Основы градостроительства в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание

Градостроительство является важной частью целенаправленной планомерной государственной деятельности но решению определенных Программой глобальных задач общества, созданию материально-технической базы и наилучших условий для труда, быта и отдыха людей, по реализации нрав граждан, зафиксированных в Конституции РФ.
В основе градостроительства лежат три важнейших социальных фактора - труд, быт и отдых населения, которые определяют круг конкретных задач:
-- создание наиболее благоприятной материальной среды для трудовой деятельности населения;
-- решение жилищной проблемы и создание системы массового обслуживания населения;

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 50.48 Кб (Скачать документ)

ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА.

Градостроительство  является важной частью целенаправленной планомерной государственной деятельности но решению определенных Программой глобальных задач общества, созданию материально-технической базы и наилучших условий для труда, быта и отдыха людей, по реализации нрав граждан, зафиксированных в Конституции РФ.

В основе градостроительства лежат три важнейших социальных фактора - труд, быт и отдых населения, которые определяют круг конкретных задач:

-- создание  наиболее благоприятной материальной  среды для трудовой деятельности населения;

-- решение  жилищной проблемы и создание  системы массового обслуживания  населения;

-- строительство  учреждений, обеспечивающих отдых,  лечение и оздоровление населения.

Создание мест приложения труда - одна из сложнейших задач, связанная с комплексным размещением промышленных предприятий на территории районов, областей; с поиском рациональных архитектурно-планировочных решений собственно промышленных районов: с созданием новых прогрессивных типов производственных зданий и сооружений в условиях современных скоростей развития науки и техники.

Решение этих сложных, многосторонних по своему содержанию практических задач тесно связано  с научными исследованиями в этой области, которые проводятся в рамках тесного сотрудничества градостроителей  со специалистами ряда других профессий  социологами, экономистами, экологами, геологами, врачами-гигиенистами, специалистами  по городскому и внешнему транспорту, инженерами по благоустройству, дендрологами, дизайнерами и многими другими.

Уровень сложности  этих задач находится в прямой зависимости от величины объекта, его  места в системе, уровней связи  с другими составляющими этой системы. Сегодня задачи градостроительства расширились до организации пространств, включающих целые группы населенных мест, а также межселенные территории.

Градостроитель претворяет единство системы в эстетически  совершенную форму. Только в этом случае градостроительство поднимается  на уровень градостроительного искусства -- искусства создания крупномасштабных пространственных систем, отвечающих комплексу утилитарных и духовных потребностей человека.

Градостроительное искусство имеет свои особенности, отличающие его от других искусств:

-- особые объекты  художественного творчества -- город и обширные региональные системы расселения, которые по своему масштабу и характеру принципиально отличаются от любого другого объекта, относящегося к области пространственных искусств;

-- динамичность и  преемственность формирования градостроительного  объекта;

-- сочетание в  градостроительных системах материально-художественных  объектов с природными комплексами;

- органичное сочетание  утилитарных и художественных  задач;

-- особый характер  эстетического восприятия градостроительных  объектов, развернутого во времени  и непосредственно связанного  с практическим освоением градостроительной  среды. На смену жестко зафиксированному  генеральному плану пришла необходимость  разработки перспективной программы  развития города, основанной на  научном прогнозировании. Современные  градостроительные задачи вышли  за рамки проблем конкретного  населенного пункта. Требуется совершенствование  системы расселения в масштабах  всей страны, формирование групповых  систем населенных мест, составляющих  основу создания среды воспроизводства  человека. В задачи архитектора-градостроителя  входят поиск путей рационального  использования природных ресурсов, решение проблем экологической  защиты окружающей среды, создание  ландшафтов средствами садово-парковой  архитектуры. Особая трудность  заключена в недопущении ситуации, при которой художественные задачи  будут сведены к минимуму под  натиском вышеперечисленных технических  вопросов.

1.1 Архитектурно-пространственная  композиция города

Средовой подход в архитектуре

В конце XX в. сформировался новый, средовой подход в архитектуре как виду пространственного искусства. Человек неотделим от созданного им предметного мира. Формируя его, он формирует свою будущую жизнь и отношения с другими людьми; среда, организованная архитектурой, в свою очередь постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. А.В. Иконников предлагает рассматривать архитектуру как развивающуюся систему сооружений, формирующую предметно-пространственную среду жизнедеятельности общества, а также как искусство создавать эти сооружения в соответствии с потребностями общества и по законам красоты.

