- решение (предписание, акт о назначении проверки) и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
- должностные лица таможенных органов не указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки);
- должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.
При отказе проверяемого
лица в доступе должностных лиц
таможенного органа, проводящих выездную
таможенную проверку, на объект проверяемого
лица составляется акт (протокол) в соответствии
с законодательством государства — члена таможенного союза.
В случае необоснованного
отказа проверяемого лица обеспечить
доступ должностных лиц таможенных органов
на объект проверяемого лица они вправе
входить на этот объект с пресечением
сопротивления и со вскрытием запертых помещений
в присутствии двух понятых, за исключением
случаев, если законодательством государств
— членов таможенного союза установлен иной
порядок доступа должностных лиц государственных
органов на отдельные объекты. Обо всех
случаях вхождения на объекты проверяемых
лиц с пресечением сопротивления и со
вскрытием запертых помещений таможенные
органы уведомляют прокурора в течение
24 часов.
При проведении таможенной
проверки должностные лица таможенного
органа имеют право:
- требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;
- требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
- требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
- требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;
- запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну в соответствии с законодательством государств -членов таможенного союза;
- проводить в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза, инвентаризацию (требовать проведения инвентаризации) товаров при проведении выездных таможенных проверок;
- направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;
- доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;
- осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;
- изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;
- налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
- опечатывать помещения, в которых находятся товары;
- проводить иные действия, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.
Должностные лица таможенных
органов при проведении таможенных
проверок обязаны:
- соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
- не нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной таможенной проверки;
- использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении таможенных проверок;
- не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок;
- предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;
- обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенных проверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза;
- информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при назначении и проведении экспертизы (исследования), при взятии проб и образцов товаров;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.
- Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:
- запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств -членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок;
- представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;
- обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза;
- пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства — члена таможенного союза.
Проверяемое лицо
при проведении таможенной проверки
обязано
- предъявить товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;
- представить по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;
- обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;
- сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);
- в случае если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства — члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;
- определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее двух календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);
- исполнить иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.
Налоговые и иные государственные
органы государств — членов таможенного союза представляют
по запросу таможенных органов необходимые
документы и сведения, касающиеся регистрации
юридических лиц, уплаты и исчисления
налогов, бухгалтерскую отчетность, а
также документы и сведения, в том
числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую
тайну, с соблюдением требований законодательства
государств — членов таможенного союза о защите государственной,
коммерческой, банковской, налоговой и
иной охраняемой законодательством
тайны.
Банки и иные кредитные организации
государств — членов таможенного союза
представляют по запросу таможенного органа документы и сведения,
касающиеся движения денежных средств
по счетам организаций, необходимые для
проведения таможенной проверки, в том
числе содержащие банковскую тайну в соответствии
с законодательством государств —
членов таможенного союза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под таможенным
контролем понимается совокупность мер,
осуществляемых таможенными органами
с использованием системы управления
рисками, в целях обеспечения соблюдения
таможенного законодательства Таможенного
союза и законодательства государств
– членов Таможенного союза.
При проведении
таможенного контроля таможенные органы
исходят из принципа выборочности и
ограничиваются только теми формами
таможенного контроля, которые достаточны
для обеспечения соблюдения таможенного
законодательства таможенного союза
и законодательства государств - членов
таможенного союза.
ТК ТС
устанавливает формы таможенного контроля
как отдельные мероприятия производства
таможенного контроля.
Уполномоченные
должностные лица при выполнении
таможенных операций вправе применять
следующие формы таможенного
контроля, установленные ТК ТС:
1) документальный
контроль,
- т.е. проверку документов и сведений;
- проверку системы учета товаров и отчетности;
- таможенную проверку;
2) фактический
контроль,
- т.е. таможенный осмотр;
- таможенный досмотр;
- таможенное наблюдение;
- проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
- таможенный осмотр помещений и территорий;
- личный таможенный досмотр;
- учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
3) устный
опрос;
4) получение
объяснений.
В отличии
от ТК РФ в ТК ТС по формам таможенного контроля
произведены следующие новации:
- вместо
термина "осмотр помещений
и территорий" (ст. 375 ТК РФ) используется
термин "таможенный осмотр помещений
и территорий" (ст. 119 ТК ТС);
- вместо
формы таможенного контроля "таможенная
ревизия" (ст. 376 ТК РФ) введена форма
таможенного контроля "таможенная проверка"
(ст. 122 ТК ТС) - она
может быть камеральной и выездной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. N 17) // Собрание законодательства РФ № 50 от 13.12.2010 г., в ред. от 16.04.2010 г.: www.consultant.ru.
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета № 269 от 29.11.2010 г.; № 311-ФЗ от 27.11.2010 г., в ред. от 11.07.2011 г.: www.consultant.ru..
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции" (вместе с "Требованиями к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции") // Собрание законодательства РФ N 52 от 26.12.2005 г., в ред. от 30.12.2011 г.: www.consultant.ru.
- Приказ ФТС от 29.04.2011г. №895 « Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки» // Таможенные ведомости N 7, июль, 2011 г.: www.consultant.ru.
- Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru.
- Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза/ под ред. Анохина О.Г.-М.: Проспект, 2011. – 448 с.
- Чермянинов, Д. В. Таможенное право: учебник / Д. В. Чермянинов; под ред. Д. Н. Бахрах. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 388 с.