Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 06:06, курсовая работа
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобальной активизации мирохозяйственных связей, постоянного роста объемов внешней торговли и возрастающей роли в этих процессах таможенных органов, широкое распространение получил процесс систематизации информации, т. е. процесс развития информационных систем и технологий с учетом современных международных инновационных стандартов и подходов.
Объектом исследования является анализ инновационных процессов внедрения и применения современных информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в таможенной сфере и обеспечении внешнеторговой деятельности, разработанных с учетом международных стандартов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ…5
1.1. Информационные таможенные технологии: цели, задачи и значимость для таможенной сферы……………………………………………….5
1.2. Стандарты в области информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….7
2.ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………………..13
2.1. Опыт применения информационных таможенных технологий в мировой практике…………………………………………………………………..13
2.2. Опыт применения информационных таможенных технологий в Республике Беларусь в рамках Таможенного союза……………………………..16
2.3. Тенденции и перспективы развития информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………38
Некоторые администрации только на ранних стадиях применения архитектуры программного обеспечения услуг. Поэтому ожидается распространение применения модельной сервис-ориентированной архитектуры программного обеспечения к 2020г. Таможенные организации выиграют от инвестиций в построение сервис-ориентированной архитектуры программного обеспечения.
Сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения предоставляет возможность для надежной технической интеграционной способности, которая может быть использована между многочисленными учреждениями на международной основе. Сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения имеет потенциал предоставления возможности открытого обзора клиентов в этих учреждениях и на границах в реальном времени, представляя новый подход доступа к информации и работы с нею. Она обеспечивает технологическую модель для таможенных администраций по всему миру для осуществления одинаковых процессов, учитывая разницу в национальных законодательствах и процедурных аспектах бизнес-модели.
Свойственная
гибкость и свободное соединение
сервис-ориентированной
Идентификационное управление.
Увеличение объёмов мировой торговли и путешествий в соединении с обостряющимися проблемами защиты стали причиной постановки новых задач в области идентификационного управления контролем пассажиров и грузов. Новые решения для удовлетворения этих задач доступны благодаря технологическим достижениям. Использование сложных методов и соответствующей технологии улучшат способность таможенных администраций идентифицировать как личности, так и грузы для выборочного контроля. Нечёткое совпадение (неточное) и ранжирование результатов определяются на основе заранее установленного разновеса и приоритетов. Комбинация алгоритмов обеспечивает высокоточную оценку. Такая технология поиска и совпадения уже действует на высоких скоростях и позволяет, например, таможне выделять декларации груза и пассажиров определённого содержания за короткое время.
Биометрия (идентификация человека по его пожизненным уникальным биологическим параметрам (отпечаткам пальцев, радужной оболочке глаза, голосу, овалу лица, геометрии руки и др.) ) станет основным и широко распространённым методом усиленной проверки идентификации к 2020г., основываясь на таких характеристиках, как дактилоскопия, сканирование радужной оболочки и распознание голоса для подтверждения персональной идентификации. Технология биометрии может стать более безопасным методом, нежели методы полагания лишь на то, чем обладает пассажир (например, паспорт) или на то, чем он или она обеспечены (например, пароль), так и то, и другое легко подделать или получить обманным путём.
Нанотехнологии также могут применятся для идентификационного управления для улучшения проверки подлинности документов таких как, идентификационные удостоверения, паспорта и свидетельства о рождении. Нанотехнологии предоставляют альтернативный, более безопасный метод идентификации по сравнению с традиционными методами такими, как штрих-коды, которые изменяют вид товара или документа и поэтому легко подделываются.
Существующие проблемы касаются безопасности, затрат и точности. Однако идентификационное управление остаётся важной областью национальной безопасности, и сейчас учреждения сталкиваются с задачами получения потенциальных преимуществ технологических достижений, не подвергая риску безопасность и регулирующие аспекты обработки данных в таможне [40].
Использование беспроводных приложений представят явные преимущества особенно в сфере правоохранительной деятельности в будущем. Радиочастотная идентификация частично в объединении со спутниковой технологией станет важной частью международной цепи поставок, позволяющей безопасно прослеживать и контролировать маршрут перевозки товаров.
