Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 06:06, курсовая работа
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобальной активизации мирохозяйственных связей, постоянного роста объемов внешней торговли и возрастающей роли в этих процессах таможенных органов, широкое распространение получил процесс систематизации информации, т. е. процесс развития информационных систем и технологий с учетом современных международных инновационных стандартов и подходов.
Объектом исследования является анализ инновационных процессов внедрения и применения современных информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в таможенной сфере и обеспечении внешнеторговой деятельности, разработанных с учетом международных стандартов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ…5
1.1. Информационные таможенные технологии: цели, задачи и значимость для таможенной сферы……………………………………………….5
1.2. Стандарты в области информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….7
2.ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………………..13
2.1. Опыт применения информационных таможенных технологий в мировой практике…………………………………………………………………..13
2.2. Опыт применения информационных таможенных технологий в Республике Беларусь в рамках Таможенного союза……………………………..16
2.3. Тенденции и перспективы развития информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………38
Инспекторы таможенной
службы вынуждены гнаться за
показателями и вследствие
Также периодически поступают жалобы от участников ВЭД на то, что инспекторы таможенной службы помимо электронного пакета документов просят их представлять и бумажный, поскольку с бумажным значительно проще и привычнее работать. Представляется, что основная причина этих явлений - организационные проблемы (в частности, то, что возможность обучения работе с программным обеспечением была предоставлена не всем инспекторам, и люди, которые обучение не прошли, были вынуждены осваивать эту технологию самостоятельно, что значительно менее эффективно).
То есть технология,
которая должна была в
Также обе
стороны - и участники ВЭД, и
таможенные представители,
Существенными
являются также некоторые трудн
Существенным проблемным аспектом является также и то, что на данный момент отсутствует система межведомственного обмена информацией. Создание межведомственных информационных систем, обеспечивающих электронный документооборот на уровне ведомств, является острой и давно назревшей необходимостью, т.к. в перспективе позволит отказаться от формирования многочисленных бумажных копий электронных документов и повысит привлекательность безбумажных технологий [31].
Однако, несмотря
на все вышеуказанные сложности,
технология электронного декларирования
становится все более популярной
и применяется все более
Говоря о
Республике Казахстан, ситуация с электронным
декларированием оставляет
Таким образом, можно сделать заключение о том, что в Республике Беларусь внедрение ЭД происходит наиболее успешно. И если Российская Федерация несмотря на территориальную разницу приближается к белорусским результатам, то Республика Казахстан отстаёт, как минимум, на пару лет, что бесспорно отрицательно влияет на организацию взаимодействия между тремя странами-участницами Таможенного союза, не говоря уже о создании единой системы обмена информацией в данной области.
Электронное предварительное информирование.
В соответствии с Рамочными стандартами одним из главных источников информации для оценки рисков является предварительная информации, предоставляемая заблаговременно перевозчиками, импортерами и экспортерами [8]. В рамках государственного проекта «Электронная таможня» приняты основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь до 2015 г., которые предусматривают создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения вхождения страны в число 30 ведущих государств мира по качеству бизнес-климата. Одним из запланированных нововведений являлось электронное предварительное информирование (ЭПИ), т.е. отказ от бумажного медленного и ресурсоемкого декларирования товаров.
Возможность представления таможенным органам электронной предварительной информации о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах (ЭПИ) предусмотрена статьей 42 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Процедура представления предварительной информации таможенным органам Республики Беларусь определена Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 04.09.2007 № 95 "О порядке предварительного представления таможенным органам Республики Беларусь информации о товарах, в том числе транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь".
Предварительная информация в электронном виде направляется заинтересованным субъектом хозяйствования в Минскую центральную таможню не менее чем за 2 часа до перемещения товаров через таможенную границу. Электронные сообщения хранятся в центральной базе не более 15 суток, после чего аннулируются, если фактического ввоза товаров не произошло. Если в представленной информации отсутствуют ошибки, субъекту хозяйствования направляется уникальный идентификационный номер перевозки. После проверки и регистрации предварительная информация автоматически направляется в республиканский пункт таможенного оформления, через который будет осуществляться перемещение товаров. Далее сопоставляются сведения, содержащиеся в транспортных и коммерческих документах, представленных перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации, а также осуществляется контроль в рамках системы анализа и управления рисками [30].
С 1 января 2011 г. таможенные органы выполняют согласованные требования Европейского союза о предварительном информировании таможенных органов ЕС о ввозимых товарах и транспортных средствах. К примеру, при перевозке груза автомобильным транспортом такая декларация должна быть подана не менее чем за 1 час до его фактического прибытия на территорию ЕС, в случае железнодорожных перевозок - за 2 часа.
