Жилищное страхование в условиях социально-экономических преобразований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении теоретических основ жилищного страхования.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и роль жилищного страхования;
определить основных участников процесса жилищного страхования;
рассмотреть основные виды жилищного страхования;
выявить проблемы и перспективы развития жилищного страхования

Содержание

Введение 3
1 Жилищное страхование в системе страхования 5
1.1 Сущность и роль жилищного страхования 5
1.2 Основные участники процесса жилищного страхования 8
2 Основные виды жилищного страхования 11
2.1 Общая классификация жилищного страхования 11
2.2 Классификация жилищного страхования по рискам 13
3 Проблемы и перспективы развития жилищного страхования 18
3.1 Основные тенденции рынка жилищного страхования в Российской Федерации 18
3.2 Опыт жилищного страхования в г.Москва 22
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Жилищное страхование.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

Причиной этого является то, что региональные аспекты страхования изучены достаточно мало, региональная стратегия развития отсутствует. Действительно, концепции и стратегии развития, принимаемые Правительством Российской Федерации, так или иначе касающиеся страхования, носят преимущественно глобальный характер. Так, Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030г. определяет лишь в целом роль ипотечного страхования в системе ипотечного кредитования13, в концепции развития страхования в Российской Федерации формулируются лишь общие цели и принципы развития отрасли в целом14, в концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации страхование жилья отмечено15, как одно из направлений, однако основы функционирования на региональном уровне отсутствуют.

 

Рисунок 2 – Доля федеральных округов Российской Федерации в общем объеме страховых взносов в 2011г., %

 

Необходимо констатировать тот факт, что на сегодняшний день в России очень высокий уровень дифференциации страхования по регионам. На рисунке 2 видно, что более 70% всех страховых премий собрано в Центральном федеральном округе Российской Федерации (ЦФО), при этом на Москву и Московскую область приходится 96,8% всех премий ЦФО. Объемы рынка страховых услуг Уральского и Дальневосточного федеральных округов настолько малы, что в совокупности не достигают и 5%, несмотря на то, что в территориальном отношении занимают значительную часть страны.

Таким образом, говоря о рынке страховых услуг в России, по сути, речь идет о рынке страхования ЦФО, а точнее о Москве и Московской области.

С одной стороны, наличие  таких колоссальных диспропорций не способствует гармоничному развитию всей системы, однако, с другой стороны, присутствует огромный потенциал роста, обширные рынки и свободные экономические ниши. Развитие страхования в жилищной сфере в регионах может способствовать значительному рывку в социальном и экономическом отношении. Положительный или негативный опыт страхования, полученный Московским регионом, должен послужить основой для продвижения страховых продуктов вглубь страны с наложением тех особенностей, которыми обладает конкретная местность. Проникновение страхования в экономику регионов позволит повысить социальную защищенность населения, стимулировать развитие всей отрасли в целом.

Рисунок 3 – Доля выплат в общей сумме страховых взносов по федеральным округам Российской Федерации в 2011г., %

На сегодняшний день наиболее привлекателен страховой  бизнес в московском регионе, поскольку здесь страховые операции наиболее прибыльны, о чем свидетельствуют данные, приведенные Росстатом России. На рисунке 3 представлено соотношение общей суммы страховых выплат к собранным в регионе страховым взносам в ЦФО ниже среднего значения по стране, составляющего 66,3%. Сложнее всего приходится страховщикам из Сибирского федерального округа: из всей суммы собранных страховых премий у страховой компании остается менее 15%16.

По мнению специалистов, такие диспропорции связаны с несколькими причинами17:

  • отсутствие опыта страхования в регионах;
  • отсутствие полной статистической и информационной базы, необходимой для правильных страховых расчетов, что не дает возможности объективно и точно оценить все риски и уровень ущерба в жилищной сфере в различных регионах;
  • низкая платежеспособность населения;
  • отсутствие надежных инструментов для размещения временно свободных страховых резервов и превентивных фондов страховщиков;
  • отсутствие единой программы или концепции развития страхования в регионах и усовершенствованию нормативно-правой базы;
  • отсутствие системы информирования граждан о наличии или появлении новых программ страхования;
  • отсутствие финансовой поддержки региональным страховым компаниям от региональных и местных властей;
  • отсутствие организаций, помогающих развивать региональную структуру страхования, систематизирующих и анализирующих наработанный опыт страхования в жилищной сфере в России и за рубежом с целью дальнейшей разработки эффективных рекомендаций.

