Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:28, реферат
Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название "Персия" все еще употребляется, когда речь заходит об Иране. В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р. Инд.
Введение………………………………………………………………………….3
Периоды Персидской архитектуры………………………………………….…3
Конструктивные приёмы Древней Персии…………………………………….7
Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии………………………....15
Памятники Древней Персии…………………………………………………….19
Список Литературы……………………………………………………………...23
Своды
Коробовые своды — Персидские коробовые своды разительно схожи с египетскими. У них одинаковы не только структура, но и профиль. Коробовые своды в Фирузабаде, обследованные Дьелафуа, сложены так же, как своды в Рамессеуме — из наклонных поперечных отрезков. И, как в Рамессеуме, их профиль похож на ручку корзины, построенную при помощи так называемого египетского треугольника (рисунок 81, А). Подобное совпадение говорит за то, что эта форма была занесена в Персию извне. По-видимому, Персия получила
из Египта если не самый принцип построения свода, то во всяком случае его геометрическую форму.
Стрельчатая форма, имеющаяся в Хорсабаде, чрезвычайно удобная при возведении свода без кружал, встречается и в Персии, но в более поздних памятниках. В сасанидском дворце в Ктесифоне имеется этому несколько примеров. Коробовый свод, сложенный на кружалах и с клиньями (с замком), встречается лишь в виде исключения. Он применяется лишь в двух случаях: в отдельно стоящих арках, где кладка поперечными отрезками была бы немыслима, или когда высота помещения не позволяет дать свод повышенного типа. Все коробовые своды имеют полуциркульную форму и всегда в пятах находится уступ, служивший опорою для кружал (рисунок 1, В).
Рис. 1 |
В случае встречи двух коробовых сводов под углом персы, во избежание могущих возникнуть конструктивных затруднений, располагают своды на разных высотах, поднимая пяты одного над замком другого. В вестибюле Фирузабадского дворца можно наблюдать систематическое применение этого приема. Крестовый свод — естественное разрешение встречи двух галерей — неизвестен в Древней Персии. Даже в средние века, когда он широко применяется византийцами, стрельчатый свод не встречается в Персии.
Конический свод, или тромп. — Мы видели в ассирийской архитектуре применение сводов с поперечными отрезками в том случае, когда профиль меняется на протяжении галереи. В персидской архитектуре этой системой пользовались для конических сводов (тромпов). Чертеж рисунка 1 взят из
конструкции Фирузабадского дворца. Тромп, подобно своду, для своего
выполнения без кружал требует материала не толще кирпича. В Фирузабаде, где кирпич плохого качества, приходилось прибегать к камню, а для того чтобы возводить тромп без кружал, толщина камня подгонялась под толщину кирпича. Это доказывает, насколько строители, лишенные строевого леса, придавали большое значение возведению свода без кружал.
Сферические своды на квадратном основании. — Ассирийские рельефы и египетские росписи дают нам изображения многочисленных куполов. Маловероятно, чтобы египетские купола, предназначенные для перекрытия зерновых амбаров, покоились на парусах (пандативах). В Ассирии существование парусов кажется более вероятным. Персия дала наиболее древние образцы купола не на циркульном основании.
На первый взгляд кажется, что купол с циркульным основанием не подходит для перекрытия квадратного в плане помещения: более естественным был бы свод так называемого монастырского типа, в котором все четыре стены, как бы сгибаясь, сходятся в центре перекрываемого пространства. Но для этого необходимы были бы кружала. Преимущество купольного перекрытия состоит в том, что оно делает кружала излишними, чем и объясняются все те усилия, которые персы приложили для того, чтобы свести купол к квадратному основанию.
Сведение купола к восьмигранному основанию было бы простым делом, поскольку восьмиугольник тесно охватывает окружность: разрешение персами этой задачи сводится к тому, чтобы квадратный план посредством четырех угловых тромпов, сложенных только что описанным способом, превратить в восьмиугольник. Фактически купол покоится на восьмиугольном основании, получающемся благодаря четырем тромпам (рисунок 2).
Таков
метод, примененный в Фирузабаде
и в Сарвистане. Так сводят купол
к кубу основания в Персии и
в настоящее время. Для купольного
покрытия в Персии характерен пандатив
на тромпах, конический парус. Пандатив
с
сферическим треугольником,
который мы опишем дальше, появляется
лишь с началом византийской архитектуры.
Рис. 2 |
Рис. 3
Способы укрепления сводов. — Рисунок 3 N, показывает простейший прием укрепления купольного покрытия у персов. Оно покоится на четырех подпружных арках Т, опирающихся на угловые устои. Наружные контрфорсы отсутствуют. Стены извне представляют одну сплошную плоскость, внутри же открываются одновременно и купол и поддерживающие его устои: вся конструкция представляется простой и внушающей доверие в смысле ее солидности.
Рисунок
3, М дает второй пример достижения равновесия
в персидской архитектуре: коробовый свод
покоится на массивной стене, облегченной
нишами и полукуполами на парусах. Эти
ниши по обеим сторонам поддерживаются
колоннами и расположены так, чтобы уничтожить
боковой
распор коробового свода. И здесь вся система контрфорсов помещена внутри здания.
Заведомо избегались массивы, служившие лишь для уничтожения распоров. Планы зданий обнаруживают двойную цель, которая ставится строителями: использовать в качестве контрфорсов внутренние стены здания и перенести внутрь строения части, которые служат для уничтожения распора и которых нельзя избежать.
Свод на рисунке 5 (Таг-Эйван) представляет собой остов из подпружных арок, между которыми находятся небольшие коробовые сводики. Вместо сплошного коробового свода мы имеем здесь целый ряд сводиков В, расположенных поперек основной оси галереи и опирающихся на свободные арки.
