Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 10:16, отчет по практике
Цель работы – изучить основы дознания, проводимого таможенными органами Российской Федерации.
В ходе преддипломной практики выполнялись следующие задачи:
1. Знакомство со средой, организацией и коллективом отдела дознания Алтайской таможни, а также ознакомление с правовым статусом должностных лиц, проходящих службы в таможенных органах РФ.
2. Изучение работы дознавателя и приобретение практического умения выявления состава преступления, отнесённых к компетенции таможенных органов
3. Детальное изучение нормативно-правовой базы необходимой для возбуждения уголовного дела по статье «Контрабанда»
4. Сбор информации, необходимой для написания дипломного проекта
5. Закрепление навыков сбора и обработки информации, необходимой для подготовки письменного развёрнутого преддипломного отчёта
Вследствие этого по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.
Уголовное
дело вначале расследуют работники
отдела дознания таможни или регионального
таможенного управления, а затем
передают его следователю
Вместе
с тем прекращение уголовного
дела о контрабанде или ином таможенном
преступлении не влечет обязательного
прекращения административного
дела, ведущегося в отношении юридического
лица. Это еще раз подчеркивает
необходимость тесного
Если
сотрудник отдела дознания одновременно
с расследованием уголовного дела осуществляет
и административное производство, то
взаимодействие с оперативно-розыскными
отделами будет самым тесным. Это
обусловлено тем, что при возбуждении
таможенным органом уголовного дела
во всех случаях создается оперативно-
По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.
Опыт показывает, что чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.
Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.
Изучение
следственной практики поможет почерпнуть
сведения о наиболее удачных приемах,
способах и средствах расследования,
определить место и формы участия
оперативных работников и специалистов
таможенных органов на предварительном
следствии. Проверенная форма
План
расследования должен включать перечень
следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий. При этом необходимо помнить,
что каждый из субъектов взаимодействия
решает стоящие задачи в рамках своей
компетенции присущими силами и
средствами: следователь и органы
дознания выполняют следственные и
розыскные действия, а оперативные
и оперативно-технические
С
момента принятия уголовного дела к
производству только следователь инициатор
и организатор этого
Анализ практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: взаимная информация о фактах контрабанды, новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, примененных преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.22
Взаимодействие с иностранными правоохранительными органами требуется тогда, когда по уголовному делу нужно проверить факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими хозяйствующими субъектами соответствующих внешнеторговых контрактов, а также при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В подобных случаях взаимодействие с правоохранительными органами "дальнего" и "ближнего" зарубежья осуществляется через Генеральную прокуратуру РФ путем направления отдельных следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу или через ФТС России (запрос направляется в зарубежную таможенную службу).
Результативность
борьбы с контрабандой зависит от
своевременной
Эффективность
взаимосогласованных действий по выявлению
и пресечению контрабанды наиболее
очевидна, когда обнаруживается крупный
бесхозный контрабандный товар
на транспортных средствах межгосударственного
сообщения. Для борьбы с такими фактами
контрабанды, сбора доказательств,
выявления виновных и применения
к ним предусмотренных законом
мер воздействия необходимы совместные
усилия представителей правоохранительных
органов различных государств в
рамках существующих международных договоров
об оказании правовой помощи. Например,
расследование уголовных дел, связанных
с контрабандой крупных партий товаров,
требует обязательной встречной проверки
таможенных документов, оформленных в
Российской Федерации, с аналогичными
таможенными документами, оформленными
в отношении тех же товаров в государствах,
откуда они импортировались или куда экспортировались,
или через которые шли транзитом.
3.Борьба с контрабандой таможенных органов на примере Алтайской таможни
3.1 Криминалистическая характеристика контрабанды
Контрабанда,
являясь преступлением в сфере
экономической деятельности, согласно
ч.1 ст.188 УК России определяется как
перемещение в крупном размере
через таможенную границу Российской
Федерации товаров или иных предметов,
совершенное помимо или с сокрытием
от таможенного контроля, либо с
обманным использованием документов или
средств таможенной идентификации,
либо сопряженное с
Кроме
того, ч.2 ст.188 УК России устанавливается
ответственность за квалифицированную
контрабанду, которой признается перемещение
через таможенную границу Российской
Федераций наркотических
Имеются и два особо квалифицированных вида контрабанды. Во-первых, в соответствии с ч.3 ст.188 УК России особо квалифицированным видом контрабанды; признается совершение обычной либо квалифицированной контрабанды неоднократно, должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Во-вторых, в соответствии с ч.4 ст.188 УК России особо квалифицированной контрабандой признается любая контрабанда, совершенная организованной группой. Такая контрабанда признается особо тяжким преступлением.
Наиболее значимыми элементами криминалистической характеристики контрабанды являются место, способ и характерные следы совершения данного преступления. 24
Место
совершения контрабанды - таможенная граница,
которой являются пределы таможенной
территории Российской Федерации, а
также периметры свободных
Способ
перемещения предметов
Способы
перемещения контрабанды могут
быть "личными" и "безличными".
В первом случае контрабандист лично
перемещает предметы контрабанды через
таможенную границу. Во втором случае
контрабанда перемещается через
таможенную границу без его
Перемещение товаров признается совершенным помимо или с сокрытием от таможенного контроля, если оно совершено вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, а также с использованием тайников и иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других. Наиболее типичными местами сокрытия предметов контрабанды являются ручная кладь (например, чемоданы и сумки с двойным дном) и различные бытовые предметы, перемещаемые через таможенную границу, имеющие конструктивные полости или специально оборудованные тайники, а также транспортные средства, где предметы контрабанды прячутся в различных полостях и труднодоступных местах, в грузовых контейнерах. В последнее время зафиксированы случаи, когда предметы контрабанды, как правило наркотики, в фабричных условиях закатываются в консервные банки, тюбики с кремами, помещаются внутрь деревянных деталей мебели. Часто предметы контрабанды вывозятся в одежде. Весьма распространена пересылка предметов контрабанды, особенно наркотиков, по почте с сокрытием в письмах, бандеролях, посылках. Имеет место и сокрытие предметов контрабанды в полостях и внутри организма животных и людей.