Страхование как источник финансирования в здравоохранении: зарубежный и отечественный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России и других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-определить основные принципы финансирования здравоохранения в России;
-проанализировать современное состояние сферы здравоохранения и основные тенденции развития;
-определить какую роль играет страхование в системе финансирования России;
-изучить российские и зарубежные системы страхования, выявить преимущества и недостатки;
изучить пути совершенствования финансирования здравоохранения в России.

Содержание

Введение 3
1. Зарубежные формы медицинского страхования 6
1.2. Формы организации финансирования здравоохранения зарубежных стран 9
1.3 Страхование как основа финансирования здравоохранения 10
2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации 13
2.1 Современное состояние российского здравоохранения 13
2.2 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательно страхование
3. Направления совершенствования финансирования здравоохранения 27
3.1 Предпосылки реформирования системы здравоохранения в Российской Федерации 27
3.2 Направления совершенствования финансового обеспечения учреждений здравоохранения 30
Заключение 38
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать документ)

     Дополнительные  программы целесообразно формировать прежде всего по наиболее обременительным для семейных бюджетов видам медицинской помощи, например лекарственной и стоматологической. Не только льготник, но и обычный гражданин может присоединиться к действующей программе льготного лекарственного обеспечения. Если развивать это обеспечение действительно по страховому принципу и с большим кругом участников (например, миллион человек застрахованных), то население получит право на пакет лекарственных средств стоимостью как минимум в три-четыре раза выше, чем размер страхового взноса.

     В нормативно-правовых актах РФ необходимо закрепить ряд положений которые  позволят:

     обеспечить  сбалансированность доходов системы  ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам в тех субъектах Российской Федерации;

     сформировать  законодательно закрепленные механизмы  предоставления гражданам медицинской  помощи в рамках Базовой программы  ОМС;

     обеспечить  финансовую устойчивость системы ОМС  на основе привлечения дополнительных финансовых средств и повышения уровня централизации средств ОМС;

     повысить  управляемость системой ОМС на основе четкого разграничения полномочий субъектов ОМС и конкретизации  категорий застрахованных по ОМС;

     оптимизировать  сеть лечебно-профилактических учреждений посредством экономического стимулирования реформ в здравоохранении;

     обеспечить  равную доступность граждан к  получению медицинской помощи в  рамках базовой программы ОМС;

     повысить  требования к организациям обязательного  медицинского страхования;

     обеспечить  прозрачность финансовых потоков и  рациональное использование ресурсов системы ОМС;

     повысить  доступность для населения информации о правах на медицинскую помощь, состоянии своего здоровья и сведений об объемах оказанной медицинской  помощи и финансовых расходах за медицинские услуги в системе ОМС. 19

     Контроль  качества медицинской помощи в системе  обязательного медицинского страхования  должен будет проводиться организациями  обязательного медицинского страхования, территориальными фондами ОМС, органами управлением здравоохранения и общественными организациями (Наблюдательным советом, профессиональными медицинскими ассоциациями) и осуществляться на основе стандартов медицинской помощи, разрабатываемых при участии фондов обязательного медицинского страхования, профессиональных медицинских ассоциаций, ассоциаций организаций обязательного медицинского страхования и утверждаемых в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление здравоохранением.

     Преобразование  значительной части медицинских  учреждений в государственные (муниципальные) некоммерческие организации, автономные некоммерческие организации позволит перейти от системы сметного финансирования ЛПУ к оплате за объемы медицинской помощи конкретному больному.

     Внедрение медико-экономических стандартов медицинской  помощи, определяющих социально приемлемый и технологически обоснованный минимум  оказания медицинской помощи по каждому заболеванию, позволит оптимизировать расходы на программу ОМС, а также повысить эффективность использования финансовых средств системы ОМС.