Распор, вместо того чтобы действовать на всю стену, локализуется в пунктах А и А'. В этом своде, кстати сказать позднего времени, применен весьма сложный принцип разложения сил распора, который найдет себе широкое применение в мусульманской архитектуре и в западноевропейском зодчестве.
Нам остается еще сказать о конструктивных приемах, применявшихся в археменидских дворцах. Мы имеем здесь дело с деревянной конструкцией того типа, который встречается в архитектуре всех азиатских стран, но реализация которого при отсутствии дерева и при грандиозных размерах зданий, создавшихся по прихоти персидских царей, представляла такие трудности, которые едва ли где-нибудь еще осуществлялись.
Рис.
4
Рис. 5 |
Конструкция террас.
В Египте кровля жилищ покоится на столбах, провязанных рядами поперечных брусьев, и состоит из настила из пальмовых стволов, поверх которого наложен слой земли, по краю обложенный связками тростника или кирпичом.
Террасы персидских дворцов нам известны по скульптурам, украшающим царские гробницы, и по развалинам Персеполя и Суз. Они отличаются от египетских лишь своим большим размером и высококачественным материалом.
Сложенный
из кирпичей столб с деревянными
связями заменился здесь
Пучок балок В (рисунок 4), который покоится на колоннах и через посредство которого им передается тяжесть платформы, состоит из нескольких брусьев. Было бы совершенно немыслимо доставить через горные цепи, отделяющие Персию от лесистых местностей, балки, способные выдержать такую тяжесть. Вместо того чтобы употреблять балки с широким сечением, их
заменяли пучком более тонких брусьев, положенных в два или три ряда. Потом идет накат из балок; затем дощатый потолок и, наконец, терраса, имевшая по краю, как в Египте, невысокую кирпичную стену.
В
Сузанском дворце, являющемся современником
классического греческого искусства,
терраса покрыта черепицей большого размера
греческого образца. Как видно из предшествующего,
деревянная конструкция эпохи Ахеменидов
является крайне элементарной, но в архитектуре
именно простыми приемами и достигаются
наибольшие эффекты.
Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии.
Колонна и антаблемент. — Персидская колонна в смысле своего построения представляет собой такое же нагромождение мотивов, какое мы видели в египетской, в эпоху династий, современных персепольскому искусству. Может быть, они являются просто подражанием тем египетским деревянным или металлическим мелким изделиям, которые широко распространялись финикийскими купцами.
Колонна, стройная, как древесный ствол, имеет в вышину не менее десяти диаметров. Каннелированный ствол ее (рисунок 6) опирается на базу, либо украшенную валом, либо колоколообразную, и увенчан капителью, наиболее сложный тип которой показан на рисунке 6, А.
Расположенные один над другим элементы капители следующие:
кампанула, аналогичная встречающимся в портиках Тут-Мора в Карнаке;
венчик — такой же, как у египетских капителей — в виде распустившегося лотоса;
волюта с двойными завитками;
наконец, фигуры лежащих быков.
|
Рис. 7
Стены. — Глиняные стены не допускали иного убранства, кроме стенописи или невысокой профилировки, как это имело место в египетских и ассирийских зданиях,— это обычная декорировка стен в Персии. В Ктесифоне полуколонны, которыми отделаны стены, являются одновременно закрепляющими ее контрфорсами. В Фирузабаде эти контрфорсы, всегда имеющие колонны, связаны друг с другом аркатурами.
Для
увенчания здания выступающие карнизы
представляли слишком большое затруднение:
их трудно было сложить из кирпича.
Поэтому стены,
наподобие ассирийских, увенчивались зубцами.
Дверные и оконные пролеты. — Предположим, что дело идет о пролете, перекрытом аркой, в стене, сложенной из камня неправильной формы (бута).
Мы уже указывали, что специально для кружал в пятах свода делали выступы; затем штукатуркой, покрывавшей откос свода, скрывали выступ. В Ктесифоне подобная штукатурка наложена по способу, указанному в чертеже С (рисунок 7). Она образует слив (скат) поверх уступа и придает профилю арки форму подковы. Таково происхождение свода повышенного типа, который будет в таком ходу в мусульманском зодчестве.
В Фирузабаде (F) штукатурка откоса заменена гласисом N, но, вместо того чтобы профилироваться выступом, как импосты в нашей архитектуре, он имеет вид впадины, а поскольку в конструкции существует впадина R, это ее лишь подчеркивает.
Во дворцах Персеполя (М) пролеты имеют прямоугольную форму, а наличник увенчан карнизом египетского типа. В Фирузабаде (F) такой же наличник выполнен из гипса.
Пропорции
Обратимся опять к ахеменидскому периоду и поставим в отношении персидского искусства вопрос о пропорциях в архитектурных памятниках, как мы это уже делали в отношении архитектуры Египта и Ассирии.
Ответ
будет тот же: устанавливаются
модульные взаимоотношения
Одним
из памятников, размеры которого нам
лучше всего известны, является могила
Дария I. Кост обследовал ее с удивительной
тщательностью, а Бабен в свою
очередь смог проверить ее обмеры.
Все они кратны определенному модулю.
Модуль равен персидскому локтю и представляет
собой не что иное, как диаметр колонны,
измеренной на половине ее высоты. Цифры,
указанные на рисунке 8, дают главнейшие
размеры в модулях или
локтях. Вытекающие из них пропорции аналогичны тем, которые получились
бы в треугольнике,
помещенном в положении, указанном
на рисунке 91, имеющем высоту, равную
7/8 основания,— другими словами,
с большим приближением,— в
равностороннем треугольнике.
Информация о работе Строительные приемы и конструкции Древней Персии