Преимущества беспроводной технологии включают не только увеличение контроля за торговлей, но и потенциальные решения, которые дешевле, чем существующие физические операции. Радиочастотная идентификация может позволить учреждениям (организациям) определять подвергался ли контейнер вскрытию. Они могут обнаруживать изменения давления, влажности, температуры, уровень содержания углекислого газа и др. Это обеспечивает концепцию «виртуальной границы», т.к. контейнер, который был сертифицирован в месте происхождения, может быть оформлен в месте выпуска с высоким уровнем уверенности, что содержание не изменилось и не подделывалось во время пути.
Ожидается, что затраты на производство радиочастотной идентификации снизятся в будущем. Эта технология уменьшит время таможенного оформления в месте происхождения. Предоставляя поставщикам и другим заинтересованным сторонам высокий уровень уверенности во времени, необходимом для получения товаров.
Управление рисками
Оценка рисков на основе оперативных данных будет достаточно точной, чтобы позволить виртуально всем законопослушным торговцем или пассажирам продолжать бизнес без вмешательства таможни и позволит выделить для проверки и таможенного контроля оставшуюся часть.
Большинство мировых портов и аэропортов работают с компьютеризированными системами контроля перевозчиков, которые способны устанавливать связь с системами обработки таможенных грузовых деклараций. Установка таких программ, включающих обеспечивающие безопасность соглашения по пользованию уникального номера партии груза, является важным компонентом всего контроля грузов. Выборочный отбор, особенно по данным перед прибытием, убытием, станет ещё более важным в операциях по выявлению контрабанды; информация о заранее подозрительных поставках может быть использована для определения местонахождения товаров и начать оперативное наблюдение.
ИС будут построены по принципу сбора разрозненной информации, чтобы сформировать целостную картину контроля. Беспроводные системы определения местонахождения (такие, как GPS) и пространственные технологии позволят организациям определять и анализировать пространственную информацию абсолютно новыми способами. Они включают изучение пространственных связей и скрытых направлений. Результат разведки позволит принять решения о том, где и когда лучше использовать ресурсы таможни и пограничного управления [41].
Принятие и применение мировых стандартов, архитектур и совместные попытки упрощения являются важными элементами на пути к успеху создания таможни нового поколения к 2020г. Технологические стратегии изменятся, чтобы укрепить содействие растущей кооперации и эффективно использовать результаты информации в работе таможенных органов.Технологии обеспечат основу для легкого взаимодействия таможенных администраций как с клиентами, так и с другими таможенными органами. Поэтому технологии являются основой для международной торговли.Цель таможенных программ будет сосредоточена на устойчивости, безопасности и возможности взаимодействия. Программы будут работать на базе хорошо управляемой модели сервис-ориентированной архитектуры для таможни и трейдеров, которая обеспечит полноценное взаимодействие. Программы будут также функционировать в рамках сложных сетевых архитектур, предназначенных для обеспечения способности системы противостоять ошибкам посредством всестороннего использования усиленных протоколов системы защиты. Безопасность цепи поставок будет повышена посредством усовершенствованного использования технологии контроля за маршрутом перевозки товаров. Использование радиочастотной технологии станет общепринятой практикой. Будет широко распространено применение нанотехнологий и биометрии для идентификации пассажиров и товаров группы повышенного риска. Программы анализа рисков на основе разведывательных данных являются гарантией защиты от мошенничества. Эти программы имеют возможность обрабатывать обширное количество структурированной и неструктурированной информации, включая биометрические и пространственные данные. Это обеспечит таможенников решениями в отношении к неразрешимым в настоящее время задачам (Приложение Б).
Проект «Электронная таможня». Эффективное решение стоящих перед таможенными органами задач на современном этапе развития внешней торговли невозможно без применения информационных систем и технологий. Передовые таможенные службы стремятся к созданию «электронной таможни», а правительства финансируют реализацию таких проектов, получивших интернациональное общепризнанное название «Электронная таможня», или e-Customs. На необходимость реализации этих проектов повлияла глобализация внешнеэкономических связей и внешнеторговых отношений в сфере обмена информацией, товарами и услугами, что, в свою очередь, потребовало повышения уровня согласованности и взаимодействия таможенных систем стран мира, гармонизации таможенных процедур и унификации таможенных формальностей, внедрения систем электронной обработки информации, основанных на новейших современных ИТ, применения современных технических средств таможенного контроля, включая применение инспекционных досмотровых комплексов крупногабаритных грузов. Чтобы обеспечить современный уровень таможенной службы Республики Беларусь, соответствующий лучшим международным стандартам, ГТК Республики Беларусь принял решение о разработке Концепции проекта Программы «Электронная таможня» на 2011 — 2015 годы [19, c.10-11].
