Основы градостроительства в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание

Градостроительство является важной частью целенаправленной планомерной государственной деятельности но решению определенных Программой глобальных задач общества, созданию материально-технической базы и наилучших условий для труда, быта и отдыха людей, по реализации нрав граждан, зафиксированных в Конституции РФ.
В основе градостроительства лежат три важнейших социальных фактора - труд, быт и отдых населения, которые определяют круг конкретных задач:
-- создание наиболее благоприятной материальной среды для трудовой деятельности населения;
-- решение жилищной проблемы и создание системы массового обслуживания населения;

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 50.48 Кб (Скачать документ)

В 1934 году начинается борьба за благоустройство рабочих  поселков. Газета «Красный строитель» 20 июля 1934 вышла под громким заголовком «Прекратить болтовню о благоустройстве. Выполнить решения пленума райисполкома». Месяцем раньше в газете «За темпы» появляется подборка статей под схожим заглавием «По примеру калининцев развернем борьбу за благоустроенную культуру города».

Летом 1934 года в летнем театре парка культуры и отдыха собрался расширенный пленум райисполкома райпрофсовета, поссовета, фабзавкомов предприятий районов совместно с ударниками предприятий. Постановление расширенного пленума звучало грозно: «Провести тротуары. Штакетником огородить палисадники, посадить деревья, разбить клумбы, сквер, убрать помойки и уборные».  Результат этих усилий был неутешительный. Как писал неизвестный рабкор: «В районе все работы по благоустройству поселков производятся силами общественности. Народу много, работают хорошо, но нет общей организации. Иногда работа проходит формально: летом ни клумб, ни цветов, штакетники уже стали растаскивать, тротуаров нет».

В Воскресенске в  начале 30-х годов ХХ века складывается типичная для первых пятилеток ситуация. Строительство городов начиналось с промышленных предприятий. Заводы и фабрики быстро обрастали временными барачными поселками. Бытовые условия  жизни рабочих волновали руководителей  постольку поскольку. Большинство  вопросов по улучшению быта решаются не по инициативе властей, а по инициативе общественности. Финансирование практически  отсутствовало.

Еще одной проблемой  стала планировка рабочих поселков и будущего города. Власть сосредотачивала  все внимание на строительстве промышленных объектов и не была озабочена проблемой  градостроительства. Хотя этому вопросу  уделяли внимание, как ученые, так  и местная общественность.

В 1931 году в местной  печати появлялись высказывания о необходимости  создания генерального плана застройки  еще не существующего города. Некто  И. П. Сардоновский со страниц газеты «За темпы» восклицает: «К числу препятствий, которые сильно затормозят жилищное и культурно-бытовое строительство, относится отсутствие заранее разработанного проекта планировки для вновь возникающего индустриального центра».  Ему вторит буквально через две недели Уткин, предлагающий расположить будущий город между Химкомбинатом и Цемзаводом. Автор называет ряд причин в пользу данного выбора: «Близко от заводов; на берегу Москвы-реки; возвышенность; вредные газы остаются внизу; экономия средств».   В 1935 году, когда население Воскресенска возрастает до 20 тысяч, «жилищное строительство проходит без всякого плана и в поселке Кривякино сейчас из-за этой бесплановости нельзя сделать улицы, нельзя строить канализацию, водопровод».

В научных кругах в конце 20-х – начале  30-х  годов также шли жаркие споры  о том, каким должен быть город  социалистического настоящего и  коммунистического будущего.

Дискуссии разворачивались  между урбанистами и дезурбанистами. Урбанисты – сторонники создания больших городов, состоящих из громадных домов. Ле-Корбюзье, лидер урбанистов, предлагает строить дома не на фундаментах, а опирать их на колонны так, чтобы дом не соприкасался с землей. Под дома архитектор предлагает перенести все движение транспорта, сохраняя улицы только для пешеходов. Дезурбанисты предлагали вообще упразднить города. Так, советский дезурбанист М. Гинзбург предлагал покрыть страну сетью дорог (железнодорожных, автомобильных). В местах скрещивания дорог создаются различные промышленные предприятия. Вдоль дорог, на некотором расстоянии от них, расположены жилища тех, кто занят на соседних предприятиях. В парковой зоне, окаймляющей с обеих сторон магистраль и отделяющей от нее жилую зону, расположена сеть учреждений общественного пользования (почта, библиотека, детские учреждения, столовая). Правда, советских дезурбанистов беспокоило то, что небольшие жилища будут способствовать сохранению индивидуального хозяйства.

На встречах советских  архитекторов дебатировался вопрос, каким должен быть советский город. Одно было ясно, новый город ни в  чем не будет походить на старый.

«Многое, что характеризует  старый город, умрет. Я имею в виду рынки, базары. Не нужны будут магазины, так как исходной ячейкой станет не дом старого стиля, а комбинат. А это значит, что исчезнут сараи, погреба, забота о заготовке и  хранении продуктов. Если в старом городе в центре находилась рыночная площадь, церковь, биржа, то в социалистическом городе в центре должен быть труд, то есть производство. Предприятия должны быть не на окраине, а в центре».

Вот еще одна схема  города социализма. «Вот проходит железнодорожная  линия. По одну сторону, последовательно  располагаются кварталы индустриального  города, по другую, в зеленом поясе  проведены улицы и в них  жилищные блоки и кварталы школ. Между ними площадки для игр. Большие улицы перекрещиваются в большие площади, которые могут быть превращены в несколько центров для общественных зданий. Здесь будут собираться большие группы людей. У нас массовые собрания играют большую роль и в новом городе нужны места для проведения демонстраций, празднеств. Таких площадей нужно иметь несколько».

Нельзя сказать, что  эти проекты совсем не реализовывались  на практике. В Воскресенске пытались построить не много ни мало социалистический город и даже не один. Об этом писала газета «За темпы». «В целях разрешения жилищно-коммунального вопроса на второе пятилетие запроектировано строительство соц.-города на площадке села Кривякино с примерным население к концу пятилетки в 30 тысяч человек. Город будет обслуживать Восхимкомбинат, цемзавод «Гигант», цемзавод «Красный Строитель», фабрику «9 января», железнодорожный узел и районные учреждения. Размер жилищной площади города из расчета 7 кв.м на человека. Население должно быть обеспечено центральным водоснабжением, канализацией, автобусом и коммунальными услугами».  С соцгородом в селе Кривякино что-то не сложилось. Но в 1938 году уже у цементного завода «Гигант» появляется подобный соцгород. Судя по сообщению корреспондента строительство ведется несколько лет и еще не закончено. Соцгород представлял собой несколько домов, на 75 квартир, 36, 16-комнатный дом и два дома для инженерно-технических работников по восемь квартир каждый. Дома объединены в один блок, рядом с которым расположены детские ясли. Вокруг домов хвойный лес.  Предполагалось, что в соцгороде Цемгиганта будет построено еще восемь домов для инженеров и техников, но планы так и не удалось воплотить в жизнь. В 1940 году был утвержден генеральный план города Воскресенска, который объединял разрозненные рабочие поселки.

Основной задачей  властей является строительство  и развитие промышленных объектов, поэтому дома в будущем Воскресенске строились медленно. Последние бараки исчезнут к концу 60-х годов ХХ века. Тем не менее, Воскресенск может  похвастаться образцами советской  архитектуры конца 20-х – 30-х годов.

Советским зодчим конца 20-х - начала 30-х годов идеал жилища виделся в доме-коммуне, лишенном индивидуального хозяйства. Знаменитый советский архитектор М. Гинзбург предлагал  такую модель жилища пролетария. «Жилплощадь 12,5 кв.м, общая площадь – 16 кв.м, с внешней кубатурой – 65 куб.м. В ее состав входят: собственно жилая часть, тамбур с вешалкой, теплая уборная, душевая кабина с умывальником. Эта жилплощадь может быть рассчитана на одного человека, но при желании она может быть использована и двумя. Основой конструкции являются щиты, изготавливаемые из местных материалов (деревянные планки, стружки, опилки, соломит, камышит). Общей водопроводной сети нет, вода развозится на автомобилях и накачивается в двухсуточные баки. Канализации нет, особая система уборных приспособлена для компостирования нечистот. Отопление электричеством и печами».

Массовый размах коттеджного строительства в Подмосковье потребовал типизации решений, сборности конструкций, изы¬скания дешевых и доступных строительных материалов. В 20-е годы для городов Подмосковья и сельских мест были разработаны каркасно-щитовые дома; для стен стали применять облегченные пустотелые блоки, глинобитные конструкции, шлакобетон, термолит, торф, и другие материалы на базе местной строительной промышленности.

Представление о  коттеджном строительстве тех лет могут дать сохранившиеся до наших дней дома вдоль улицы Железнодорожной. До сегодняшнего дня старожилы называют эти дома «стандартными». Первые многоэтажные дома появляются в Воскресенске в начале 30-х годов. Это были трех и четырехэтажные дома, к 1931 году их было всего пять. 15 марта 1932 в газете «За темпы» появляется фотография первого, еще не достроенного пятиэтажного дома Химкомбината. Строительство домов шло медленно, надрывно, с постоянными нарушениями проектов, о чем сообщала местная пресса.

«Жилищное строительство  на цемзаводе «Гигант» срывается из-за отсутствия стройматериалов. Стройматериалов поступает достаточно, но во время разгрузки побили 75 тысяч кирпичей, а 15% кирпича превратили в щебень. 4 вагона алебастра выгрузили на негашеную известь, алебастр испортился. К ответственности никого не привлекли». 3 октября 1937. «Коммунист».

«На стройке дома №2  работают 5 человек, стройка дома №3 приостановлена, так как нет  средств, такое же положение с  домом №6. Постройка домов начата в 1932 году». 18 августа 1934. «Красный строитель». 

«На Красном Строителе  не закончен трехэтажный бетонированный дом и гостиница». 17 октября 1937. «Коммунист».

