курсовой работы послужили справочно-статистические материалы Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минфина России, официальные СМИ, аналитические отчеты, а также обобщенный практический опыт работы в этой сфере.
Принципиальные подходы к организации финансирования здравоохранения
Источниками финансирования национального здравоохранения в зарубежных странах обычно являются:
-средства государственного и местного бюджетов;
-фонд общеобязательного государственного социального медицинского страхования;
-средства фондов добровольного страхования;
-благотворительные взносы и пожертвования юридических и физических лиц;
-средства накопительных фондов территориальных объединений и благотворительных фондов;
-денежные средства, полученные за оказание платных медицинских услуг;
-прочие источники, незапрещенные законодательством.
Исторически сложились три основные системы финансирования здравоохранения:
бюджетное здравоохранение, при котором обязанности по оплачиванию основных видов медицинской помощи возложены на государство;
страховое здравоохранение, при котором финансирующей стороной являются, в основном, работодатели, выплачивающие обязательные страховые взносы в соответствующие фонды;
частная платная система, при которой за любую медицинскую услугу пациент расплачивается за счет собственных средств в полном объеме после оказания ему этой услуги.
Обязательное медицинское страхование во многих развитых странах строится на общем принципе: богатый платит за бедного, здоровый - за больного. 1
Зарубежный опыт показывает, что для нормального развития рынка страховых услуг работать со средствами фондов обязательного медицинского страхования должны страховщики и учреждения здравоохранения. Отличительной особенностью медицинского страхования является специфический механизм финансирования здравоохранения, который базируется на открытости и множественности источников формирования страховых фондов.
Финансирование системы здравоохранения за рубежом строится на сочетании различных элементов с преобладанием той или иной формы. Большая часть медицинских услуг финансируется через обязательные формы медицинского страхования либо государством через бюджет.
Часть медицинских услуг оплачивается населением непосредственно либо через добровольное медицинское страхование. Конкретные инструменты финансирования здравоохранения достаточно разнообразны: цены, страховые премии по добровольному страхованию, взносы по обязательному медицинскому страхованию, бюджетные поступления.
Соотношение денежных потоков, идущих по этим четырем каналам, существенно различается по разным странам. Например, в Германии, здравоохранение которой основано на обязательном страховании, это соотношение складывается следующим образом: через платные услуги медицина получает около 5%, премии по добровольному страхованию - 10, обязательные страховые взносы - 75, налоги - 10% всех финансовых ресурсов.
В целом по ЕС расходы на медицинское обслуживание оставляют 9,5% к ВВП, достигая максимума в Швеции (11,5%) и Нидерландах (13,9%). В общих расходах на социальную защиту населения расходы на медицинское обслуживание составляют от 30 до 46%. 2
Страхование
жизни в Российской Федерации
и в зарубежных странах имеет
одинаковую теоретическую и практическую
основу. Однако истекшие десятилетия государственной
монополии в страховании, сегодняшнее
состояние экономики России и платежеспособного
спроса юридических и физических лиц,
а также отсутствие осознанных ими возможностей
и необходимости страховой защиты имущественных
интересов обусловливают современное
состояние и развитие страхования в целом
и страхования жизни в РФ, в частности.
Этим объясняются некоторые отличия страхования
жизни в экономически развитых зарубежных
странах от этих видов страховой деятельности
в России. 3
Таблица 1
Характер финансирования национальных систем здравоохранения
№ п/п | Страна | Источники финансирования здравоохранения | |||
субсидии государства (%) | взносы предпринимателей (%) | страховые взносы граждан (%) | прямые доплаты граждан (%) | ||
1. | Бельгия | 27 | 50 | 2 | 21 |
2. | Германия | 14,2 | 72,5 | 6,4 | 6,9 |
3. | Франция | 1,8 | 73 | 3,7 | 21,5 |
4. | Великобритания | 78 | 10 | 3,8 | 8,2 |
5. | Италия | 36,2 | 45,5 | 3,3 | 15 |
6. | Швеция | 71 | 18,4 | 2 | 8,6 |
7. | Швейцария | 34,7 | 28,7 | 16,6 | 20 |
8. | США | 41,8 | 1,2 | 30,8 | 26,2 |
Рассмотрим
показатели финансирования здравоохранения
за рубежом и основные показатели
развития системы здравоохранения.
Таблица 2
Показатели развития здравоохранения4
Расходы на здравоохранение в% ВВП | Численность врачей | Число | ||
всего, тыс. человек | на 100 000
человек населения |
больничных
коек
на 100 000 человек населения | ||
Россия | 3,6 | 702,2 | 494 | 1092 |
Австрия | 5,1 | 29,2 | 354 | 771 |
Бельгия | 6,3 | 46,0 | 443 | 535 |
Болгария | 4,1 | 28,2 | 365 | 642 |
Венгрия | 6,1 | 33,7 | 334 | 783 |
Германия | 8,6 | 281,3 | 340 | 844 |
Греция | 5,1 | 53,9 | 488 | 469 |
Дания | 7,5 | 19,3 | 357 | 382 |
Ирландия | 5,8 | 11,1 | 276 | 572 |
Испания | 5,5 | 135,3 | 322 | 369 |
Италия | 6,3 | 241,0 | 415 | 400 |
Кипр | 3,9 | 2,0 | 237 | 341 |
Латвия | 3,3 | 7,3 | 316 | 768 |
Литва | 4,6 | 13,7 | 400 | 812 |
Люксембург | 6,2 | 1,2 | 276 | 633 |
Мальта | 7,0 | 1,3 | 324 | 464 |
Нидерланды | 6,1 | 60,5 | 371 | 498 |
Польша | 4,5 | 85,6 | 224 | 535 |
Португалия | 6,7 | 35,2 | 335 | 375 |
Румыния | 3,8 | 42,3 | 195 | 656 |
Словакия | 5,2 | 16,9 | 313 | 701 |
Словения | 7,1 | 4,6 | 231 | 480 |
Великобритания | 6,9 | 126,2 | 213 | 390 |
Финляндия | 5,7 | 16,6 | 319 | 690 |
Франция | 7,7 | 203,5 | 338 | 748 |
Чешская Республика | 6,8 | 36,4 | 355 | 838 |
Швеция | 8,0 | 29,2 | 325 | 313 |
Эстония | 4,1 | 4,3 | 321 | 582 |
Мексика | 6,2 | 123,5 | 120 | 71 |
США | 15,2 | 774,8 | 266 | 330 |
Индия | 5,2 | 625,4 | 59 | 88 |
Китай | 5,6 | 1868 | 145 | 234 |