Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:37, реферат
Градостроительство является важной частью целенаправленной планомерной государственной деятельности но решению определенных Программой глобальных задач общества, созданию материально-технической базы и наилучших условий для труда, быта и отдыха людей, по реализации нрав граждан, зафиксированных в Конституции РФ.
В основе градостроительства лежат три важнейших социальных фактора - труд, быт и отдых населения, которые определяют круг конкретных задач:
-- создание наиболее благоприятной материальной среды для трудовой деятельности населения;
-- решение жилищной проблемы и создание системы массового обслуживания населения;
ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА.
Градостроительство
является важной частью целенаправленной
планомерной государственной
В основе градостроительства лежат три важнейших социальных фактора - труд, быт и отдых населения, которые определяют круг конкретных задач:
-- создание
наиболее благоприятной
-- решение
жилищной проблемы и создание
системы массового
-- строительство
учреждений, обеспечивающих отдых,
лечение и оздоровление
Создание мест приложения труда - одна из сложнейших задач, связанная с комплексным размещением промышленных предприятий на территории районов, областей; с поиском рациональных архитектурно-планировочных решений собственно промышленных районов: с созданием новых прогрессивных типов производственных зданий и сооружений в условиях современных скоростей развития науки и техники.
Решение этих сложных, многосторонних по своему содержанию практических задач тесно связано с научными исследованиями в этой области, которые проводятся в рамках тесного сотрудничества градостроителей со специалистами ряда других профессий социологами, экономистами, экологами, геологами, врачами-гигиенистами, специалистами по городскому и внешнему транспорту, инженерами по благоустройству, дендрологами, дизайнерами и многими другими.
Уровень сложности
этих задач находится в прямой
зависимости от величины объекта, его
места в системе, уровней связи
с другими составляющими этой
системы. Сегодня задачи градостроительства
расширились до организации пространств,
включающих целые группы населенных
мест, а также межселенные
Градостроитель претворяет единство системы в эстетически совершенную форму. Только в этом случае градостроительство поднимается на уровень градостроительного искусства -- искусства создания крупномасштабных пространственных систем, отвечающих комплексу утилитарных и духовных потребностей человека.
Градостроительное искусство имеет свои особенности, отличающие его от других искусств:
-- особые объекты художественного творчества -- город и обширные региональные системы расселения, которые по своему масштабу и характеру принципиально отличаются от любого другого объекта, относящегося к области пространственных искусств;
-- динамичность и
преемственность формирования
-- сочетание в
градостроительных системах
- органичное сочетание утилитарных и художественных задач;
-- особый характер
эстетического восприятия
1.1 Архитектурно-пространственная композиция города
Средовой подход в архитектуре
В конце XX в. сформировался новый, средовой подход в архитектуре как виду пространственного искусства. Человек неотделим от созданного им предметного мира. Формируя его, он формирует свою будущую жизнь и отношения с другими людьми; среда, организованная архитектурой, в свою очередь постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. А.В. Иконников предлагает рассматривать архитектуру как развивающуюся систему сооружений, формирующую предметно-пространственную среду жизнедеятельности общества, а также как искусство создавать эти сооружения в соответствии с потребностями общества и по законам красоты.
Жилая среда представлена объектами различного уровня: собственно жилая ячейка -- квартира; многоквартирный жилой дом. группа жилых домов; микрорайон; жилой район. Высший ее уровень -- городская среда -- включает в себя многочисленные пространства нежилого назначения производственную среду. Так, улица в городе -- не только средство транспортной коммуникации и ориентир в композиции застройки, но и канал для передвижения воздушных масс, оздоровляющих среду. В настоящее время перед архитекторами стоит принципиально новая задача -- проектирование среды в целом, гармонично увязывая материальные, функциональные, социальные и эстетические параметры. По определению В.Т. Шимко, термин архитектурная среда" обозначает часть нашего окружения, образованную объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, объединенными в целостность по законам художественного единства.
Композиционные задачи и средства организации городского пространства
Город -- это не только
пространство, заполненное зданиями
и сооружениями, потоки людей, машин,
звуки, время года и суток, в нем
соединяются природные и
При поиске композиционного решения встают вопросы преемственности развития города (сочетание нового сооружения с существующей застройкой), проблема традиций и новаторства. Композиция может строиться на сходстве, полном подобии или резком контрасте с окружающей застройкой. В последнем случае нередко новое первоначально не принимается обществом, но впоследствии может быть высоко
Основными задачами построения градостроительной композиции являются:
-выражение функционального содержания объекта;
-- достижение гармонической
упорядоченности
-- достижение целостности, завершенности композиции.
