Дозанние в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 10:16, отчет по практике

Описание

Цель работы – изучить основы дознания, проводимого таможенными органами Российской Федерации.
В ходе преддипломной практики выполнялись следующие задачи:
1. Знакомство со средой, организацией и коллективом отдела дознания Алтайской таможни, а также ознакомление с правовым статусом должностных лиц, проходящих службы в таможенных органах РФ.
2. Изучение работы дознавателя и приобретение практического умения выявления состава преступления, отнесённых к компетенции таможенных органов
3. Детальное изучение нормативно-правовой базы необходимой для возбуждения уголовного дела по статье «Контрабанда»
4. Сбор информации, необходимой для написания дипломного проекта
5. Закрепление навыков сбора и обработки информации, необходимой для подготовки письменного развёрнутого преддипломного отчёта

Работа состоит из  1 файл

практика.docx

— 100.63 Кб (Скачать документ)

     Существенное  значение для раскрытия преступления имеют своевременные допросы  свидетелей (включая должностных  лиц таможни и военнослужащих пограничных войск), обнаруживших "бесхозную" контрабанду, из показаний которых  необходимо получить максимум информации об известных им обстоятельствах, связанных  с преступлением. В зависимости от вида контрабанды и способов ее совершения свидетели также могут быть выявлены из числа лиц оформлявших таможенные и иные документы на контрабандный груз или груз, в котором была обнаружена контрабанда, - грузоотправителей и грузополучателей; представителей предприятий, организаций, фирм и компаний, производящих, распределяющих и поставляющих продукцию, которая контрабандно перемещалась за границу; собственников и владельцев художественных и иных ценностей, незаконно вывозимых за пределы России; из числа других категорий должностных лиц и граждан (иногда иностранцев). 29

     Допрашивая  свидетелей, на начальном этапе расследования  следует получить информацию о вероятном  преступнике, его характеристике и  индивидуализирующих признаках, которая  должна незамедлительно передаваться органам, осуществляющим розыск преступников, а также сведения о возможных свидетелях происшествия.

     Успешному расследованию способствует широкое  использование помощи специалистов и экспертов в поисках дополнительных следов преступления, в исследовании вещественных доказательств, отыскании  нужной информации. Такая помощь особое значение приобретает при установлении обстоятельств контрабанды наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, произведений искусства, художественных, исторических и иных ценностей и т.д.

     Анализ  выявленных при осмотре места  происшествия и предметов контрабанды  следов преступления и преступника  и иной полученной информации позволяет  выдвинуть дополнительные следственные версии и вести расследование  целенаправленно.

     Если  в процессе расследования лицо, совершившее  преступление, будет установлено, то первая типичная следственная ситуация может трансформироваться в одну из разновидностей второй, когда в  распоряжении следствия имеется  информация о деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице, причастном к  ее совершению, однако местонахождение  этого лица неизвестно или оно  находится за границей.

     Основными задачами расследования во второй типичной ситуации являются: установление местонахождения  лица, совершившего преступление, сбор данных о его личности, родственных  и иных связях; установление неизвестной  следствию стадии подготовки к преступлению и других обстоятельств объективной  стороны преступления; выявление  соучастников и свидетелей преступления; фиксация имеющихся и получение  дополнительных доказательств преступной деятельности скрывшегося лица; доказывание вины подозреваемого, мотивов и целей совершения преступления; установление обстоятельств, при которых лицо, совершившее преступление, скрылось со своего места жительства (или оказалось за границей), а также причин и условий, способствовавших совершению преступления. 30

     Выдвигаемые частные версии вытекают из названных  выше задач расследования и касаются неизвестных обстоятельств объективной  стороны преступления, возможных  соучастников, обстоятельств, при которых  лицо скрылось с места происшествия и места проживания, мотивов и  целей преступления и т.д.

     В подобных ситуациях объем информации о лице, совершившем преступление, может быть самым различным. Однако в любом случае следователь имеет  возможность хотя бы в общих чертах учесть при планировании особенности  личности подозреваемого (российский гражданин или иностранец, возраст, профессия и т.д.).

     Планирование  расследования уголовного дела в  отношении лица, находящегося за границей, имеет определенные особенности, которые  вытекают из необходимости взаимодействия российских следователей с их зарубежными  коллегами.