Жилая среда представлена объектами различного уровня: собственно жилая ячейка -- квартира; многоквартирный  жилой дом. группа жилых домов; микрорайон; жилой район. Высший ее уровень -- городская среда -- включает в себя многочисленные пространства нежилого назначения производственную среду. Так, улица в городе -- не только средство транспортной коммуникации и ориентир в композиции застройки, но и канал для передвижения воздушных масс, оздоровляющих среду. В настоящее время перед архитекторами стоит принципиально новая задача -- проектирование среды в целом, гармонично увязывая материальные, функциональные, социальные и эстетические параметры. По определению В.Т. Шимко, термин архитектурная среда" обозначает часть нашего окружения, образованную объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, объединенными в целостность по законам художественного единства.

Композиционные задачи и средства организации городского пространства

Город -- это не только пространство, заполненное зданиями и сооружениями, потоки людей, машин, звуки, время года и суток, в нем  соединяются природные и техногенные  элементы Освоенность городской  среды в неоднородности пространства, состоящее из элементов разной значимости и эстетической ценности -- объектов архитектуры и строительства (зданий, сооружений, искусственных ландшафтов), дизайна, монументального м прикладного  искусства Решение композиционных задач здесь связано с определением значимости и характера элементов среды и с образным выражением в композиции функционального содержания.

При поиске композиционного  решения встают вопросы преемственности  развития города (сочетание нового сооружения с существующей застройкой), проблема традиций и новаторства. Композиция может строиться на сходстве, полном подобии или резком контрасте  с окружающей застройкой. В последнем  случае нередко новое первоначально  не принимается обществом, но впоследствии может быть высоко

Основными задачами построения градостроительной композиции являются:

-выражение функционального  содержания объекта;

-- достижение гармонической  упорядоченности градостроительной  структуры:

-- достижение целостности,  завершенности композиции.

Основными свойствами художественной структуры города являются гармоничность строения, образная целостность  и выразительность.

В отличие от архитектуры  зданий, где творческий процесс начинается с помеха образа, в градостроительстве, ввиду сложности системы, сначала решаются функциональные задачи размещения объектов на основе расчетов, а уже потом готовые решения становятся предметом композиционного помеха. Вследствие этого в значительной мере совпадают функциональная и композиционная структуры города. Градостроительная композиция строится на сопоставлении функциональных и эстетических свойств объекта чем органичнее включаются функциональные решения в построение композиции, тем выше эстетические качества среды.

В градостроительной  композиции используется ряд приемов  пространственной организации ее элементов  и их цветового и пластического  сочетания, формирующих гармонию городской  среды. Для достижения единства и  гармоничности системы особенно важно овладеть языком формы и  объема, которые предопределяют общий  облик города, придают ему своеобразие. Последовательное и закономерное размещение нарастающих и убывающих объемов  здании с их разнообразными отношениями, удачное распределение на территории города доминант и акцентов придают ему художественный облик. Характер композиции определяет ее содержательный смысл, например торжественный характер главной площади города или лиричный характер пейзажа парка. Композиционная значимость элементов городской среды определяется силой их воздействия на человека. Выразительными, впечатляющими и запоминающимися могут быть сооружения значительных размеров или выделяющиеся по цвету, силуэту, остроте решения и другим свойствам.

1.2 Архитектурно-пространственная  целостность города

Внешность архитектурного облика города определяется многими  факторами, и прежде всего его  планировочной структурой, согласованностью и гармонии элементов. Облик города человек воспринимает через силуэт, панораму и его внутригородские  перспективы. Особая роль здесь принадлежит  общегородскому центру, где сосредоточена  общественная деятельность людей. Центр  города представляется системой архитектурных  ансамблей.

Архитектурный ансамбль - это система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно  организованная в соответствии с  потребностями, мировоззрением, эстетическими  ценностями общества и воплощающая  художественный образ. В создании архитектурных  ансамблей архитектура и градостроительство неразрывно связаны, при атом градостроительство становится градостроительным искусством. Архитектурный памятник, как правило, находится в определенном окружении. Если это окружение не подчинено идее ансамбля, то, как говорил Л.А. Ильин, "будет походить на плохо организованную выставку картин, где разнородные картины, повешенные рама к раме, мешают друг другу одним своим соседством и не дают возможности сосредоточиться на какой-либо из них".

