Основы градостроительства в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание

Градостроительство является важной частью целенаправленной планомерной государственной деятельности но решению определенных Программой глобальных задач общества, созданию материально-технической базы и наилучших условий для труда, быта и отдыха людей, по реализации нрав граждан, зафиксированных в Конституции РФ.
В основе градостроительства лежат три важнейших социальных фактора - труд, быт и отдых населения, которые определяют круг конкретных задач:
-- создание наиболее благоприятной материальной среды для трудовой деятельности населения;
-- решение жилищной проблемы и создание системы массового обслуживания населения;

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 50.48 Кб (Скачать документ)

1.3 Особенности формирования  пространственной структуры города

Формирование композиционной основы города осуществляется посредством  создания доминантных осей -- представляющих систему улиц, планов раскрытия городских панорам, последовательность ансамблей. По мере роста городов протяженность улиц увеличивалась настолько, что их .замыкание теряло какое-либо значение Приемы свободной застройки комплексов, получившие широкое распространение в прошлом столетии, привели к тому, что роль улиц в системе линейно-осевой ориентации ослабела. Высокая плотность застройки современных городов затрудняет создание системы ориентации, основанной на господствующих объемах. Тем не менее, в современном градостроительстве вновь возрождается роль уличного пространства, а равномерное рассеивание высоких объемов заменила концентрация вокруг них центров обслуживания, что возрождает значение объемных ориентиров в организации городского пространства.

Градостроительная композиция строится на соотношении  пространства площадей, улиц, жилых  дворов и массы отдельных зданий, массивов застройки и озеленения. Ведущие элементы композиции выделяются на фоне рядовой застройки. В масштабе площади, улицы акцентом или доминантой может служить отдельное здание или сооружение, в масштабе города -- комплексы зданий, площадей, природные компоненты. При этом важно представлять, какова зона влияния таких композиционных центров, как следует пространственно организовать их восприятие, каковы необходимые параметры для того, чтобы они смогли удержать целостность композиции города или его фрагмента. Выделение ориентиров, акцентов и доминант связано и с созданием функционального и идеологического значения элемента: композиционно выделяются колокольни соборов, минареты, башни ратуши, общественные комплексы и деловые центры.

Характер городской  среды слагается из ряда композиционных составляющих -- рисунка, пластики, цвета застройки, ее масштаба и ритмического построения стилевых характеристик. Градостроительная композиция является организацией отношений и связей между элементами композиции и ориентирована на формирование художественной структуры города. Существуют два основных типа структурных связей: взаимное размещение элементов в пространстве (ритмичность построения, пространственная ориентация, последовательность и т.п.) и пластическое решение градостроительных объектов (от пластики здания земли, застройки -- до пластики городского рельефа).

Под пластикой городского ландшафта понимается совокупность его объемно-пространственных форм лепка рельефа, сочетающего архитектурные  и природные компоненты. Пластика городского ландшафта воспринимается в раскрывающихся панорамах и  перспективах, в сочетании разных планов городского пейзажа. В процессе проектирования выбирается этажность  зданий и трассируются улицы с учетом возможности обозрения градостроительного ландшафта, размещаются акцентные сооружения на высоком рельефе пли пересечении дорог и т.д., при этом учитываются пределы видимости дальних планов городских панорам (4-5 км).

Пластика объемов  зданий и поверхности земли воспринимается с меньших расстояний (1,5-2 км). Ведущую  роль играет архитектурная композиция: активно используются пропорционирование объемов и пространств, лепка поверхностей, цветовое сочетание, фактура материала зданий и поверхности земли, освещенность и ритм. Важной задачей является сочетание зданий, различных по стилю и масштабу.

Следующий уровень  восприятия городской среды строится на решении ансамблей улицы или  площади, внутриквартального пространства не только как комплекса зданий и  сооружений, но и как "интерьера" города, в композиции которого важны  размеры.

Свойства пространственной структуры населенного жеста  в целом могут быть непосредственно  восприняты лишь в небольших сельских поселениях или малых городах, расположенных  на горных склонах. Тем не менее, характер структуры больших и крупных  городов оказывает влияние на свойства комплексов застройки, величины которых находятся в пределах восприятия. Общая картина складывается в сознании из отдельных впечатлений, полученных в процессе восприятия населенного  места, происходящем во времени и  движении.

При наличии закономерной связи между комплексами застройки, непосредственно воспринимаемыми  человеком, впечатления от того, что  нельзя увидеть одновременно, связываются  в единую цепь, образуя цельное  представление о городе. Так, Невский  проспект в Петербурге замечателен  не только памятниками архитектуры, но и стройной последовательностью  черед пространственных впечатлений, разнообразие непрерывной и связной  цепи картин подчинено главному направлению  проспекта, устремленному к завершающей  его вертикали -- башне Адмиралтейства.

Важной стороной эстетического значения структуры  населенного места является ее влияние  на построение основных элементов планировки -- главного центра, жилых образований, промышленных районов и т.д.

