Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрытие роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конкурентоспособности и влияние на нее различных факторов;
определить роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД РФ;
рассмотреть реализацию функций таможенного тарифа;
проанализировать влияние ЕТТ ТС на структуру ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;
раскрыть влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства;
проанализировать основные направления защиты российской экономики.
Введение 3
1. Роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговой деятельности 4
2. Анализ Единого таможенного тарифа Таможенного союза 17
3. Основные направления защиты российской экономики в современных условиях 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
К экономическим критериям, кроме цены, относятся также скидки на товары, которые, в конечном счете, и определяют фактическую цену реализации. Система скидок устанавливается предприятиями в зависимости от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи (сезонные распродажи), стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность является сложным свойством товаров, характеризуемым интегральным относительным показателем. Определить этот показатель для каждого товара можно лишь в сравнении с другим товаром-конкурентом, показатели которого являются базовыми, принятыми за основу для сопоставления двух или нескольких товаров-конкурентов.
Основой таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф. Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования, использующийся для реализации целей торговой политики, применяется во всех странах мира. В странах Таможенного союза с 1 января 2010 г. действует Единый таможенный тариф ТС (ЕТТ ТС).
ЕТТ ТС – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ТС из третьих стран и систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Сущность таможенного тарифа можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны он представляет собой законодательный акт, в котором представлены ставки таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза. В этом случае таможенный тариф выполняет торговую роль. А с другой стороны – тариф применяется к товарам, ввозимым из различных стран как политический инструмент, т.е. создает товарам из отдельных стран благоприятствующий режим или наоборот, ограничивает ввоз отдельных товаров.1
Следовательно, в таможенном тарифе должна быть установлена оптимальная комбинация конкретных способов достижения (в виде комбинации ставок таможенных пошлин по всей номенклатуре товаров) целей таможенного тарифа, отражающих в обобщенной форме конкретные цели действий с таможенными пошлинами.2
Важнейшая роль таможенного тарифа реализуется в обеспечении защиты внутреннего рынка, позволяя отечественным предприятиям увеличить объемы производства, так как потребители будут покупать товары у отечественных производителей. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом, то, таким образом, она нуждается в защите тарифом.
Кроме всего прочего таможенный тариф является важным источником бюджетных доходов. В России доходы от таможенных пошлин составляют примерно до 40% доходной части бюджета.
Таким образом, таможенный тариф играет большую роль в регулировании внешнеторговой деятельности. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что вызовет дополнительные расходы бюджета, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.
Основными целями Единого таможенного тарифа являются: 3
Место таможенного тарифа в системе мер государственного регулирования ВЭД определяется п.1 ст.12 ФЗ-164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
Таким образом, таможенно-тарифное регулирование и таможенный тариф в частности занимают первое место в системе мер государственного регулирования ВЭД.
К основным функциям таможенного тарифа относятся:
Функции таможенного тарифа реализуются главным образом за счет таможенных пошлин, которые являются его основной частью. В таможенном тарифе они представлены в виде дифференцированных ставок в отношении различных групп и позиций товара.
Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.
К принципам построения единого таможенного тарифа относятся:
Таким образом, таможенный тариф должен служить средством поддержки и защиты отечественного производителя, и ни в коем случае не тормозить развитие национального производства. Поэтому при построении таможенного тарифа, следует учитывать, прежде всего, влияние таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественного производства.
Таким образом, можно сделать
вывод, что суть принципа приоритетного
развития и поддержки национального
производителя заключается в
снижении конкурентоспособности
Один из основных показателей таможенного тарифа – это степень дифференциации ТН ВЭД, она также обуславливает и дифференциацию ставок таможенных пошлин. Увеличение товарных позиций, субпозиций в ТН ВЭД позволяет более детально осуществлять регулирование внешней торговли. Глубина дифференциации товарной номенклатуры – это более детальное регулирование ввоза товаров, так как от этого зависит и количество ставок товаров, т.е. их дифференциация. Таким образом, чем больше в тарифе будет товарных позиций, тем степень защиты экономики будет глубже.
Единый таможенный тариф Таможенного союза содержит 11173 десятизначных товарных позиций, а это значит, что для него характерна слабая дифференциация товарной номенклатуры. В тарифах зарубежных стран товарная структура выходит за 12 знаков, в то время как в Таможенном союзе она составляет только 10 знаков.
Также в ЕТТ ТС установлено 11173 ставок таможенных пошлин. Количество ставок таможенных пошлин в тарифе по товарным позициям также обеспечивают защиту отраслей экономики. На уровень защиты экономики влияет и дифференциация ставок таможенных пошлин. В ЕТТ ТС уровень защиты экономики очень слабый, так как в нем установлены ставки размером 0; 5; 10; 15; 20%.
Поэтому существует необходимость структурной перестройки ассортимента товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, а также необходимость дифференциации ТН ВЭД ТС, ставок таможенных пошлин.
Таким образом, Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защитить национальных производителей от иностранной конкуренции, и стимулировать развитие отстающих отраслей.
Вследствие вступления России в ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она исполняет роль защиты национального производителя.
Главной целью ВТО является либерализация международной торговли. В основном она сводится к тому, что товары при экспорте из государства должны беспрепятственно попадать в импортирующую страну. При этом, допускается, что субъекты имеют право на защиту своих товаров, но главным образом посредством импортного тарифа. Интерес к России во многом понятен, учитывая, что основной объем экспорта составляют сырьевые товары.5
При установлении ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно исходить из реализации регулятивных целей таможенного дела. Многоплановость и специфика влияний таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от государственных структур "взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий". Значит, наиболее высокими должны быть ставки на те товары, которые производятся внутри страны в достаточном количестве и спрос на них удовлетворяется отечественным производителем.
Сбалансированные импортные
пошлины должны быть установлены
на такие категории товаров, которые
производятся в России, но не могут
пока составить достойную
Тарифная защита должна распространяться на отрасли, развитие производства которых находится на начальном этапе, а также на отрасли, продукция которых в России по качеству соответствует мировым стандартам, а по цене находится примерно на одном уровне с импортными товарами. С помощью высоких импортных пошлин Правительство РФ должно защищать на внутреннем рынке отрасли, имеющие хороший производственный потенциал, но в то же время нуждающиеся во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. К ним относится, например, производство кондитерских изделий, мясной продукции, мебели и др.
Стимулирования развития
отдельных отраслей можно добиться,
в частности, и отменой пошлин
на импорт высокоэффективного оборудования,
которое в России не выпускается.
Переоснащение производств
Основная цель таможенного тарифа состоит в регулировании перемещаемых через таможенную границу товаров. Регулирование ввоза товаров на территорию государства сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных мер. Основным тарифным инструментом являются таможенные пошлины. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: фискальную, протекционистскую, регулирующую.
Особое внимание должно уделяться протекционистской функции. Ведь при введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. Таможенный тариф обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены. Таким образом, таможенная пошлина делает импорт менее конкурентоспособным на внутреннем рынке страны.