Условием функционирования
европейской системы
Отметим, что по инициативе белорусской стороны в комиссию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России был внесен проект решения, предусматривающий введение с середины 2012 года обязательного электронного предварительного информирования при ввозе товаров на территории трех стран, по аналогии с обязательным предварительным информированием, существующим в Евросоюзе.
В связи с этой инновацией, РУП "Белтаможсервис" в 2010 г. заключил ряд соглашений с европейскими странами, а также разработал специализированное программное обеспечение для передачи информации. Это позволяет перевозчикам осуществлять предварительное информирование таможенных органов ЕС заблаговременно, а также при необходимости получать гарантию исполнения налогового обязательства при перевозке товара по территории стран ЕС в момент таможенного оформления в Беларуси. Это значительно сокращает время прохождения таможенного контроля на границе Евросоюза (20-30 минут) [30].
Обязательное
предварительное информирование о
товарах, ввозимых на таможенную территорию
Таможенного союза
В Беларуси за время промышленной эксплуатации ( с февраля 2011 г.) системы было принято более 600 тыс. электронных сообщений, содержащих предварительную информацию. В 2012 году принято 162 тыс. сообщений.
В России эта система начала действовать в прошлом году, в Казахстане приступили к применению предварительного информирования только с момента вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза [36].
ГТК ведёт постоянный
мониторинг результатов внедрения
данной технологии. Однако время на
прохождение товаров через
Таким образом, ЭПИ - это удобная операция, без затрат на оформление необходимых документов прямо на границе. Информация поступает в таможню, пока товар еще в пути. Среди преимуществ применения перевозчиком услуги ЭПИ: сокращение влияния субъективных факторов при принятии решения должностным лицом таможенного органа; удобный порядок расчетов в безналичном порядке; сокращение времени таможенного оформления и контроля в пункте пропуска; стоимость услуг по ЭПИ на 10-15% ниже стоимости услуг формирования электронных копий таможенных документов на границе.
2.3. Тенденции и перспективы развития информационных таможенных технологий
Для того чтобы оценить перспективы развития ИТ и ИС в нашем государстве, в том числе в рамках Таможенного союза, следует обратиться к опыту Европейского союза.
На конференции по ИТ в 2006г. Том Дойл, бизнес-директор и ответственный за сбор доходов, таможенное, пограничное управление в компании Accenture, который проработал 29 лет уполномоченным по сбору доходов в Ирландии и был консультантом Европейской комиссии, Всемирного банка и других международных организаций, представил свой взгляд на то, как будет выглядеть таможня к 2020 г.. Он рассмотрел разные аспекты в развитии таможни, в числе которых и перспектива развития таможенных технологий. По его мнению, организационные, процедурные и политические изменения в таможне будут обусловлены именно применением информационных таможенных технологий. Новые решения в области ИТТ обеспечат к 2020 г.:
-возможность
взаимодействия таможни и
-полностью открытую, беспроводную и мобильную операционную среду,
-решения для
структурированных и
Эволюция трех главных элементов ИТТ: сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения, идентификационное управление, управление рисками, - определят как технологические решения будут функционировать в 2020г. (Приложение А).
Сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения. Развивающиеся стандарты и сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения будут усовершенствованы, чтобы сформировать основную часть технологической перспективы на 2020г., обеспечивая основу для введения в эксплуатацию новых ИТТ.
Технологии повысят способность совместной работы таможенных органов с другими органами. Системы по созданию взаимодействия облегчат совершение операций на границе. Возможность взаимодействия будет достигнута посредством общемирового принятия стандартов для получения и контроля данных по сделкам, всестороннего использования сервис-ориентированной архитектуры программного обеспечения и новых моделей управления ИТ.
Сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения создает основу ИТ для интеграции бизнес-процессов, регулируемых многочисленными системами. Услуги для предприятий доступны благодаря всеобъемлющим, нейтральным в отношении трейдеров, основанным на интернет-технологиях стандартам.
Сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения дает возможность для отдельных бизнес-действий, управляемых автономными системами, работать одновременно, выполняя бизнес-процесс. Посредством такой возможности сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения может изменить процесс функционирования организаций и взаимодействия с бизнес-партнерами и клиентами. Целью сервис-ориентированной архитектуры программного обеспечения является оптимизация индивидуальных и коллективных бизнес-процессов, нежели применение ИТ, используемых для поддержки этих процессов.
Информация о работе Инновации в информационных таможенных технологиях