Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:28, реферат
Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название "Персия" все еще употребляется, когда речь заходит об Иране. В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р. Инд.
Введение………………………………………………………………………….3
Периоды Персидской архитектуры………………………………………….…3
Конструктивные приёмы Древней Персии…………………………………….7
Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии………………………....15
Памятники Древней Персии…………………………………………………….19
Список Литературы……………………………………………………………...23
Федеральное
агентство по образованию
Российской Федерации
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Воронежский
государственный архитектурно-
университет
Кафедра
материаловеденья и технологии строительных
материалов
Реферат
на тему
«Строительные
приемы и конструкции Древней Персии»
Выполнил:
магистрант гр. 225М
Проверил:
к.т.н., доцент
Воронеж 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Периоды Персидской архитектуры………………………………………….…3
Конструктивные приёмы Древней Персии…………………………………….7
Формы и пропорции
в архитектуре Древней Персии……
Памятники Древней Персии…………………………………………………….19
Список Литературы……………………………………………………
Введение
Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название "Персия" все еще употребляется, когда речь заходит об Иране. В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р. Инд.
Персия
— первая из стран Востока, испытывающая
воздействие культур Египта и
Ассирии. Персия представляет собою ряд
глинистых плоскогорий, расположенных
уступами и опирающихся на цепи голых
гор. Полное отсутствие лесной растительности,
наличие лишь камня и глины делает последнюю,
как и в Месопотамии, основным строительным
материалом. Здесь, как и в Месопотамии,
защита от зноя являлась основной задачей
строителя. Что касается требований, которые
предъявлялись к архитектуре, то они те
же, что и во всех других восточных деспотиях:
грандиозность зданий должна была отражать
блеск царского величия. Трудовая часть
населения, испытывавшая, как и в Месопотамии,
всю тяжесть деспотической власти, обладала,
однако, тем врожденным чувством красоты,
которое, в противоположность любви к
грандиозному, отличает арийские народности
от семитских. Архитектура Ассирии могла
быть перенесена на персидскую почву,
но, акклиматизировавшись в Иране, обнаружила
больше изящества, изысканности и благородства
форм.
Периоды персидской архитектуры.
Различают
три периода персидской истории,
которым соответствуют
Рассматриваемое
время делится на три периода:
первый — время ахеменидов, эпоха огромной
мировой империи (550 —331 гг. до н. э.),
второй — парфянский период, эпоха парфянской феодальной монархии (323 г. до н. э.—226 г. н. э.) и, наконец, третий — сасанидский период, время большого феодального государства сасанидов (226 — 636 г. н. э.).
Империя ахеменидов, по сути говоря, лишь последняя фаза древневосточной деспотии, логический вывод в области государственного устройства из того, что мы имеем в Новом Вавилоне. Государство в большой степени базировалось на городских торговых элементах. У власти стояла кучка аристократов, объединенная семейными и племенными отношениями.
Архитектура
этого периода в известной
степени продолжает конструктивные
традиции Месопотамии, хотя строительным
материалом, играющим важную роль, является
камень. Стены — не только обычных строений,
но и дворцовых зданий — возводятся из
сырца, и лишь фундамент и наличники дверей
и окон — каменные. Отсутствует платформа-фундамент,
какую мы встречали в долине Тигра и Евфрата.
Платформы Пасаргад, Персеполя, Суз —
это скорее насыпи для возведения кремля.
Культовое здание стоит в стороне: дворцовые
постройки заняли главное место. Крепостные
платформы главных городов империи заняты,
грубо говоря, строениями двух типов; хадиш, тачара —
дворцами и ападана — приемными залами,
не включенными, однако, в состав дворца.
Дворец представляет собой в плане прямоугольник,
в котором небольшое количество помещений
располагается по трем сторонам колонного
зала, занимающего почти половину площади
здания. Дворцы обычно бывают небольших
размеров. Ападана — закрытые с трех сторон
грандиозные строения, плоские крыши которых
поддерживают колоссальные колонны. Как
в ападана, так и во дворцах занавес —
навес из материи — играет большую роль.
