Тормозные жидкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:18, реферат

Описание

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.

Содержание

Общие сведения 2
Эксплуатационные требования 3
Тормозные жидкости 4
Свойства тормозных жидкостей
4
Особенности эксплуатации тормозных жидкостей
7
Проверка состояния жидкости
7
Совместимость тормозных жидкостей 8
Замена 8
Рынок тормозных жидкостей в России 8
Рост автопарка - вопрос времени 9
Новые рынки 10
Последние новости от производителей 15
Меры безопасности при работе с ТЖ 16
Список используемой литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Тормозные жидкости.docx

— 43.87 Кб (Скачать документ)

       СОДЕРЖАНИЕ 

Общие сведения

2

       Эксплуатационные требования

3

Тормозные жидкости

4

       Свойства тормозных  жидкостей

       
4

       Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

       
7

       Проверка состояния  жидкости

       
7

       Совместимость тормозных  жидкостей

8

       Замена

8
  Рынок тормозных жидкостей  в России 8
       Рост автопарка - вопрос времени 9
         Новые рынки 10
Последние новости от производителей 15
Меры  безопасности при  работе с ТЖ         16
Список  используемой литературы 18
 
 
 
 
 

       Безотказность тормозов — важнейшее условие  безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям  предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует  полной замены с периодичностью, предусмотренной  производителем. 

       ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

       При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода  передается к колесным (рабочим) тормозным  механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «прова-питься» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT - Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» - с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°С и -40°С. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены «таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты - ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.

       Тормозные жидкости различных классов в  основном применяются:

        DOT 3 - для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;

        DOT 4 - на современных быстроходных автомобилях с преимущественно дисковыми тормозами на всех колесах;

          DOT 5.1 - на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.

       Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются. 

       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ

       Кроме основных - по температуре кипения  и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям.

       Отсутствие  отрицательного воздействия на резиновые  детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены  резиновые манжеты. Герметичность  этих соединений повышается, если под  воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных  материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.

       Защита  металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных  металлов, соединенных между собой, что создает условия для развитая электрохимической коррозии. Для  ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.

           Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.

       Стабильность  при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале  температур от минус 40 до плюс 100°С должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию  осадков и отложений. 
 
 
 

       Тормозные жидкости 

       Назначение  тормозных жидкостей - передавать усилие от главного тормозного цилиндра к  колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно  ответственная; у тормозной системы  нет права на отказ ни при каких  обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит  эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.

       Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового  масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе (“Нева”, “Томь” и  РосДОТ, она же “Роса”), - полигликоли  и их эфиры. Гораздо реже применяют  силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном  нагреве, а другие - защищают металлические  детали гидросистем от коррозии. Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

       Свойства  тормозных жидкостей

       Температура кипения чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой  пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура  превысит допустимую, ТЖ закипит, и  образуются пузырьки пара. Несжимаемая  жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем  больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется  на охлаждение колесных цилиндров и  подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и  даже на равнинном шоссе, загруженном  транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное  закипание ТЖ коварно тем, что  водитель не может предугадать этот момент.

       Вязкость  характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура  окружающей среды и самой ТЖ может  быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом  в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при  интенсивном замедлении машины (в  рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах  гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая - будет с трудом прокачиваться  по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая - повышает вероятность течей.

       Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать  свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это  допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в  цилиндрах, поэтому не исключено  подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной  из-за утечек, а замедление - неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая  усилие тормозным колодкам).

       Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и  алюминия не должны корродировать в  ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или  манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет  из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод  перестает работать.

       Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и  манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать  их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют  течи ТЖ.

       Стабильность - устойчивость к воздействию высоких  температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления  ТЖ разъедают металлы.

       Гигроскопичность - склонность тормозных жидкостей  на полигликолевой основе поглощать  воду из атмосферы. В эксплуатации - в основном через компенсационное  отверстие в крышке бачка. Тормозная  жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2-3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.  

       Показатели  некоторых известных тормозных  жидкостей

Наименование  показателя DОТ 3 DОТ 4 DОТ 5 БСК Нева А Нева Б Томь
Температура кипения,°C, не ниже 230 240 260 115 200 195 220
Температура кипения увлажненной жидкости,°C, не ниже 140 155 180 - 140 137 160
Вязкость  кинематическая при -40°C,мм/сек., не более 1500 1800 900 - 1500 1500 1500
 

       Жидкости  типа DОТ 3 предназначены для гидропривода тормозов барабанного типа, а также  для дисковых тормозов при обычных  условиях эксплуатации. Жидкости типа DОТ 4 используются на автомобилях с  дисковыми тормозами, эксплуатирующихся  в городских условиях (на режимах "разгон-торможение"). Спирто-касторовая жидкость "БСК" не может рассматриваться  как ТЖ для современных автомобилей. Она была разработана для старых автомобилей времен ГАЗ-21 и застывает  уже при температуре - 20° С. Жидкость "Нева" марки "А" незначительно  уступает требованиям DОТ 3, а марка "Б" - не соответствует им по температуре  кипения как сухой, так и увлажненной  жидкости. ТЖ "Нева" была разработана  для применения в тормозных системах первых моделей "Жигулей". Тормозные  жидкости DОТ 3, "Томь" и DОТ 4 могут  применяться практически на всех отечественных автомобилях. Тормозная  жидкость DOT5 также известна, как "силиконовая" тормозная жидкость ("silicone"). Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми частями. Недостатки: DOT5 нельзя смешивать с DOT3 или DOT4. Большинство проблем с DOT5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы.

       Особенности эксплуатации тормозных  жидкостей

       Поглощение  воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще  не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей - т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность  процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала  активно, а потом - медленнее. Или  наоборот. Но даже если значения температуры  кипения у “сухих” жидкостей  разных классов сделать близкими, например к DОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает  автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем  своих машин.

       Проверка  состояния жидкости

       Объективно  определить основные параметры ТЖ можно  только в лаборатории. В эксплуатации - лишь косвенно и не все. Самостоятельно жидкость проверяют визуально - по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру  кипения. Поскольку жидкость в системе  не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она  контактирует с атмосферой, набирая  влагу, а в тормозных механизмах - нет. Зато там жидкость часто и  сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается. Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет. 

Информация о работе Тормозные жидкости