Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 22:26, контрольная работа
При расчетах напорных трубопроводов основной задачей является либо определение пропускной способности (расхода), либо потери напора на том или ином участке, равно как и на всей длине, либо диаметра трубопровода на заданных расходе и потерях напора.
Введение.....................................................................................................3
1. Простой трубопровод постоянного сечения.......................................3
2. Соединения простых трубопроводов..................................................5
3. Сложные трубопроводы........................................................................7
4. Трубопроводы с насосной подачей жидкостей...................................9
5. Гидравлический удар............................................................................11
6. Изменение пропускной способности трубопроводов в процессе их эксплуатации.......................................................................................................13
Список литературы...................................................................................13
Когда ударная волна переместится до резервуара, жидкость окажется остановленной и сжатой во всей трубе, а стенки трубы - растянутыми. Ударное повышение давления распространится на всю длину трубы (рис. 10, б).
Далее под действием перепада давления ΔPуд частицы жидкости устремятся из трубы в резервуар, причем это течение начнется с сечения, непосредственно прилегающего к резервуару. Теперь сечение n-n перемещается обратно к крану с той же скоростью c, оставляя за собой выровненное давление P0 (рис. 10, в).
Жидкость и стенки трубы предполагаются упругими, поэтому они возвращаются к прежнему состоянию, соответствующему давлению P0. Работа деформации полностью переходит в кинетическую энергию, и жидкость в трубе приобретает первоначальную скорость υ0, но направленную теперь в противоположную теперь сторону.
С этой скоростью весь объем жидкости стремится оторваться от крана, в результате возникает отрицательная ударная волна под давлением P0 - ΔPуд, которая направляется от крана к резервуару со скоростью c, оставляя за собой сжавшиеся стенки трубы и расширившуюся жидкость, что обусловлено снижением давления (рис.10, д). Кинетическая энергия жидкости вновь переходит в работу деформаций, но противоположного знака.
Состояние трубы в момент прихода отрицательной ударной волны к резервуару показано на рис. 10, е. Так же как и для случая, изображенного на рис.10, б, оно не является равновесным. На рис. 10, ж, показан процесс выравнивания давления в трубе и резервуаре, сопровождающийся возникновением движения жидкости со скоростью υ0.
Очевидно, что как только отраженная от резервуара ударная волна под давлением ΔPуд достигнет крана, возникнет ситуация, уже имевшая место в момент закрытия крана. Весь цикл гидравлического удара повторится.
Протекание гидравлического удара во времени иллюстрируется диаграммой, представленной на рис.11, а и б.
Штриховыми линиями показано теоретическое изменение давления у крана в точке А, а сплошной действительный вид картины изменения давления по времени (рис. 11, а). При этом затухание колебаний давления происходит за счет потерь энергии жидкости на преодоление сил трения и ухода энергии в резервуар.
Если давление P0 невелико (P0 < ΔP уд), то картина изменения амплитуды давления получается несколько иная, примерно такая, как показано на рис. 11, б.
а)
Рисунок
11 - Изменение давления по времени у крана
Повышение давления при гидравлическом ударе можно определить по формуле
ΔPуд = ρυ0c
Данное выражение носит название формулы Жуковского. В нем скорость распространения ударной волны c определится по формуле:
где r - радиус трубопровода;
E - модуль упругости материала трубы;
δ - толщина стенки трубопровода;
K - объемный модуль упругости.
Если предположить, что труба имеет абсолютно жесткие стенки, т.е. E = , то скорость ударной волны определится из выражения
Для
воды эта скорость равна 1435 м/с, для
бензина 1116 м/с, для масла 1200 - 1400 м/с.
6. Изменение пропускной способности трубопроводов в процессе их эксплуатации
При проектировании напорных трубопроводов следует учитывать, что их пропускная способность в период эксплуатации снижается (например, для водопроводных труб до 50% и даже ниже). Вследствие коррозии и образования отложений в трубах (инкрустации), шероховатость труб увеличивается. Это можно оценить по формуле:
kt = k0 + αt
где k0 - абсолютная шероховатость для новых труб, (мм);
kt - шероховатость через t лет эксплуатации;
α
- коэффициент характеризующий
Список литературы
1. Башта Т.М.// Гидравлика, гидромашины и гидроприводы// Учебник. 2-е изд., перераб. - М.: Машиностроение, 1982. - 423 с.
2. Гидравлика [Электронный ресурс]//
Режим доступа: http://www.gidravl.narod.ru/
Информация о работе Гидравлический расчёт простых трубопроводов