Ападана — не что иное, как палатка-павильон,
но принявшая непомерно большие размеры.
Этими видами зданий фактически исчерпывается
то, что мы знаем об архитектуре ахеменидов.
По-видимому, большинство городских зданий
были сделаны из сырца, в силу чего и не
сохранились или представляют собой жалкие
остатки.
Второй период персидского искусства — парфянский — связывается с возникновением в восточной части бывшей ахеменидской империи феодального государства аршакидов. Лежа на торговых путях между Востоком и эллинским миром, связанными между собой торговыми интересами, парфянское государство, соперничая, должно было культурно тяготеть к греко-римскому Средиземноморью.
Парфянская архитектура нам плохо знакома. Единственным хорошо известным памятником является дворец Хатра, выстроенный, по-видимому, во II в. н. э. Наличие как будто многочисленных эллинистических элементов (профилировка, архитектурные детали, декоративная скульптура) не заставляет включить данный памятник в восточно-эллинистический круг, так как и его архитектурные пропорции и его тектоника говорят о принадлежности к персидскому искусству. План строения представляет собой вытянутый прямоугольник, разделенный поперечными сквозными кораблями, при фасаде на одной из больших сторон. Помещения все перекрыты Коробовыми сводами. С задней левой стороны здание имеет квадратную пристройку или большой выступ, занятый, как предполагают, культовым помещением. Стены строения декорированы пластическими изображениями античных масок. Дворец Хатра стоял в центре площади формы правильного круга, обнесенной циркульной стеной. Площадь не только была занята небольшими сырцовыми постройками, но на ней располагались шатры и палатки кочевников, превращая тем самым все сооружение в своеобразный укрепленный лагерь.
Для архитектурных памятников парфянского времени типична определенная приземистость, идущая вразрез с теми греческими декоративными элементами, которые в них применяются и которые требуют более вытянутых пропорций и иных архитектурных соотношений. Следует отметить наличие массивных карнизов, давящих на основную массу здания, придающих его монументальности не строгость и законченность греко-римских зданий, а своеобразную тяжесть и диспропорцию.
С образованием сасанидского государства (226 г. н. э.) начинается третий период персидского искусства. Сасаниды считали себя преемниками ахеменидов или, точнее, призванными проводить национальную политику в противоположность филэллинской — парфян аршакидов. Персидское государство достигает в эту эпоху удивительного могущества и блеска. Растет город, развиваются торговые городские слои, организуются, по-видимому, ремесленники.
Главными видами строений в этот период продолжают оставаться крепость и дворец, культовая архитектура не играет значительной роли. Конструктивно важным моментом является широкое применение купольного покрытия. Центрическое построение помещений как бы отвечает центрической структуре всей государственной системы. Наряду с этим имеется коробовый свод, который порой имеет грандиозные размеры. Наиболее примечательные строения эпохи — Фирузабадский дворец (III в. н. э.), дворцы — Сарвистана (V в. н. э.), Каср и Ширин (VI в. н. э.) и Ктесифона (VI в. н. э.). Последний по своим размерам и значимости превосходит все остальные. Теперь выяснено, что против ктесифонского дворца, так называемого «Так и Кесра», высилось другое, аналогичное здание. Это дает повод думать, что наличествующая в позднейшее время в персидской архитектуре тенденция располагать строения ансамблями, противопоставляя одно другому, весьма древнего происхождения. Центром ктесифонского дворца является тронный зал, проникнуть в который можно было только пройдя через ряды служилой знати и гвардии, в котором за занавесом до определенного момента был скрыт «шах ин шах», царь царей,— глава государства сасанидов. Тронный зал невольно как бы делается центром всего Ктесифона, столицы Персии. Естественно напрашивается сравнение его с современной ему Софией Царьградской, являвшейся идеологическим центром Византии.
Формы
персидской архитектуры эпохи сасанидов
странным образом напоминают формы зданий
романского стиля следующих веков в Европе,
подобно тому как персидское придворное общество данного периода близко рыцарству европейского средневековья.