В некоторых городах  местными администрациями разрабатываются  и внедряются программы по страхованию  жилищного фонда: Нижний Новгород, Сургут, Архангельск, Тамбов, Липецк, Петрозаводск18.

Основное отличие программ друг от друга состоит в том, в каком объеме городской бюджет участвует при возмещении убытков, то есть какую часть расходов по возмещению он берет на себя. В некоторых программах городской бюджет также берет на себя часть страховых взносов, при этом собственник или наниматель жилого помещения получает полную компенсацию ущерба в пределах страховой суммы.

3.2 Опыт жилищного страхования в г.Москва

 

Учитывая значительный опыт страхования жилищного фонда, накопленный Москвой, остановимся  на рассмотрении московских программ льготного страхования более подробно.

История страхования  жилого фонда в Москве насчитывает  более 15 лет, - в январе 1995г. мэром  Москвы была одобрена концепция страхования  жилищного фонда города19. За этот период была проведена значительная работа, достигнуты положительные результаты, программа завоевала популярность среди жителей. На сегодняшний день на условиях системы страхования жилых помещений застраховано 1860 тыс. (60,98%), жилых помещений, подлежащих страхованию20. Кроме того, на средства фондов превентивных мер, сформированных страховыми организациями, проводятся различные мероприятия, в частности, закупаются пожарные автомобили, реконструируются противопожарные системы жилых домов.

Таким образом, на сегодняшний  день в Москве сформировалась следующая система страхования жилищного фонда (таблица 1).

 

Таблица 1 – Система страхования жилищного фонда, действующая в г.Москва

Параметр системы

Описание

1

2

Виды страхования

- страхование жилых  помещений;

- страхование общего  имущества собственников помещений в

многоквартирных домах;

- страхование гражданской  ответственности управляющих и подрядных организаций за причинение вреда помещениям и объектам общего имущества в многоквартирных домах при выполнении работ и оказании услуг по содержанию и ремонту.

Страховые риски

- пожар и правомерные  действия при его ликвидации;

- взрыв газа по любой  причине (кроме теракта);

- аварии систем внутренних  водостоков, отопления, водопровода, канализации;

- сильный ветер (свыше  20 м/сек), ураган, смерч, шквал, а  также сопровождающие их атмосферные осадки.

Страховые компании, участвующие в страховании жилых помещений

- «Московская акционерная  страховая компания» (МАКС);

- Страховая группа  «УралСиб»;

- «Военно-страховая компания»;

- Страховая группа  «Спасские ворота»;

- «Российское страховое  народное общество» (РОСНО);

- «Московская страховая  компания» (МСК).

Страховой взнос

в 2011г.:

1) 1,05 руб. за 1 кв. м.  жилого помещения в месяц (12,6 руб. в год);

2) 1,8 руб. за 1 кв. м. жилого  помещения в месяц (21,6 руб. в  год).

Расчетная страхования стоимость

в 2011г. (исходя из суммы страхового взноса):

1) 20 000 руб. за 1 кв. м.;

2) 30 000 руб. за 1 кв. м.

Доля ответственности Правительства Москвы

1) 30% от рассчитанного  ущерба (в дополнение к страховому возмещению страховой компании);

2) 20 % от рассчитанного  ущерба (в дополнение к страховому возмещению страховой компании).

Функции

Городского

центра

жилищного

страхования

- исполняет обязательства Правительства Москвы по возмещению части ущерба при повреждении или уничтожении застрахованных жилых помещений и объектов общего имущества:

- выплачивает бюджетную  страховую субсидию в дополнение  к страховому возмещению страховой организации;

- при уничтожении жилого  помещения гражданам, зарегистрированным в нем по месту жительства, предоставляет другое благоустроенное жилое помещение, соответствующее норме предоставления жилой площади.


 

В настоящее время  важной частью формируемой комплексной  системы страхования в жилищном фонде города является страхование  гражданской ответственности управляющих и подрядных организаций за причинение вреда помещениям и объектам общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Данный вид страхования позволит обеспечить: защиту интересов собственников и нанимателей помещений, сохранность жилых, нежилых помещений и общего имущества; снижение непредвиденных расходов управляющих и подрядных организаций на восстановление объектов жилищного фонда, поврежденных (уничтоженных) в результате ошибок, упущений, неумышленных действий работников этих служб; сокращение нерациональных расходов бюджета на проведение восстановительного ремонта объектов жилищного фонда города.