В современном градостроительстве проблема целостности приобрела  новый смысл. Это связано с  ориентацией градостроительного проектирования на формирование окружающей среды, на включение зданий и сооружений в  ее контекст.

Для восприятия пространственной структуры и возникновения целостного представления о ней особую значимость имеют определенные первичные элементы: место (центр), связанное какой-либо деятельностью, общением, ограниченное, имеющее конечную величину; направление (путь) имеющее линейную протяженность, связывающее центры; зона - часть  пространства, объединенная общим качеством (жилая застройка, территория общественного  комплекса, ландшафтно-рекреационная  и др.

20-30-е годы в  истории нашей страны – одна  из ярких и противоречивых  эпох, которая никого не оставляет  равнодушным, ни историков, ни  государственных деятелей, ни обычных  людей, далеких от научных дискуссий  и высоких государственных проблем.  К счастью, в прошлом остались  времена, когда необходимо было  только восхищаться этой страницей  истории нашей Родины. Канул в  небытие и период, когда общество  покрывало черной краской эпоху  строительства первого в мире  государства рабочих и крестьян. Пришло время взвешенных оценок, анализа итогов и уроков, когда  исследователь может объективно  оценить и достижения этой, бесспорно,  героической и пафосной эпохи,  и глубину трагедии общества  и государства.

Советские исследователи  первых пятилеток, как правило, сосредотачивались  на достаточно узком круге тем, связанных  с развитием экономики. Огромное количество монографий, научных статей посвящены созданию гигантов советской  промышленности Днепрогэса, Сталинградского  тракторного завода, Магнитогорского  металлургического комбината, московского  метро. Но за бортом оставался широчайший спектр тем, посвященных жизни создателей отечественной промышленности. Мы мало знаем о повседневной жизни безымянных героев первых пятилеток, в каких  условиях они жили, как питались, какую одежду носили, как отдыхали, где и как учились. Исследование этого бытового пласта позволит глубже понять советскую эпоху 20-30-х годов, ее пафос, героизм и трагедию.

Появление нового города на карте СССР в 20-30-е гг. ХХ века не было исключительным событием. Лишь за первую пятилетку возле баз сырья  возникло множество новых городов: Магнитогорск, Сталинск, Прокопьевск, Березники, Большое Запорожье, Караганда, Красноуральск, Бобрики, Хибиногорск, Кемерово, Игарка, Дзержинск, Асбест и другие. В создании городов первых пятилеток причудливым образом сочетались эстетические идеалы формирующегося советского общества, социально-культурные установки первого государства рабочих и крестьян, потребности больших масс людей, перенесенных революционной волной из деревни в город.

В связи с этим представляется интересным исследовать  вопросы возникновения и развития города Воскресенска Московской области, появившегося благодаря строительству  крупных промышленных предприятий, химического комбината и цементных  заводов «Гигант» и «Красный строитель».

В 1928 году Всесоюзный Совет народного хозяйства принял решение о создании Воскресенского промышленного узла, в который  входили бы предприятия химической промышленности и строительных материалов. Сырьевой базой должны были служить  значительные местные запасы известняков  и фосфоритов. Согласно этому решению  в том же году началось строительство  Воскресенского химического комбината. Центром будущего города становится поселок Воскресенск, возникший  рядом с одноименной станцией Московско-Рязанской железной дороги, приблизительно в 90 км от Москвы. 14 июля 1938 года президиум ВЦИК постановил преобразовать рабочий поселок  Воскресенский в город. Тогда-то и появился на карте Московской области  новый город Воскресенск, который  по праву можно назвать «городом первых пятилеток». На 1938 год в черту  города входили поселки Кривякино, Воскресенск, поселок и деревня Неверово, поселки Мостостроя и Мособхода, барачная площадь химкомбината и жилые дома вагоно-ремонтного пункта.

 Возникновение  в Московской области новых  городов и развитие старых  не было хаотичным. Еще в  1918 г. профессором Б. В. Сакулиным был намечен план экономического развития Москвы и Подмосковья. Предполагалось, что в экономический район войдет Москва и ее города-спутники, разделенные на три концентра. В первый ближний круг должны были войти такие города, как Люберцы, Бронницы, Подольск. Второй концентр проходил бы через Орехово-Зуево, Коломну, Можайск. В третий круг вошли бы Рязань, Тула, Ржев, Тверь. Их связь с центральным городом обеспечивалась не только радиальными, но и кольцевыми магистралями. В связи с этим на всех концентрах расположения городов предусматривалось строительство новых железнодорожных магистралей и электрифицированных шоссе. В экономическом районе Большой Москвы, определяемом границами второго концентра, должна была разместиться промышленность, сеть городов-садов и обширный зеленый пояс.