Во
все периоды своего существования
персидская архитектура несет одни и те
же функции: она, главным образом, обслуживает
верхушку правящего класса и в то же время
лишь незначительно используется для
культовых целей, которым отведено в области
искусства третьестепенное место. В этом
отношении все три эпохи последовательно
проводят одну и ту же линию развития,
при наличии художественных форм, свойственных
искусству феодального общества.
Конструктивные приёмы Древней Персии.
Оставленное Ассирией наследство в области конструктивных приёмов сводится к глиняной стене, коробовому своду и купольному покрытию; это последнее притом — скромных размеров, как единственно возможных при пользовании кирпичом солнечной сушки. Благодаря рациональному использованию обожженного кирпича и в силу главным образом применения известковой связи персы оказались в состоянии возводить купола значительных размеров, причем они никогда не останавливались перед трудностью сведения окружности к квадрату.
Оригинальной чертой персидской архитектуры является то широкое распространение, которое приобретает конструкция террас. Мы видели, что в Ассирии портик с колоннами превращается в царский павильон. В Персии павильон становится грандиозных размеров. Персидский тронный зал — не что иное, как ассирийский павильон, но достигший размеров египетских гипостильных зал. Тяжеловесности египетских строений удается избегнуть лишь путем замены каменных покрытий огромными деревянными балками. Но дерева постепенно не хватает. Приходится покупать за большие деньги ливанские кедры и привозить их через горные цепи. Но именно трудности, казалось, и пленяли персидских царей; из протеста против рядового,
ординарного, они
насаждали архитектурные
В истории персидского искусства мы различаем две сосуществующих архитектуры: глиняные строения, строгие в своих конструктивных частях, вполне соответствующие местным условиям страны, и архитектуру, применяющую дерево, развивающуюся наперекор всем препятствиям. Эта последняя — порождение царской прихоти — связывается с властью Ахеменидов, династией, правившей с VI по IV вв. до н. э., и исчезает с ее крушением. Другая, уходящая корнями в местную почву, переживает эту искусственно созданную архитектуру; расцвет ее падает на III — VI вв. н. э., т. е. на эпоху сасанидов. Она передает свои приемы Византии и живет до наших дней в персидском зодчестве.
Конструкция из тесаного камня— Платформа в Пасаргадах может служить для Персии образцом конструкции из тесаного камня. Она сложена, согласно ассирийскому и египетскому методам, из каменных плит, положенных без раствора и скрепленных, вероятно, лишь металлическими скобами в форме ласточкина хвоста.
Кладка персепольской платформы — крайне неправильного типа, так называемая «без перевязи постелей», причем не соблюдаются даже горизонтальные ряды.
Платформа в Пасаргадах, где кладка безупречна, доказывает, что квадры (плиты) клались в недоделанном виде, имея вдоль швов лишь кант в виде ленты, а потом на месте отделывались и их лицевая поверхность и верхние постели. Кладка с лицевой стороны имеет обрезы, тогда как массив, состоящий из пригнанных друг к другу без связи камней неправильной формы, выравнен соответственно каждому ряду облицовки.
Стены из тесаного камня редки: камень употребляется для фундаментов, колонн и наличников. Конструкция из камня неправильной формы и кирпича. — Даже в грандиозных залах с мраморными колоннами и потолками из кедра стены сложены из сырца. Размер кирпича в круглых цифрах 33 х 8 см. Его
клали не в мокром виде, как в Ассирии, а сухим, как в Египте. Связью служила жидкая глина. Обожженный кирпич применялся лишь там, где требовалась особая прочность: в досасанидское время он использовался лишь для сводов.
Топливом для обжига кирпича служила, если судить по приемам, сохранившимся до настоящего времени, сухая трава, которую клали между пластами глины совершенно так же, как кладется каменный уголь при обжиге в коксовальных печах.
Обожженный кирпич клался на известковом растворе прекрасного качества. В этом персы следовали вавилонской традиции. Но они впервые ввели кладку камня неправильной формы на известковой связи; развалины Фирузабада и Сарвистана дают наиболее древние образцы этого строительного приема.
Для
большей прочности персы
Информация о работе Строительные приемы и конструкции Древней Персии