     Наряду  с предлагаемой реструктуризацией  систем обязательного медицинского страхования необходима реализация мер по стимулированию развития добровольного медицинского страхования как более солидарной формы оплаты дополнительных медицинских услуг по сравнению с их прямой оплатой. Несмотря на то, что законопроект не предусматривает возможности выхода застрахованных работающих граждан из общегосударственной системы обязательного медицинского страхования, при условии, что они, либо их работодатели, приобрели полис добровольного медицинского страхования, который соответствует определенным требованиям, данная проблема по-прежнему остается актуальной. 20

     Следует также усовершенствовать систему  финансового контроля и упорядочить  систему отчетности. Наконец, следует создать механизмы арбитража и посредничества для разрешения конфликтных ситуаций между застрахованными гражданами, организациями обязательного медицинского страхования и поставщиками медицинских услуг. 21 Необходимый импульс для ускоренного развития системы взаимного некоммерческого страхования в здравоохранении могут придать профсоюзы и работодатели, если возьмут на себя полную или частичную компенсацию затрат работника на оплату им членских взносов в ОВС. При этом личные затраты гражданина на некоммерческое страхование здоровья станут незначительными, а сумма страхового возмещения будет достаточной для поддержания, укрепления и восстановления здоровья.

     Исследование  организационного построения системы  медицинского страхования, порядка  формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов обязательного  медицинского страхования позволяет  отметить следующее.

     Система обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации демонстрирует сегодня разнообразные модели её организации. Так, определенная законом модель организации ОМС, включающая фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации и лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), на сегодняшний день функционирует лишь в трети субъектов РФ, в остальных действуют альтернативные варианты. Как свидетельствует практика, территориальные фонды ОМС широко используют создание своих филиалов, которые занимаются выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений. По расчетам специалистов, более чем в половине субъектов Российской Федерации такие организации действуют наравне со страховыми медицинскими компаниями, а в 20-ти субъектах РФ вообще отсутствуют.

     В настоящее время Россия является единственной страной, где ресурсы, предназначенные для финансового  обеспечения здравоохранения, проходят сначала через фонды обязательного  медицинского страхования, а затем  через страховые организации.

     Следовательно, движение финансовых ресурсов в системе  обязательного медицинского страхования  проходит цикл перераспределения, в  частности и через систему  посредников, что приводит не только к отвлечению средств, но и к несвоевременному поступлению их в лечебно-профилактические учреждения, с задержкой, и исключает прозрачность финансовых потоков, затрудняя контроль за их распределением и использованием.

 

Заключение

 

     Несмотря  на многообразие форм организации медицинской  помощи, в настоящее время, по-видимому, нет ни одной страны, которая была бы полностью удовлетворена собственным здравоохранением.

     Проанализировав ситуацию сложившеюся в сфере здравоохранения в мире можно сделать вывод, что в большинстве стран в качестве основного инструмента финансирования используют страхование.

     Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии получения медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных средств.

     В настоящее время система российского здравоохранения находиться в глубочайшем кризисе. Проблемы в этой сфере обусловлены в основном недофинансированием из бюджета, нерациональным использованием ресурсов, устаревшей материально-технической базой, низкой заработной платой, структурными диспропорциями, устаревшие методами управления лечебными учреждениями.

     Ключевой  проблемой здравоохранения является недостаточность стимулов к повышению эффективности использования ресурсов, дефицит ответственности за состояние здоровья населения.

     Средств бюджета и государственных внебюджетных фондов на нужды здравоохранения, несмотря на их ежегодный рост, не хватает  для покрытия всех расходов на оказание медицинской помощи. Система ОМС остается малоэффективной в аспекте страховой защиты имущественных интересов граждан, связанных с расходами на лечение и восстановление здоровья. Нуждается в совершенствовании сложившийся порядок обязательного медицинского страхования. В этих целях необходимыми являются: повышение ответственности фондов обязательного медицинского страхования за результаты их деятельности, а также обеспечение прозрачности финансирования учреждений здравоохранения. Система страхования также должна быть подвергнута пересмотру в целях исключения дублирования финансирования учреждений в сметно-страховой системе.

     Отдельные планы и программы развития, разработанные  местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в  системе целей и недостаточной  обеспеченности ресурсами процесса управления развитием.

     Для решения накопившихся проблем необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности в социальной сфере, что  обуславливает актуальность темы курсовой работы.

     Важно четко осознать, что деятельность по реформированию здравоохранения - это не разовая акция и не проект, рассчитанный на один-два года. Реформа потребует длительной работы. Что-то нужно будет сделать сразу, а что-то придется долго настраивать по мере накопления реального опыта преобразований. В рамках обозначенной проблемы эволюции отечественной системы ОМС принципиальным вопросом является вопрос о том, будет ли действующая система ОМС сохранена с "косметическими" изменениями или продолжится ее качественное развитие.