В 1918 году осуществление  подобных планов было невозможно. Но вскоре после окончания гражданской  войны планы развития Московской области начинают становиться реальностью. Профессор С. С. Шестаков в 1925 выдвигает  идею «Большой Москвы» с системой городов-спутников, имея в виду уже  не только пригороды, но и всю губернию. Уездные города образуют вместе с  Москвой единый экономический район. По этому замыслу Москву предстояло превратить в крупнейший город мира с населением в 4 млн. человек.

По отношению к  самой Москве города-спутники должны были стать дополнительными разгрузочными  центрами, оттягивающими на себя часть  рабочего населения. Поэтому они  мыслятся не как сателлиты-спальни  типа английских «городов-садов», а  вполне самостоятельные промышленные центры. Планом намечено было создать 26 таких спутников на базе прежних  уездных городов Московской губернии: первое кольцо — в 40—80 км и второе еще дальше — в 90—120 км от Москвы. Сюда попали Егорьевск, Ко¬ломна, Кашира, Серпухов, Можайск, Руза, Волоколамск, Клин, Дмитров, Богородск, Подольск и другие города, где была уже какая-то основа для развития промышленности.

В 1929 г. бывшая Московская губерния получила статус области и  свой перспективный народнохозяйственный план, в осуществление которого гармонично вписывалось появление на ее территории нового города Воскресенска.

 Пафос преобразования, «отречения от старого мира»,  уверенность в том, что все  создающееся сейчас не просто  хорошо, а прекрасно передано  в журнале «Строитель».

«После Октябрьской  революции советские геологи  обнаружили недалеко от Воскресенска огромные залежи фосфоритной руды. И в 1929 г. на пустынную станцию  непрерывным потоком потянулись огромные составы вагонов и платформ с лесом, камнем, кирпичом, цементом. С Москвы-реки … двинулись караваны подвод с гравием, песком, глиной. В  поле, недалеко от железной дороги, … началось строительство мирового химического гиганта – завода минеральных удобрений и серной кислоты. В течение нескольких месяцев на строительной площадке вырос барачный городок с количеством жителей, раз в десять больше, чем их было в пристанционном поселке. Сам поселок стал быстро застраиваться и расширяться. Тишина захолустья нарушалась. Станция оживилась. Появились люди с энергичными, озабоченными лицами, часто повторяющие непонятные местным жителям слова: апатит, концентрат, суперфосфат, преципитат».

На снимке представлены рабочие бараки.

Одновременно с  барачными поселками строителей Химкомбината появились рабочие  поселки строителей цементного завода «Гигант» и завода «Красный строитель».

Наиболее полным на данный момент источником информации о повседневной жизни рабочих  являются страницы местных газет. Девять изданий освещали промышленную жизнь  будущего Воскресенского района. Читая  их, понимаешь, что стихи В. В. Маяковского  о рабочих Кузнецкстроя и их тяжелой жизни не авторское преувеличение, а суровая реальность. Вот что писала газета «За темпы» (старейшее издание Воскресенского района, ныне газета «Наше слово») в 1931 году:

 «600 человек рабочих  химкомбината, поселенных в общежитие  при фабрике «9 января» живут  в отвратительных антисанитарных  условиях. В бочках с водой,  приготовленных для клуба, плавает  строительный мусор. На полу, чтобы  не увязнуть в грязи, настланы  деревянные щиты».

В рабочем поселке  Цемгигант «подготовка к зиме идет плохо. Бараки не утеплены, на строительстве около 500 работников живут в фанерных летних домиках, об их утеплении никто не думает. Через строительство невозможно проехать. За последнее время невозможно ходить, все тонет в грязи».

«Вновь выстроенный  рабочий поселок цемзавода «Красный строитель» плохо благоустроен. Рабочим приходится использовать свои квартиры под сараи для дров, спасая их от расхищения. Забыли построить дровяные сараи. Проходя мимо дров, поневоле приходится затыкать нос от зловония уборных».

«За последние 3 года на госцемзаводе «Красный Строитель» вырос большой рабочий поселок и столовая, 15 домов и общежитие. Сейчас в поселке живет около 400 рабочих семей. В домах часто не бывает воды, в квартирах вонь от уборных. Редкая квартира не имеет клопов и тараканов. К 12 годовщине Октября днем и ночью строили водонапорную башню, которая стоит 2 года незаконченной. Ее нельзя пустить, так как насос маломощный и не может подавать воду на такую высоту. Фильтровальная станция тоже маломощная. Дорога от поселка до завода разрушена и почти не освещена. В домах бетонные погреба, но воду из них не откачали, хотя грядут холода. Запасы продуктов приходится хранить в квартирах».

Рабочие не мирились с подобной ситуацией. Местная пресса сохранила для нас доказательства попыток улучшения быта, правда попытки  были не всегда успешными. По инициативе ячейки ВЛКСМ Химкомбината летом 1931 организована производственно-бытовая  коммуна из 15 человек (13 комсомольцев и 2 беспартийных). Коммуна просуществовала полгода и развалилась в конце декабря.

Информация о работе Основы градостроительства в ХХ веке