Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа
Большая часть основных фондов в жилищно-коммунальной сфере является муниципальной собственностью, в связи с чем вопросы владения, распоряжения и пользования ими находятся в ведении муниципальных органов власти. Жилищное законодательство и вопросы социальной поддержки населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Такая ситуация предопределяет значительное разнообразие нормативно-правовой базы в регионах. Региональные различия могут проявляться также в темпах перевода отрасли на самофинансирование, в специфике тарифной и социальной политики в этой сфере.
1. Особенности функционирования и реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг территорий
2. Трансформация системы финансирования предприятий и организаций ЖКХ и ее территориальная дифференциация
Библиографический список
Таблица 5
Дифференциация стоимости жилищно-коммунальных услуг в пределах федеральных округов РФ в 2006 г.
Федеральный округ Максимальная стоимость ЖКУ руб./чел. в месяц Минимальная стоимость ЖКУ руб./чел. в месяц Отношение максимальной стоимости к минимальной, раз
Центральный 1 209, 16 539,32 2,2
Северо-Западный 1 971,29 635,49 3,1
Южный 813,37 348,25 3,3
Приволжский 759,38 521,44 1,5
Уральский 2 035,82 568,82 3,6
Сибирский 1 304,33 587,79 2,2
Дальневосточный 4 239,53 1 013,16 4,2
Для сферы ЖКХ России характерна
значительная региональная дифференциация
тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Климатические различия в регионах
приводят к различию в сезонности
предоставления коммунальных услуг (в
частности теплоснабжения), к использованию
различных технологий их предоставления
и в конечном итоге – к объективно
разной стоимости жилищно-коммунальных
услуг. Однако причинами такой
Данные, представленные в
таблице 6, свидетельствуют о том
что, традиционные округа-аутсайдеры по
базовой бюджетной
Таблица 6
Некоторые финансовые показатели сферы жилищно-коммунальных услуг по федеральным округам РФ в 2006 г.
Федеральный округ Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению* Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на ЖКХ Объем инвестиций в основной капитал (жилища и коммунальную инфраструктуру)
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Российская Федерация 660,6
Центральный 194,5 29,4 246,6
Северо-Западный 78,3 11,9 85,
Южный 67,8 10,3 37,9 6,5 73,5
Приволжский 132,9 20,1 51,8 9,
Уральский 64,1 9,7 69,7 12,3
Сибирский 78,1 11,8 49,7 8,4
Дальневосточный 44,9 6,8 37,8
*Объем платных жилищно-
Такая ситуация может свидетельствовать об усилении роли инвестиционной составляющей в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, что говорит о перекладывании решения проблем инвестирования ЖКХ на плечи потребителей.
Для округов-доноров (Центральный, Северо-Западный, Уральский федеральные округа) характерна обратная ситуация. Удельный вес расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на ЖКХ в этих округах в 2006 г. превысил удельный вес объема платных жилищно-коммунальных услуг населению в общем объеме по РФ, в то время как удельный вес инвестиций в ЖКХ сложился ниже удельного веса бюджетных расходов.
Исследованная практика показывает,
что в некоторых регионах разрыв
между указанными показателями не только
не сокращается, а увеличивается. Это
означает, что кризисная ситуация,
связанная со значительным износом
основных фондов ЖКХ и низкими
объемами инвестиций на их обновление
и модернизацию, без принятия обоснованных
экономических и
жилищный коммунальный реформа территория
Библиографический список
1. Куликов, В.М. Перевод
предприятий жилищно-
2. Ящук, Т.Ф. Система местных бюджетов РСФСР в период НЭПа / Т.Ф. Ящук // Финансы и кредит. – 2007. – № 5(245). – С. 67–73.
3. Перламутров, В.Л. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России (Экономическое наследие) / В.Л. Перламутров. – М. : Экономика, 2007. – 281 с.
4. Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства / Д.С. Моляков. – М. : Финансы и статистика, 2010. – 200 с.
5. Зайцева, Ю.С. Городской
барометр: система мониторинга социально-
6. Аверченко, А.В. ЖКХ
России: состояние и перспективы
/ А.В. Аверченко // ЖКХ – журнал
руководителя и главного
7. Жилищное хозяйство в России. 2002 : стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2008. – 237 с.
8. Кунахович, А.И. Зарубежные инвестиции в системы горводоканалов / А.И. Кунахович // Жилищное и коммунальное хозяйство. – 2010. – № 9. – с. 11–15.
9. Шарипов, А. Ресурсосберегающие технологии в теплоснабжении / А. Шарипов // ЖКХ – журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2007. – № 7. – С. 2–6.
10. Самарина, Н.А. Тарифное
регулирование, финансовое
11. Матрусевич, Р.А. Государственно-частное партнерство в коммуналь-ном хозяйстве / Р.А. Матрусевич, С.Б. Сиваев, Д.Ю. Хомченко. – М. : Институт экономики города, 2006. – 244 с.
12. Аткинсон, Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора / Э.Б. Аткинсон, Дж.Э. Стиглиц. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 832 с.
13. Ермишина, А.В. Государство и жилищно-коммунальный комплекс: особенности контрактации / А.В. Ермишина // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2009. – Т. 2, № 4. – С. 89–93.
14. Musgrave, R.A. The Theory of Public Finance / R.A. Musgrave ; McGraw-Hill, NY, 2009.
15. Чернышев, Л.Н. Реформа
ЖКХ: что же сделано на самом
деле? / Л.Н. Чернышев. // ЖКХ – журнал
руководителя и главного
16. Ряховская, А.Н. Общественный характер коммунальных услуг и законы рынка / А.Н. Ряховская, Ф.Г. Таги-Заде // ЖКХ. – 2009. – № 1. – С. 17–21.
17. Минц, И.Г. Финансирование муниципального заказа на жилищно-коммунальное обслуживание / И.Г. Минц // ЖКХ – журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2010. – № 8. – С. 58–62.