     Необходимо  изменить систему приоритетов развития страны таким образом, чтобы здоровье и жизнь отдельного человека заняли в ней гораздо более высокое, чем сейчас, место. Укрепление здоровья должно рассматриваться в качестве ключевой задачи, ответственность за решение которой должны разделить государство, бизнес, гражданское общество, семья. По результатам исследования можно сделать вывод, о том что сам принцип финансирования здравоохранения выбран правильно. В развитых странах финансирование здравоохранения осуществляется именно с использованием добровольного и обязательного страхования. Главной проблемой российского здравоохранения является даже не то что эта сфера недостаточно финансируется - проблема заключается в том что здравоохранение финансируется неэффективно. По моему мнению, не следует менять сам принцип финансирования через страховые компании, который уже показал свою эффективность в развитых странах. Но в России этот метод не работает, и механизм работы системы страхования остается декларативным.

     В России нет органов контролирующих использование средств фонда ОМС. Пациенты никак не могут повлиять на качество оказываемых им услуг, не могут самостоятельно выбирать не лечебные заведения, ни страховые компании. Зарплата врачей и другого медицинского персонала не зависит от того насколько качественно они выполняют свою работу. Для того чтобы изменить сложившеюся в здравоохранении ситуацию нет необходимости не увеличивать финансирование этой отрасли, так как это не повысит эффективности работы данной системы, не менять сам принцип финансирования через страхование, так как он эффективен. До тех пор пока качество услуг оказываемых здравоохранением не будет контролироваться самим населением, не будет эффективен никакой принцип финансирования. Таким образом, принцип построения системы финансирования российского здравоохранения аналогичен системе здравоохранения в Германии, Японии, но работает неэффективно по причине формального подхода к здравоохранению, как общества, так и государства.

     Для решения этих задач целесообразно  предпринять действия в следующих направлениях:

     определение приоритетов в обеспечении гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

     усиление  регулирования условий оказания платных медицинских услуг;

     улучшение лекарственного обеспечения для  целевых категорий населения;

     усиление  регулирования ценообразования  на лекарственные средства;

     пересмотр распределения ресурсов в рамках федеральных и региональных целевых  программ;

     инициирование разработки в субъектах РФ планов первоочередных и среднесрочных  мероприятий по повышению доступности медицинской помощи и формированию рациональной сети медицинских организаций;

     повышение уровня концентрации финансовых ресурсов системы здравоохранения;

     внедрение методов оплаты медицинской помощи и систем оплаты труда, стимулирующих повышение результативности деятельности медицинских учреждений.

 

Список  использованных источников

 
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 237, 25.12.1993.
  2. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 29.12.2006)"О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, N 27, ст.920.
  3. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 N 286 (ред. от 30.04.2008)"О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" // Собрание законодательства РФ, 21.05.2007, N 21, ст.2509.
  4. Ананьева Е.А. Теоретические аспекты финансового обеспечения здравоохранения. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2007, N 8
  5. Возможные пути развития законодательства в сфере медицинского страхования // Юридическая и правовая работа в страховании, 2005, N 4.
  6. Джабазян Е. "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 9
  7. Евгений Ясин, Лев Якобсон, Сергей Шишкин, Владимир Шевский, Игорь Шейман, Ярослав Кузьминов, Анатолий Вишневский. // Отечественные записки", № 2 (29), 2006 г.
  8. Мохов А.А., Мелихов А.В. Деятельность по оказанию медицинских услуг // Медицинское право, 2006, N 2.
  9. Самошкин А.А. Взаимное страхование - условие доступности медицинских услуг высокого качества. // По материалам сайта: http://www.zdravo2020.ru
  10. Симоненко А.М. Совершенствование финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право, 2005, N 1.
  11. Федорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения // Финансы, 2008, N 10.
  12. Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. - М.: ВЛАДОС, 2006.
  13. По материалам сайта: http://socpol. djem.ru/rus/
  14. По материалам сайта: http://www.kremlin.ru/text/stcdocs
  15. По материалам сайта: http://health. rin.ru/uni/text/pages/2777.html
  16. По материалам сайта: http://strahovka123.ru/? page_id=35
  17. По материалам сайта: http://www.insmark.ru/med. htm
  18. По материалам сайта: http://www.kongord.ru/Index
  19. По материалам сайта: http://strahconsult.ru/vidy-straxovaniya/medicinskoe-straxovanie/

Информация о работе Страхование как источник финансирования в здравоохранении: зарубежный и отечественный опыт