Изучение роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - раскрытие роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конкурентоспособности и влияние на нее различных факторов;
определить роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД РФ;
рассмотреть реализацию функций таможенного тарифа;
проанализировать влияние ЕТТ ТС на структуру ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;
раскрыть влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства;
проанализировать основные направления защиты российской экономики.

Содержание

Введение 3
1. Роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговой деятельности 4
2. Анализ Единого таможенного тарифа Таможенного союза 17
3. Основные направления защиты российской экономики в современных условиях 29
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Бенько Юлии по ТТР.docx

— 445.83 Кб (Скачать документ)

К экономическим критериям, кроме цены, относятся также скидки на товары, которые, в конечном счете, и определяют фактическую цену реализации. Система скидок устанавливается предприятиями в зависимости от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи (сезонные распродажи), стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что конкурентоспособность является сложным свойством товаров, характеризуемым интегральным относительным показателем. Определить этот показатель для каждого товара можно лишь в сравнении с другим товаром-конкурентом, показатели которого являются базовыми, принятыми за основу для сопоставления двух или нескольких товаров-конкурентов.

1.2. Сущность, роль  таможенного тарифа в регулировании  ВТД

Основой таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф. Таможенный тариф как  инструмент государственного регулирования, использующийся для реализации целей торговой политики, применяется во всех странах мира. В странах Таможенного союза с 1 января 2010 г. действует Единый таможенный тариф ТС (ЕТТ ТС).

ЕТТ ТС – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ТС из третьих стран и систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Сущность таможенного  тарифа можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны он представляет собой законодательный акт, в котором представлены ставки таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза. В этом случае таможенный тариф выполняет торговую роль. А с другой стороны – тариф применяется к товарам, ввозимым из различных стран как политический инструмент, т.е. создает товарам из отдельных стран благоприятствующий режим или наоборот, ограничивает ввоз отдельных товаров.1

Следовательно, в таможенном тарифе должна быть установлена оптимальная комбинация конкретных способов достижения (в виде комбинации ставок таможенных пошлин по всей номенклатуре товаров) целей таможенного тарифа, отражающих в обобщенной форме конкретные цели действий с таможенными пошлинами.2

Важнейшая роль таможенного  тарифа реализуется в обеспечении  защиты внутреннего рынка, позволяя отечественным предприятиям увеличить объемы производства, так как потребители будут покупать товары у отечественных производителей. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом, то, таким образом, она нуждается в защите тарифом.

Кроме всего прочего таможенный тариф является важным источником бюджетных доходов. В России доходы от таможенных пошлин составляют примерно до 40% доходной части бюджета.

Таким образом, таможенный тариф  играет большую роль в регулировании  внешнеторговой деятельности. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что вызовет дополнительные расходы бюджета, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

Основными целями Единого  таможенного тарифа являются: 3

  1. рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-участников ТС;
  2. поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-участников ТС;
  3. создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;
  4. защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  5. обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

Место таможенного тарифа в системе мер государственного регулирования ВЭД определяется п.1 ст.12 ФЗ-164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

  1. таможенно - тарифного регулирования;
  2. нетарифного регулирования;
  3. запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  4. мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.4

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование и таможенный тариф в частности занимают первое место в системе мер государственного регулирования ВЭД.

К основным функциям таможенного тарифа относятся:

  1. регулирующая - регулирование ввоза и вывоза товаров посредством системы ставок таможенных пошлин;
  2. фискальная - пополнение федерального бюджета за счет взимания пошлин за ввозимые и вывозимые товары;
  3. протекционистская - защита товаров отечественных производителей от ввозимой иностранной продукции.

Функции таможенного тарифа реализуются главным образом  за счет таможенных пошлин, которые  являются его основной частью. В  таможенном тарифе они представлены в виде дифференцированных ставок в  отношении различных групп и  позиций товара.

Особое значение имеет  фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части  федерального бюджета.

К принципам построения единого таможенного тарифа относятся:

  1. Принцип эскалации  подразумевает повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической переработки товаров:
    • сырье (0 – 5%);
    • полуфабрикаты (5 – 10%);
    • готовые (свыше 10%).
  1. Эффективного тарифа – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.

Таким образом, таможенный тариф  должен служить средством поддержки  и защиты отечественного производителя, и ни в коем случае не тормозить  развитие национального производства. Поэтому при построении таможенного  тарифа, следует учитывать, прежде всего, влияние таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественного производства.

Таким образом, можно сделать  вывод, что суть принципа приоритетного  развития и  поддержки национального  производителя заключается в  снижении конкурентоспособности иностранных  товаров на отечественном рынке  за счет удорожания ввоза этих товаров  посредством повышения ставок импортных  пошлин в таможенном тарифе. С помощью  таможенных пошлин государство может  поощрять ввоз или вывоз соответствующих  товаров или ограничивать их, ставить  в равные экономические     условия     товары     отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных  конкурентов.