В рамках Концепции предусматривается определение приоритетных направлений развития информационных таможенных технологий для обеспечения дальнейшего расширения взаимодействия с участниками международной торговли, создания благоприятных условий для ведения организациями и предприятиями ВЭД, улучшения социального и информационного обслуживания граждан, ускорение и упрощение таможенных процедур таможенного контроля, внедрения общепринятых мировых стандартов безопасной торговли, повышения качества таможенного регулирования и администрирования в целом [32].
Основные задачи, решаемыми в рамках проекта «Электронная таможня»:
- развитие информационно-
- повышение
качества и доступности
- совершенствование
системы информационно-
-содействие
внедрению в практику
- дальнейшее развитие и совершенствование системы электронного декларирования товаров;
- обеспечение
интеграции с информационными
ресурсами банковской системы,
государственных органов,
Уже сегодня можно сказать об успешном выполнении проекта. Снижаются временные и финансовые затраты засчет применения электронного декларирования и предварительного информирования, создана система, обеспечивающая информационное взаимодействие таможенных органов с иными госорганами, что предоставляет возможность получения необходимых сведений в таможне, не обращаясь в различные ведомства. Учитывая положительные тенденции, проект "Электронная таможня" планируется реализовать в Беларуси к 2014 году.
Как уже было ранее отмечено, предварительное информирование таможенных органов о ввозе товаров на территорию Таможенного союза касается пока только автомобильных перевозок. Применение предынформирования при ввозе товаров иными видами транспорта носит добровольный характер. Это относится, в том числе, и к железнодорожному транспорту. Работу с Белорусской железной дорогой ГТК проводил на протяжении всего 2012 года. Уже прошли пробные составы, в отношении которых представлялась предварительная информация. Эксперимент прошёл без сбоев. Отмечается, что как только железная дорога будет готова подключить свои станции к системе, таможенные органы, в свою очередь, ответят полной готовностью [22, c.4].
Наработки, полученные в результате реализации проекта ЭПИ, будут применены в дальнейшем при внедрении системы электронного предварительного декларирования, ещё одного из направлений реализации программы «Электронная таможня» [17, c.7].
Планируется также внедрение автоматизированной системы управления процессами контроля в автодорожных пунктах пропуска. Это нововведение позволит получать информацию при въезде транспортного средства на территорию пункта пропуска путём автоматической счистки номера с использованием видеокамеры и осуществлять обмен информацией о транспортном средстве и перемещаемом товаре между контрольными службами в пунктах пропуска [24, c.11]..
Евразийская экономическая комиссия разработала проект основных направлений развития таможенных служб и таможенного законодательства до 2015 года. Основная идея этого документа - приоритет электронному декларированию. К 2015 году на электронное декларирование должно перейти не менее 50% перемещаемых товаров в Таможенном союзе [27].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в Республики Беларусь сейчас максимально много усилий прикладывается для того, чтобы к 2014 перейти полностью на электронный формат декларирования в независимости от заявленной процедуры, от лица, декларирующего товары, от других производимых таможенных процедур и т.д. В ближайшей перспективе реализация концепции «Электронная таможня», предусматривающая постоянное развитие и внедрение современных ИТ в функционирование таможенных органов с учётом международных стандартов, максимальную автоматизацию осуществления таможенных процедур и операций. Одним из элементов данной концепции является ЭПИ, поэтому ведётся активная работа по его реализации, была создана необходимая правовая база для введения обязательного предварительного информирования в середине 2012 года. В целом, важно использовать мировой опыт в построении электронной таможни. Например, практика Евросоюза с его весьма хорошо разработанным планом различных проектов информационных систем, обеспечивающих электронную обработку данных, касающихся перемещений товаров, и обмен такими данными между таможенными органами ЕС, что актуально и для Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования данной темы сделаны следующие выводы:
- непрерывный рост мировой торговли, информатизация общества требуют постоянного внедрения и развития все более современных ИТ и ИС в таможенной сфере;
- главной целью ИТ и ИС является обеспечение более эффективных и качественных условий для деятельности таможенных органов: ускорение обмена и обработки информации, создание надежной системы контроля;
Информация о работе Инновации в информационных таможенных технологиях