По-видимому, чтобы  ускорить жилищное строительство, в  Воскресенск в 1938 году приезжает  стахановец Самарин для передачи опыта кирпичной кладки. До внедрения  самаринского опыта за смену укладывали 1-1,5 тысячи кирпичей, а после 3-5 тысяч. Результатом строительных работ стал комплекс многоэтажных домов в районе нынешней улицы Октябрьская.

 Первые многоэтажные  дома Воскресенска построены  в конструктивистском стиле, самом  дешевом и простом.

Утилитарность, целесообразность, простота оставались и в конце 20-х  — начале 30-х годов определяющими  принципами новой эстетики рабочего жилища, что диктовалось, не только модой, но и экономическими требованиями.

 Повторяющиеся  стандартные секции определяли  крайне простые планировочно-композиционные решения домов — протяжен¬ным блоком или иногда соединенных под прямым углом. Для ритмического и пластического обогащения фасадов использовали выступы и отступы наружных стен, такие элементы, как балконы и лоджии. Основным строительным материалом был кирпич, ко¬торый применяли в наружной отделке домов как цветофактуру, иногда отдельные участки фасада штукатурили. Наружную кирпичную кладку в связи с этим выполняли довольно тщательно с расшивкой швов. В тех же целях в ряде мест применяли сочетание красного и белого кирпича, что давало определенный эффект.

Украшением фасадов  домов служили и такие конструктивные элементы, как ограждения балконов — их графичные решетки, вы¬крашенные в черный цвет, или серые плоскости глухих парапетов. Основные конструктивные членения и соразмерные пропорции по¬зволяли придать законченный характер композиции фасадов. Под влиянием архитектоники нового материала — железобетона — эстетизировались глухие поверхности стен, темными полосами краснокирпичной   кладки  на  уровне  окон  подчеркивалась  ленточная структура фасадов.

Рабочие поселки, из которых впоследствии возникнет  Воскресенск, были разбросаны на значительной территории вдоль железной дороги. До сегодняшнего дня сохраняется  эта особенность города, он растянулся на пять железнодорожных станций. Серьезной  проблемой стали дороги. Об этом пишет еще газета «Новостройка»  в 1931. В начале 30-х годов была сделанапопытка расселения рабочих в деревнях, расположенных по железной дороге между станциями Воскресенск и Раменское, но для того, чтобы рабочие попадали на работу, необходимо было пустить рабочий поезд.

Железнодорожная станция  «Воскресенск» долгое время была единственной станцией рабочих поселков. Выглядела она не лучшим образом: «Грязный, неуютный вокзал. Окна настолько  пропылились, настолько грязные, что  в зал даже в самые солнечные  дни не могут пробиться лучи солнца. Под окошечком кассы наклеена масса грязных засаленных бумажек  с надписями о том, чтобы не задавали лишних вопросов кассиру о  цене билетов».  Протоколы заседаний  райсовета от 1940 года свидетельствуют, что ситуация не изменилась. «Железнодорожная станция не удовлетворяет самым  элементарным требованиям пассажиров. Здесь темнота, грязь, неуютно, буфет  работает плохо, нет киоска, где бы можно купить газеты или журнал».  Обсуждается вопрос о постройке  новой пассажирской станции, но до войны  он так и не был решен.

Еще одной транспортной проблемой становится река, точнее мосты через реку Москву. Первым мостом, соединившим рабочие поселки  и промышленный объекты, стал  мост в селе Новлянском. Мост был открыт в июле 1931 года, но уже в 1937 году он приходит в негодность. Его грузоподъемность доходит всего лишь до двух тонн, и груженая трехтонная машина не может его проходить. Приходится строить новый мост.

 Важным объектом  второй пятилетки стало строительство  железнодорожного моста у деревни  Неверово. Мост должен был ускорить грузопоток магистрали Москва – Дон в северной части Московской области и связать Воскресенский район с Москвой и Рязанским шоссе.

Неверовский мост стали строить в 1933 году как однопутный, но по ходу строительства несколько раз переделывали проект. Строительство предполагалось закончить в 1935 году, но движение было открыто только в 1938. Мост такой технической сложности был первым в СССР. Средний пролет перекрыт железнодорожной аркой в 120 м, которая поднята над водой на 43 м. Крайние арки по 55 м. До этого на строительстве использовались только арки длиной в 55 м.

Город – это не только место для жилья. На архитектурных  форумах того времени подчеркивалось, что каждому жителю города должно быть обеспечено максимальное приобщение к важнейшим ценностям: к ценностям  природы и ценностям труда. Всякий город, будь он самый захудалый, должен иметь свою обсерваторию, планетарий, зоологический и ботанический сад. Затем нужны дома большого социального  контакта, где будут происходить  съезды, собрания. Должны быть запроектированы  учреждения, организующие досуг. Должны быть тщательно разработаны вопросы, связанные с «орудиями» восстановления нашей трудоспособности. Сюда относится  организация купален, катков, лыжного  спорта. Не меньшее значение имеет  вопрос о «среднем ремонте» – об организации больниц, амбулаторий. Особое внимание следует уделить  учреждениям, задача которых, давать хорошую  информацию, радио и газеты.

Информация о работе Основы градостроительства в ХХ веке