     Следователь в условиях рассматриваемой типичной следственной ситуации производит все  возможные без участия лица, совершившего преступление, следственные и иные действия: осмотр места происшествия, предметов контрабанды и иных вещественных доказательств, допрос свидетелей (а также соучастников, если таковые  имеются и не скрылись от следствия), обыски по местам работы и жительства и в других местах, где могут  находиться вещественные доказательства и само скрывающееся лицо, выемки документов и предметов, необходимых для установления истины по делу, назначение экспертиз, предъявление для опознания предметов контрабанды и других предметов и средств (например, транспортных), а также скрывшегося лица по фотографии, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку.

     Важным  источником информации о месте нахождения лица, совершившего преступление, может  быть место происшествия, в ходе осмотра которого тщательно исследуются  следы ухода с него преступника. При производстве обысков, выемок, осмотре  почтово-телеграфной корреспонденции, допросах свидетелей (особенно из числа  родных и близких) следователь должен выяснить следующие обстоятельства: где и на протяжении какого периода  времени проживал, учился, работал, отдыхал, находился в командировках  и на лечении, проходил военную службу, отбывал наказание разыскиваемый; признаки его внешности и особые приметы.

     Ценная  информация о круге общения разыскиваемого и местах возможного его нахождения может быть получена при осмотре  его дневников, записных книжек, фотоальбомов, писем.

     Производя обыски у родственников и близких  связей разыскиваемого, кроме названных  выше документов, следует искать талоны и счета на междугородные переговоры, приготовленные к пересылке вещи и другие предметы, которые могут  свидетельствовать о поддержании  ими отношений со скрывшимся лицом, а также обращать внимание на наличие  личных вещей разыскиваемого. Их отсутствие при повторном обыске дает основание  для выдвижения версии о контактах  с ним указанных лиц. 31

     При допросах свидетелей необходимо получить как можно более полные сведения о личности разыскиваемого, об одежде и вещах, которые были на нем и  при нем, о документах и ценностях, исчезнувших вместе с ним, состоянии  его здоровья, чертах характера, привычках, наклонностях и иных присущих ему  особенностях, об обстоятельствах, при  которых он скрылся с постоянного места жительства, и иную информацию, имеющую розыскной характер.

     Самой благоприятной для расследования, как правило, является третья типичная ситуация, когда на момент возбуждения  уголовного дела в распоряжении следствия  имеются достаточные данные о  деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице (лицах), его совершившем (совершивших), и о местонахождении этого  лица (лиц) - лицо задержано либо известно, где оно находится на территории страны (России).

     Чаще  всего подобные ситуации возникают  при обнаружении предметов контрабанды  работниками таможни или военнослужащими  пограничных войск на контрольно-пропускных пунктах либо при установлении факта  совершения контрабанды конкретным лицом в процессе расследования  уголовного дела, возбужденного по другой статье УК.

     На  начальном этапе расследования  в рассматриваемой типичной ситуации решаются такие задачи, как установление неизвестной следствию стадии подготовки преступления, закрепление имеющихся  материалов, их уточнение, дополнение, детализация, доказывание вины подозреваемого, мотивов и целей преступления. Эти задачи конкретизируются на основе анализа и оценки тех фактов и  обстоятельств, информация о которых  содержится в поступивших материалах, а также исходя из вида контрабанды  и способа ее совершения.

     После возбуждения уголовного дела или  принятия его к производству осуществляются следующие следственные действия: задержание (арест) подозреваемого; его личный обыск и допрос; осмотр изъятых  предметов контрабанды, мест ее обнаружения; приспособлений для ее перемещения  или хранения; документов использованных для ее прикрытия; обыски и выемки по месту жительства и работы подозреваемого и у других лиц, у которых мог находиться предметы контрабанды и иные предметы и документы могущие иметь значение для дела; наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценные бумаги, подлежащие конфискации; выемка (истребование) предметов и документов в соответствующих учреждениях, организациях, предприятиях, фирмах, компаниях, обществах; наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка; допросы свидетелей и потерпевших (к их числу можно отнести лиц, у которых незаконно изъяты предметы и ценности, перемещаемые через таможенную границу); предъявление им для опознания предметов контрабанды, а при необходимости и подозреваемого; проведение очных ставок между ними и подозреваемым (подозреваемыми), назначение экспертиз, ревизий и документальных проверок; производство следственных экспериментов.