Для целей реализации программы страхования Департаментом  жилищной политики и жилищного фонда  города Москвы в августе 1995г. был создан Городской центр жилищного страхования.

В задачи Городского центра входят:

  • разработка нормативных документов для организации системы страховой защиты жилищного фонда по утвержденным правилам, тарифам и методикам;
  • координация деятельности страховщиков, контроль выполнения страховыми организациями обязательств по договорам страхования;
  • анализ деятельности страховых компаний по страхованию объектов жилищного фонда;
  • обеспечение централизованного использования средств фондов предупредительных мероприятий;
  • разработка предложений по совершенствованию системы страхования жилья и др. Результаты деятельности Городского центра по развитию системы страхования в жилищной сфере:
  • страхование жилых помещений городского фонда, находящихся в собственности граждан;
  • страхование жилых помещений в домах ЖК и ЖСК (1998г.);
  • страхование жилых помещений  городского фонда,  занимаемых на условиях найма(1998г.);
  • внедрение механизма страхования жилых помещений,  используя расчетные документы на оплату коммунальных услуг (1999г.);
  • разработка порядка формирования и централизованного использования средств фонда предупредительных мероприятий (2001г.);
  • страхование объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, на содержание и ремонт которых выделяются субсидии из городского бюджета (2003 - 2008гг.), в том числе: ТСЖ (2003г.) и ЖК и ЖСК (2006г.);
  • страхование гражданской ответственности управляющих (2008г.) и подрядных организаций (2003 - 2006гг.) за причинение вреда при выполнении работ и оказании услуг по содержанию и ремонту в многоквартирных домах.

Результаты, проводимой московскими властями политики в  отношении страхования жилищного  фонда, позволяют сделать вывод  об эффективности использования  инструмента страхования жилья. Как уже неоднократно отмечалось, наработанный опыт необходимо брать за основу при разработке подобных программ в других субъектах Российской Федерации с учетом их специфических региональных особенностей.

Однако необходимо отметить, что при льготном страховании  жилого фонда страховое возмещение обеспечивает социальный минимум, соответствующий достаточно недорогому ремонту. В этой связи целесообразно проводить меры по разъяснению населению вопросов, связанных с необходимостью приобретения коммерческих полисов добровольного страхования, что будет способствовать более адекватному возмещению ущерба, страхуемого имущества. На сегодняшний день на рынке множество предложений по добровольному страхованию имущества физических лиц21.

В дальнейшем разработка и реализация программ страхования, как в должна основываться на следующих методологических принципах22:

  • комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;
  • целевая направленность и системность мероприятий программы;
  • разработка нескольких вариантов плана мероприятий с учетом альтернативности условий ее реализации;
  • обеспечение реализации программы необходимыми ресурсами;
  • адресность программы;
  • обеспечение управляемости программы путем создания необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов.

При создании эффективной системы страхования в жилищной сфере в России необходимо основываться на следующих принципах23:

  • создание единой (глобальной) информационной базы;
  • максимальный охват страховой защитой населения во всех субъектах Российской Федерации;
  • повышение интереса к страхованию и доверия к страховщикам среди населения;
  • повышение надежности страхования посредствам создания системы государственного контроля и гарантий;
  • разработка комплекса превентивных мероприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, а также за счет средств предупредительных фондов, создаваемых страховщиками;
  • разработка системы льгот для граждан, осуществляющих страхование своего жилья;
  • создание единого центра, координирующего деятельность всех участников процесса страхования в жилищной сфере, участвующего в разработке и реализации целевых программ развития (в том числе региональных), в структуру которой обязательно должны входить представительства в регионах;
  • расширять взаимодействие региональных и федеральных союзов страховщиков с целью повышения качества и увеличения количества предлагаемых страховых продуктов;
  • развивать страховую инфраструктуру в регионах с учетом социально-экономических особенностей;
  • наряду с созданием филиальной сети московских страховщиков, формирование региональных страховых компаний.

Информация о работе Жилищное страхование в условиях социально-экономических преобразований