Основными свойствами художественной структуры города являются гармоничность строения, образная целостность и выразительность.
В отличие от архитектуры зданий, где творческий процесс начинается с помеха образа, в градостроительстве, ввиду сложности системы, сначала решаются функциональные задачи размещения объектов на основе расчетов, а уже потом готовые решения становятся предметом композиционного помеха. Вследствие этого в значительной мере совпадают функциональная и композиционная структуры города. Градостроительная композиция строится на сопоставлении функциональных и эстетических свойств объекта чем органичнее включаются функциональные решения в построение композиции, тем выше эстетические качества среды.
В градостроительной
композиции используется ряд приемов
пространственной организации ее элементов
и их цветового и пластического
сочетания, формирующих гармонию городской
среды. Для достижения единства и
гармоничности системы особенно
важно овладеть языком формы и
объема, которые предопределяют общий
облик города, придают ему своеобразие.
Последовательное и закономерное размещение
нарастающих и убывающих
1.2 Архитектурно-пространственная целостность города
Внешность архитектурного облика города определяется многими факторами, и прежде всего его планировочной структурой, согласованностью и гармонии элементов. Облик города человек воспринимает через силуэт, панораму и его внутригородские перспективы. Особая роль здесь принадлежит общегородскому центру, где сосредоточена общественная деятельность людей. Центр города представляется системой архитектурных ансамблей.
Архитектурный ансамбль
- это система зданий, сооружений
и открытых пространств, закономерно
организованная в соответствии с
потребностями, мировоззрением, эстетическими
ценностями общества и воплощающая
художественный образ. В создании архитектурных
ансамблей архитектура и
Здания всегда находятся
в соседстве с другими. Поэтому
ансамбли необходимо рассматривать
в общей системе города. При
этом все они должны находиться между
собой в связи и
Ансамбль распространяет
влияние за пределы своих физических
границ. Благодаря силе производимого
им впечатления выразительный
Система ансамблей
может подчинить большую
Можно выделить следующие принципиальные схемы пространственной структуры ансамбля.
-- линейная, развернутая вдоль главного направления движения;
-- замкнутая, создающая обрамление для концентрации людей (своего рода зал под открытым небом);
-- открытая, при которой пространство как бы "обволакивает" свободно стоящее главное сооружение или группу построек;
-- система взаимосвязанных пространств ('перетекающих" одно в другое).
Линейная схема встречается в храмовых комплексах Древнего Египта (аллея сфинксов вела к обрамленному пилонами входу, за которым следовали колоннады двора и гипостильного зала) В Москве крупным современным ансамблем с такой структурой является Новый Арбат. Принятый за основу принцип осевой перспективы, устремленной к высотному зданию (гостиница Украина), известен давно. Тем не менее, улица производит сильное впечатление благодаря своей целостности.
В современном городе
потоки транспорта затрудняют создание
таких структур. Площади, застроенные
по периметру, иногда настолько обширны,
что уже не воспринимаются как
замкнутые. Достичь замкнутости
пространства возможно, если проезды
вынесены вовне и площадь сформирована
как пешеходный остров, "омываемый"
потоками транспорта. В этом случае
необходимо тонко чувствовать
Пример открытой схемы -- Афинский акрополь, где постепенное раскрытие картин запрограммировано сценарием Панафинейского шествия. Главенство Парфенона подчеркивается не столько подчиненными ему зданиями, сколько окружающим его пространством. Взаимодействие здания и пространства точно подмечено известным русским поэтом Д.С. Мережковским: ...Я всходил по ступеням Пропилеи, и ко мне приближался чистый, девственный, многоколонный на пыльной побледневшей лазури неба, несказанно прекрасный -- Парфенон...
Голубое небо, голубое море и белый мрамор, и солнце, и клекот хищных птиц в полдневной высоте, и шелест колючего терновника. И что-то строгое и сурово-божественное в запустении".
Наиболее ярким
примером системы взаимосвязанных
пространств может служить