     В практике расследования дел о  контрабанде довольно часто возникают  и ситуации, объединяющие в различном  сочетании элементы двух или всех трех рассмотренных выше типичных ситуаций, что сказывается на направлениях расследования, которых может быть несколько. Принимая решение, следователь  должен исходить из конкретной ситуации, оценивая совокупность формирующих  ее факторов, рассматривая рекомендации, предлагаемые для типичных ситуаций, как возможные варианты действий.

     После определения на основе анализа и  оценки исходной следственной ситуации направления расследования его  успех зависит главным образом  от использования данных оперативной  деятельности, надлежащей организации  и квалифицированного производства отдельных следственных действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.4 Борьба с контрабандой  на примере Алтайской  таможни за 2010 год

     Пограничные таможенные посты Алтайской таможни  (Рубцовская, Горнякская, Кулундинская и Михайловская таможни) на российско-казахстанской границе решают две основные взаимосвязанные задачи. С одной стороны, важно способствовать ускорению внешнеторгового товарооборота и снятию излишних барьеров для взаимной торговли. А с другой стороны, действия по совершенствованию таможенного администрирования, облегчению таможенных процедур, оптимизации контрольных функций создают определенные условия для более «прозрачной» внешнеэкономической деятельности и предпосылки для решения другой не менее важной задачи – усиления противодействия незаконному перемещению товаров и транспортных средств через границу.32

       Криминогенная ситуация на российско-казахстанском участке границы остается сложной, в том числе и из-за большого количества совершаемых противоправных деяний, связанных с перемещением товаров и транспортных средств вне установленных пунктов пропуска (помимо таможенного контроля), а также не декларированием товаров или заявлением недостоверных данных об их количестве (весе).

     Основными предметами, незаконно перемещаемыми через российско-казахстанский участок границы, являются одежда, обувь, бытовая химия , а также бензин и дизельное топливо на. Это объясняется существенной разницей в рыночной стоимости товаров на территории России и Казахстана и возможностью оказаться в выигрыше от продажи более дешевого незаконно провезенного через границу товара (а значит, не только без уплаты пошлин и налогов, но и без гарантий качества и безопасности).33

     О довольно высоком «криминальном фоне» на казахстанской границе свидетельствуют и результаты таможенного контроля и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных таможенниками как самостоятельно, так и совместно с коллегами из правоохранительных органов.

     За 2010 год таможенными органами Алтайской таможни  было возбуждено  1774 дел об административных правонарушениях по фактам незаконного перемещения через российско-казахстанскую границу товаров народного потребления и продукции топливно-энергетического комплекса, что превышает уровень 2009 года на 10%. При этом, все они имеют контрабандообразующий состав. Например, по ст. 16.1 КоАП РФ «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ» возбуждено 548 дел об АП (в 2009 году 410 дел – рост на 34%). Еще больше дел возбуждено по ст. 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств» – 1000 (в 2009 году – 510). Сумма задержанных товаров по таким делам составила более 18 млн рублей, а общая сумма наложенных административных штрафов превысила 6 млн рублей.34

     Возбуждено  и передано в суд 58 уголовных дел. Из общего числа возбужденных уголовных дел 9 дел возбуждены по признакам преступлений, предусматривающих ответственность по ч. 2 ст. 188 Уголовного кодекса РФ (контрабанда наркотиков, оружия, боеприпасов, и пр.), 2 уголовных дела - по ст. 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), остальные 43 дела возбуждены по ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса РФ (контрабанда товаров народного потребления, либо продуктов питания). По возбужденным уголовным делам изъято товаров и транспортных средств на сумму свыше 81 млн. руб. За 2010 год выявлено 7 фактов незаконного перемещения через границу РФ контролируемых веществ и 1 факт контрабанды боеприпасов. Всего из незаконного оборота изъято 12,4 кг контролируемых веществ.

Информация о работе Дозанние в таможенных органах