Здания всегда находятся  в соседстве с другими. Поэтому  ансамбли необходимо рассматривать  в общей системе города. При  этом все они должны находиться между  собой в связи и рассматриваться  в совокупности. Ни в коем случае нельзя смешивать понятия "ансамбль" и "комплекс". Комплексами называют группы сооружений, которые организованы по функциональным, техническим и  эстетическим признакам, но не обладают художественной образностью. Комплекс может быть целесообразно сформирован, гармоничен, однако он, в отличие от ансамбля, не несет идейного содержания так, несчисленное множество жилых микрорайонов имеет хорошую функциональную организацию и даже определенный уровень эстетической ценности, но не обладает художественной образностью.

Ансамбль распространяет влияние за пределы своих физических границ. Благодаря силе производимого  им впечатления выразительный образ  прочно запоминается и становится опорным  узлом в системе ориентиров, которая  помогает людям определять свое место  в пространстве города.

Система ансамблей  может подчинить большую территорию своему художественно-образному воздействию. В единый ансамбль архитектуры включаются целые строительные системы и  их группы, даже если их нельзя охватить взглядом. Воспринимаемый по частям ансамбль может запечатлеться в памяти как сумма целостных или связанных  между собой объектов. Части единого  ансамбля должны восприниматься как  законченно выраженное звено одного пространственного архитектурного целого. Именно так воспринимается историческое ядро Петербурга, включающее застройку между Невой и Фонтанкой, часть Васильевского острова  и Петроградской стороны, хотя рядовая  застройка по своей массе преобладает  над сооружениями, образующими архитектурные  ансамбли. Именно впечатления от ансамблей  образуют в сознании людей представления  о своеобразии населенного места. Типы пространственной структуры ансамблей

Можно выделить следующие  принципиальные схемы пространственной структуры ансамбля.

-- линейная, развернутая вдоль главного направления движения;

-- замкнутая, создающая обрамление для концентрации людей (своего рода зал под открытым небом);

-- открытая, при которой пространство как бы "обволакивает" свободно стоящее главное сооружение или группу построек;

-- система взаимосвязанных  пространств ('перетекающих" одно  в другое).

Линейная схема  встречается в храмовых комплексах Древнего Египта (аллея сфинксов вела к обрамленному пилонами входу, за которым  следовали колоннады двора и  гипостильного зала) В Москве крупным  современным ансамблем с такой  структурой является Новый Арбат. Принятый за основу принцип осевой перспективы, устремленной к высотному зданию (гостиница Украина), известен давно. Тем не менее, улица производит сильное  впечатление благодаря своей  целостности.

В современном городе потоки транспорта затрудняют создание таких структур. Площади, застроенные  по периметру, иногда настолько обширны, что уже не воспринимаются как  замкнутые. Достичь замкнутости  пространства возможно, если проезды  вынесены вовне и площадь сформирована как пешеходный остров, "омываемый" потоками транспорта. В этом случае необходимо тонко чувствовать пропорциональные соотношения всех композиционных элементов, чтоб уничтожить пространственную целостность, как это случилось при реконструкции  Манежной площади в Москве.

Пример открытой схемы -- Афинский акрополь, где постепенное раскрытие картин запрограммировано сценарием Панафинейского шествия. Главенство Парфенона подчеркивается не столько подчиненными ему зданиями, сколько окружающим его пространством. Взаимодействие здания и пространства точно подмечено известным русским поэтом Д.С. Мережковским: ...Я всходил по ступеням Пропилеи, и ко мне приближался чистый, девственный, многоколонный на пыльной побледневшей лазури неба, несказанно прекрасный -- Парфенон...

Голубое небо, голубое  море и белый мрамор, и солнце, и клекот хищных птиц в полдневной высоте, и шелест колючего терновника. И что-то строгое и сурово-божественное в запустении".

Наиболее ярким  примером системы взаимосвязанных  пространств может служить ансамбль центральных площадей Петербурга. Основная заслуга создания которого принадлежит Карло Росси. Этот ансамбль поражает не только величием форм и благородством пропорций, но и тем тактом великого мастера, с которым он подошел к работам своих предшественников.

Информация о работе Основы градостроительства в ХХ веке