Один из основных показателей  таможенного тарифа – это степень  дифференциации ТН ВЭД, она также  обуславливает и дифференциацию ставок таможенных пошлин. Увеличение товарных позиций, субпозиций в ТН ВЭД  позволяет более детально осуществлять регулирование внешней торговли. Глубина дифференциации товарной номенклатуры – это более детальное регулирование ввоза товаров, так как от этого зависит и количество ставок товаров, т.е. их дифференциация. Таким образом, чем больше в тарифе будет товарных позиций, тем степень защиты экономики будет глубже.

Единый таможенный тариф  Таможенного союза содержит 11173 десятизначных  товарных позиций, а это значит, что  для него характерна слабая дифференциация товарной номенклатуры. В тарифах  зарубежных стран товарная структура  выходит за 12 знаков, в то время  как в Таможенном союзе она  составляет только 10 знаков.

Также в ЕТТ ТС установлено 11173 ставок таможенных пошлин. Количество ставок таможенных пошлин в тарифе по товарным позициям также обеспечивают защиту отраслей экономики. На уровень  защиты экономики влияет и дифференциация ставок таможенных пошлин. В ЕТТ  ТС уровень защиты экономики очень  слабый, так как в нем установлены  ставки размером 0; 5; 10; 15; 20%.

Поэтому существует необходимость структурной перестройки ассортимента товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, а также необходимость дифференциации ТН ВЭД ТС, ставок таможенных пошлин.

Таким образом, Таможенный  тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен  в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защитить национальных производителей от иностранной конкуренции, и стимулировать развитие отстающих отраслей.

1.3. Повышение роли таможенного тарифа в условиях процесса мировой глобализации

Вследствие вступления России в ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она исполняет роль защиты национального производителя.

Главной целью ВТО является либерализация международной торговли. В основном она сводится к тому, что товары при экспорте из государства должны беспрепятственно попадать в импортирующую страну. При этом, допускается, что субъекты имеют право на защиту своих товаров, но главным образом посредством импортного тарифа. Интерес к России во многом понятен, учитывая, что основной объем экспорта составляют сырьевые товары.5

При установлении ставок ввозных  таможенных пошлин целесообразно исходить из реализации регулятивных целей таможенного  дела. Многоплановость и специфика  влияний таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики  в целом требуют от государственных  структур "взвешенного подхода  к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий". Значит, наиболее высокими должны быть ставки на те товары, которые производятся внутри страны в достаточном количестве и спрос на них удовлетворяется отечественным производителем.

Сбалансированные импортные  пошлины должны быть установлены  на такие категории товаров, которые  производятся в России, но не могут  пока составить достойную конкуренцию  их зарубежным аналогам. Необходимо максимально  снизить ставки таможенных пошлин (либо ликвидировать их) на товары, которые  не производятся и не могут производиться  российскими предприятиями.

Тарифная защита должна распространяться на отрасли, развитие производства которых  находится на начальном этапе, а  также на отрасли, продукция которых  в России по качеству соответствует  мировым стандартам, а по цене находится  примерно на одном уровне с импортными товарами. С помощью высоких импортных пошлин Правительство РФ должно защищать на внутреннем рынке отрасли, имеющие хороший производственный потенциал, но в то же время нуждающиеся во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. К ним относится, например, производство кондитерских изделий, мясной продукции, мебели и др.

Стимулирования развития отдельных отраслей можно добиться, в частности, и отменой пошлин на импорт высокоэффективного оборудования, которое в России не выпускается. Переоснащение производств позволит добиться предприятию большей конкурентоспособности, что, безусловно, будет способствовать росту экономики, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению собираемости налогов. В конечном итоге снижение таможенного бремени путем отмены ввозных таможенных пошлин на станки, комплектующие, фурнитуру позволит перейти к экспорту продукции, производимой на таком оборудовании. 

2. Анализ Единого таможенного  тарифа Таможенного союза

2.1. Влияние Единого  таможенного тарифа ТС на структуру  ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС

Основная цель таможенного  тарифа состоит в регулировании  перемещаемых через таможенную границу  товаров. Регулирование ввоза товаров  на территорию государства сводится в основном к его ограничению  с помощью тарифных и нетарифных мер. Основным тарифным инструментом являются таможенные пошлины. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: фискальную, протекционистскую, регулирующую.

Особое внимание должно уделяться  протекционистской функции. Ведь при  введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. Таможенный тариф обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены. Таким образом, таможенная пошлина делает импорт менее конкурентоспособным на внутреннем рынке страны.

Информация о работе Изучение роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей